Приоритет «Росморпорта» – максимальное достижение национальных целей - Морские вести России

Приоритет «Росморпорта» – максимальное достижение национальных целей

27.12.2020

Приоритет «Росморпорта» – максимальное достижение национальных целей

О перспективах расширения инвестпрограммы и реализации проектов Комплексного плана развития магистральной инфраструктуры (КПМИ), влиянии пандемии COVID-19 и планах по акционированию, о выполнении обязательств

по развитию портов на фоне сокращения портовых сборов в интервью журналу «Морские порты» рассказал Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев.

Морские порты: развитие и перспективы

«МП»: Андрей Васильевич, как в общих цифрах выглядит инвестиционная программа ФГУП «Росморпорт» на 2020 год? Каковы основные статьи расходов?

– Объем инвестиций предприятия по итогам 2020 года составит порядка 13,6 млрд рублей, из них 4,4 млрд рублей за счет средств федерального бюджета.

Основными статьями расходов традиционно являются строительство и реконструкция гидротехнических сооружений, а также объектов систем обеспечения безопасности мореплавания (СОБМ). При этом начиная с текущего года более половины инвес-тиционного бюджета направляется на обновление флота.

«МП»: Отразились ли последствия пандемии COVID-19 на реализации инфраструктурных проектов?

– Пандемия COVID-19 затронула все сферы жизни и экономики. Разумеется, она сказалась и на реализации инфраструктурных проектов. По некоторым мероприятиям, предусмотренным инвестиционной программой ФГУП «Росморпорт», произошло «удлинение» сроков.

В ряде случаев на фоне ограничительных мер, введенных из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, генподрядчики не могли привлечь на объекты строительства необходимое количество специалистов, в том числе иностранных граждан.

В связи с этим сдвинуты вправо сроки по таким мероприятиям, как реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту Певек, консервация объектов гидротехнических сооружений терминала в г. Пионерском, строительство паромов для линии Усть-Луга – Балтийск, рассматривается вопрос о продлении сроков строительства комплекса береговых и морских сооружений морского порта Геленджик.

Мы со стороны заказчика работ прикладываем все усилия, чтобы не допустить срыва сроков проектов, проводим тщательный мониторинг и вводим строительный контроль.

Падение грузооборота портов и снижение судооборота, которое мы наблюдали на протяжении нескольких месяцев, существенно повлияли на доходную базу предприятия. Чтобы своевременно реализовать проекты по модернизации портовой инфраструктуры, в том числе включенные в инвестиционную программу предприятия и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ), предприятие в этом году расширило свою программу заимствований.

Напомню: «Росморпорт» в октябре провел успешное дебютное размещение облигационного займа на 4 млрд рублей в рамках программы облигаций на 25 млрд рублей. Средства пойдут на финансирование инвестпрограммы предприятия.

«МП»: Какой будет инвестиционная программа предприятия на 2021 год и в последующие годы, исходя из принимаемого трехлетнего бюджета РФ? Бюджетные нормативы, заложенные на транспортные проекты, как-то отразятся на деятельности предприятия?

– Учитывая высокую приоритетность достижения национальных целей, определенных майским указом Президента России, инвестиционная программа предприятия на следующий трехлетний цикл максимально сфокусирована на достижении целей КПМИ, в том числе в части объектов, реализуемых с привлечением средств федерального бюджета.

Объем финансирования инвестиционных проектов за счет собственных средств предприятия в 2021 году запланирован на уровне более 11 млрд рублей. Это самый высокий показатель за всю историю «Росморпорта».

Ежегодный объем инвестиций на развитие портовой инфраструктуры и флота за счет средств федерального бюджета в 2021-2023 годах составит 18,9, 21,7 и 14,7 млрд рублей соответственно.

«МП»: Связано ли увеличение инвестпрограммы на следующий год, например, с повышением арендной платы за федеральное имущество в портах (причалы, терминалы), повышением портовых сборов, тарифов на услуги предприятия?

– Увеличение показателя не связано ни с повышением арендной платы за федеральное имущество в портах, ни ставок портовых сборов. Так, пересмотр ставки аренды осуществляется предприятием ежегодно в рамках заключенных договоров на величину индекса потребительских цен. Ставки же портовых сборов и вовсе не индексировались с 2016 года, а для каботажного плавания – с 2014 года – и это при том, что только накопленная за прошедший период инфляция суммарно превысила 18%. Уровень индексации ставок портовых сборов, заложенный в бюджете предприятия на плановый период по регулируемым видам деятельности, предусмотрен ниже уровня инфляции – в среднем на 3%.

Для сравнения: с 2008 года тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом выросли вдвое, в то время как ставки портовых сборов увеличились всего на 17%. Стоит отметить, что тарифы стивидорных компаний и прочих хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги в порту и не подлежащих государственному регулированию, также изменяются с учетом колебаний конъюнктуры рынка и других факторов.

В условиях сокращения объемов федерального финансирования объектов портовой инфраструктуры предусмотрено введение нового портового сбора – инвестиционного. «Росморпортом» сформирован перечень инвестпроектов в портах Усть-Луга, Мурманск, Владивосток, Ванино, Новороссийск и Восточный стоимостью порядка 20 млрд рублей и со сроком завершения до конца 2024 года. Их реализация позволит увеличить производственные мощности морских портов более чем на 84 млн тонн.

На основе предложений ФГУП «Росморпорт» распоряжением Росморречфлота утверждена Программа капитальных вложений предприятия в строительство и реконструкцию объектов федеральной собственности на период 2021-2023 годов, а ФАС России вынесла на общественное обсуждение проект приказа об утверждении ставок инвестиционного портового сбора.

«МП»: Какими инфраструктурными портовыми проектами за последнее время пополнился КПМИ на период до 2024 года, а какие проекты из него выбыли или планируются к исключению?

– Сейчас рассматривается возможность продления федерального проекта до 2030 года и включения в него 13 новых мероприятий по развитию и поддержанию объектов портовой инфраструктуры, реализация которых позволит увеличить производственные портовые мощности на 142 млн тонн в горизонте до 2030 года.

Среди них проект по увеличению мощности перевалки АО «Дальтранс-уголь» на 16 млн тонн угля в год, строительство Приморского универсально-перегрузочного комплекса мощностью 65 млн тонн, дальнейшее развитие объектов портовой инфраструктуры ООО «Ультрамар» в морском порту Усть-Луга на 7 млн тонн, реконструкция объектов портовой инфраструктуры в морских портах Новороссийск, Ванино, Корсаков, Анадырь, Нарьян-Мар и Таганрог. Кроме того, изучается возможность дополнения федерального проекта мероприятиями по развитию ледокольного и дноуглубительного флота.

Одновременно рассматривается вопрос исключения из федерального проекта 6 мероприятий общей мощностью порядка 20 млн тонн: строительство транспортно-перегрузочного комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ) в районе бухты Перевозной Приморского края, реконструкция морского порта Шахтерск, техническое перевооружение морского порта Посьет, строительство портового комплекса для перегрузки глинозема в бухте Ванина, строительство в морском порту Ванино на северном берегу бухты Мучке Хабаровского края терминала для перевалки СУГ, реконструкция гидротехничес-ких сооружений морского порта Владивосток.

Основными причинами исключения мероприятий из федерального проекта является отказ инвесторов от проектов или их перенос на неопределённый срок из-за отсутствия финансирования, изменения концепции или колебания конъюнктуры рынков.

«МП»: Расскажите об исключаемых (или возможно исключаемых) из КПМИ портовых проектах, причинах их исключения и перспективах возобновления. Например, о проекте сухогрузного района порта Тамань, строительстве пассажирского порта в городе Пионерском Калининградской области, ряде проектов на Дальнем Востоке? На эти проекты уже потрачены госсредства, они теперь будут заморожены?

– На данный момент принято решение об исключении из КПМИ двух мероприятий. Это создание сухогрузного района порта Тамань и строительство зернового терминала в порту Зарубино. Принятие решения об их возможной реализации зависит от дальнейших планов компаний-инвесторов, и, к сожалению, в текущей парадигме мы видим отсутствие серьезной заинтересованности в развитии данных точек. При этом важно иметь в виду, что эти проекты остановлены на ранней стадии реализации и федеральное финансирование по ним не осуществлялось или вовсе не было предусмотрено.

В стадии принятия решений о формате дальнейшей реализации находятся еще 6 инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, входящих в федеральный проект «Развитие морских портов». Все они находятся на относительно ранних стадиях реализации и финансируются частными инвесторами за счет внебюджетных средств. Логично, что в текущих экономических реалиях инвесторы уточняют парамет-ры инвестиционных проектов.

На данный момент Росморречфлотом принято решение не торопиться с включением данных мероприятий в новую редакцию федерального проекта, над которой мы в настоящий момент работаем. Однако в случае получения подтверждений от инициаторов, уверен, мы сможем максимально оперативно вернуться к вопросу их «возвращения» в федеральный проект.

Что касается проекта строительства грузо-пассажирского терминала в городе Пионерском, его реализация продолжается. Несмотря на сложнос-ти, вызванные расторжением государственного контракта, с которыми пришлось столкнуться предприятию как застройщику, мы намерены завершить реализацию проекта в 2022 году. При этом объем федерального финансирования, выделенного на завершение строительства объектов портовой инфраструктуры, соответствует первоначальной сметной стоимости за вычетом стоимости уже выполненных работ. В настоящий момент «Росморпорт» готовится к выбору генерального подрядчика и заключению государственного контракта на возобновление строительно-монтажных работ.

«МП»: Насколько сложным для предприятия сегодня является вопрос создания портовой инфраструктуры в Арктической зоне РФ? Какие проекты в Арктике вы выделили бы?

– «Росморпорт» выполняет взятые на себя обязательства по созданию объектов федеральной собственности в рамках включенных в Комплексный план и запланированных в Арктичес-кой зоне мероприятий по развитию инфраструктуры морских портов.

В частности, ведутся строительно-монтажные работы в рамках реконструкции причалов морского порта Певек, паромно-пассажирского причала на левом берегу Анадырского лимана в поселке Угольные Копи, продолжается реконструкция причалов первого грузового района в морском порту Мурманск.

Мы приступили к проектированию объектов безопасности мореплавания по проекту создания СПГ-терминала в порту Мурманск, а также к корректировке проектной документации на создание объектов федеральной собственности СПГ-терминала в бухте Бечевинская Камчатского края. Оба проекта инициированы ПАО «НОВАТЭК».

«МП»: Когда «Росморпорт» заключает соглашения с частными компаниями о взаимодействии по тому или иному проекту строительства морских перегрузочных терминалов, что подразумевает это соглашение, какие обязательства вы на себя берете? Если объект включен в какую-то федеральную или госпрограмму и запланирован на определенный срок, разве не прямая обязанность «Росморпорта» свою часть проекта итак выполнить? Понятно, что для инвесторов это дополнительная гарантия исполнения вами запланированных работ, а что это дает вам?

– В соглашениях о взаимодействии с частными инвесторами определяются порядок, источники и объемы финансирования, сроки реализации проекта и условия эксплуатации созданных или реконструированных в рамках проекта объектов портовой инфраструктуры.

«Росморпорт» берет на себя обязательства построить объекты, ограниченные в обороте в силу законодательства, на определенных в соглашении условиях. Разумеется, если строительство объекта предусмотрено федеральными или государственными программами, то «Росморпорт» обязан выполнить свою часть. При этом далеко не все соглашения направлены на реализацию проектов, предусмотренных в федеральных и государственных программах.

В основном соглашения предусматривают финансирование объектов федеральной собственности за счет собственных и привлеченных средств предприятия. Но вне зависимости от источника во всех случаях мы должны иметь гарантию исполнения инвесторами своих обязательств по созданию и эксплуатации объектов частной собственности в целях обеспечения эффективности как государственных инвестиций, так и инвестиций предприятия.

«МП»: С какими компаниями и по каким проектам вами за последнее время заключены соглашения о взаимодействии? На какой стадии реализации эти проекты находятся? Все ли они относятся, как, например, проект LUGAPORT, к ключевым проектам отрасли?

– Соглашения о взаимодействии заключены «Росморпортом» практичес-ки со всеми инициаторами мероприятий федерального проекта «Развитие морских портов», в рамках которых планируется строительство объектов федеральной собственности. Часть из них уже находится в высокой степени реализации.

Так, ведутся строительно-монтажные работы на специализированном угольном терминале в бухте Суходол, на терминале минеральных удобрений Ультрамар в порту Усть-Луга, осуществляется реконструкция 1-го грузового района порта Мурманск, ускоренными темпами идет подготовка к началу строительства упомянутого терминала LUGAPORT. С операторами перечисленных терминалов заключены обязывающие соглашения на период строительства и последующей эксплуатации объектов портовой инфраструктуры.

Многие мероприятия федерального проекта находятся на стадии разработки проектной документации. Здесь «Росморпорт» в рамках заключенных соглашений на период проектирования тесно взаимодействует с частными инвесторами в части согласования технических решений по строительству или реконструкции объектов федеральной собственности и получения положительных заключений государственных экспертиз.

На мой взгляд, эффективное взаимодействие и слаженная работа «Росморпорта» и частных инвесторов на всех этапах реализации проектов позволят достичь определенных федеральным проектом целевых показателей по увеличению производственных портовых мощностей к 2024 году и на долгосрочную перспективу до 2030 года.

Планы по акционированию

«МП»: Сейчас в Правительство РФ внесен законопроект об акционировании «Росморпорта», которое давно обсуждалось. Когда планируется его внесение в Госдуму? Все ли вас устраивает в этом законопроекте, какие ваши предложения не были учтены, и что вы намерены еще предложить на этапе обсуждения?

– Законопроект об акционировании «Росморпорта» 26 октября 2020 года внесен в Правительство Российской Федерации, где произойдет его всестороннее обсуждение. Возможно, будет проведена доработка по поступившим в ходе согласования от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти замечаниям. О конкретных сроках внесения законопроекта в Государственную Думу можно будет говорить только после утверждения плана законопроектной деятельности Правительства на 2021 год.

Решение об акционировании связано с тем, что в настоящее время деятельность ФГУП «Росморпорт» в существующей организационно-правовой форме не отвечает современным экономическим реалиям и не позволяет в полной мере эффективно удовлетворять интересам государства в сфере развития морских портов. Форма акционерного общества для предприятия, наиболее оптимальная и понятная рынку, позволит повысить операционную эффективность, оперативность и мобильность управления предприятием.

Предполагается, что имущество АО «Росморпорт» будет сформировано в результате универсального правопреемства, при этом права и обязанности АО «Росморпорт» в отношении третьих лиц из-за реорганизации не изменятся.

Мы продолжим непрерывно оказывать услуги по использованию объектов инфраструктуры морских портов, а также обеспечивать безопасность мореплавания в морских портах и на подходах к ним.

Акционирование «Росморпорта» повысит не только инвестиционную привлекательность, но и предоставит более широкие возможности для привлечения инвестиций, увеличит скорость принятия решений и, как следствие, маневренность компании. Из плюсов мы получим возможность более мобильного управления бюджетными инвестициями, снижения стоимости внешнего финансирования. Нам будет доступно участие в СЗПК и концессионных проектах. Сроки реализации проектов будут сокращены за счет упрощения ряда процедур.

Также выгода от коммерческого использования объектов увеличится за счет возможности выбора наиболее оптимальных способов распоряжения имуществом. При этом 100% акций останутся в собственности Российской Федерации, а полномочия единственного акционера АО «Росморпорт» будет осуществлять Минтранс России.

Влияние коронавируса и антикризисные решения

«МП»: Каковы особенности работы ФГУП «Росморпорт» в 2020 году в условиях пандемии коронавируса? Какой ущерб нанесла пандемия реализации задач предприятия в производственном плане, по выполнению финансового плана, в том числе по портовым сборам?

– Пандемия COVID-19 и связанные с ней масштабные ограничения привели к сужению рынка углеводородов в 2020 году и провалу биржевых цен на нефть, а также полностью остановили круизное судоходство. Все это отразилось в динамике производственных показателей предприятия. По итогам текущего года ожидается существенное сокращение поступления доходов от портовых сборов ФГУП «Росморпорт». К примеру, выручка ФГУП «Росморпорт» по портовым сборам за 10 месяцев текущего года сократилась к прошлому году на 7%, до 16,4 млрд рублей.

Несмотря на объективные сложности и ограничения, «Росморпорт» в текущей ситуации функционирует в непрерывном и штатном режиме, с соблюдением необходимых мер бе-зопасности. Предприятие обеспечило устойчивую работу флота, систем обеспечения безопасности мореплавания, лоцманов с минимизацией рис-ков заражения. Значительная часть офисных сотрудников переведена в режим удаленной работы, проводится регулярный мониторинг здоровья работников, с начала пандемии проведено почти 8 тыс. тестов. Все подразделения предприятия обеспечены средствами индивидуальной защиты, в том числе специальными защитными костюмами.

«МП»: Какие меры предпринимаются для поддержания финансового положения предприятия в текущей ситуации?

– «Росморпорт» обращается к программе антикризисных решений, которые, с одной стороны, сводятся к снижению операционных расходов и ужесточению кадровой политики, с другой – к изысканию альтернативных источников доходов, способных частично покрыть снижение выручки. Ключевой резерв – это поступления от прочих видов деятельности, включая коммерческие услуги флота. «Росморпорт» интенсифицировал развитие коммерческих услуг флота, что позволило отчасти компенсировать существенное падение доходов от портовых сборов и сохранить положительный финансовый результат в целом по предприятию.

В сложившихся условиях «Росморпорт» также обратился в ФАС России с просьбой о принятии оперативного решения по индексации в текущем году ставок портовых сборов. Тарифная заявка ФГУП «Росморпорт», предусматривающая индексацию ставок для судов загранплавания на 3%, направлена в регулирующий орган в июле текущего года. До настоящего времени решение по данному вопросу ФАС не принято. При этом индексация ставок портовых сборов в условиях снижения грузооборота морских портов является важнейшей мерой поддержки предприятия.

«МП»: Как изменились показатели работы предприятия за 9 месяцев текущего года по сравнению с аналогичными периодами в предыдущие годы на фоне экономического кризиса, вызванного COVID-19?

– Снижение грузооборота в морских портах за 9 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,5% привело к сокращению выручки предприятия по портовым сборам на сумму 2 млрд руб-

лей. В связи с этим предприятие приняло контрмеры, которые позволили отчасти компенсировать существенное падение доходов по портовым сборам, сократив разрыв по показателю совокупной выручки в сравнении с аналогичным периодом прошлого года до 650 млн рублей.

«МП»: Обращались ли к «Росморпорту» как к инфраструктурному предприятию морской отрасли судовладельцы, стивидоры, подрядчики, поставщики, другие партнеры за помощью в период «коронакризиса»? Какая помощь и кому была оказана?

– «Росморпорт» с пониманием относится к сложностям, с которыми столкнулись предприятия морской отрасли в период кризиса, вызванного пандемией, и старается по мере возможности оказывать помощь судовладельцам. Так, на фоне ситуации с коронавирусом предприятие отказалось от индексации ставок каботажного плавания при формировании тарифной заявки в ФАС России, несмотря на то что каботажные ставки не индексировались с 2014 года.

По обращению ряда компаний в портах Новороссийск и Большой порт Санкт-Петербург «Росморпорт» предоставил отсрочку по оплате портовых сборов с судов-контейнеровозов до 45 рабочих дней со дня выставления счета сроком до конца текущего года.

Кроме того, в рамках поддержки малого и среднего бизнеса «Росморпорт» заключил с арендаторами 26 дополнительных соглашений к договорам аренды федерального недвижимого имущества о предоставлении отсрочки по арендной плате с 1 апреля по 1 октября 2020 года. Задолженность подлежит уплате не ранее 1 января 2021 года, но не позднее 1 января 2023 года.

Еще два допсоглашения о предоставлении отсрочки по аренде заключено в рамках поддержки предприятий из пострадавших от коронавируса отраслей.

«МП»: Нужна ли самому «Росморпорту» помощь в нынешней экономической ситуации? Не поэтому ли было решено выпустить инфраструктурные облигации? Или планы по привлечению средств за счет облигаций были сверстаны давно?

– Предприятие столкнулось с заметным сужением доходной базы, что стало дополнительной предпосылкой для актуализации планов заемного финансирования. Одновременно стояла задача по удешевлению стоимости заимствований. При этом планы по размещению облигаций прорабатывались уже относительно давно: так, программа бондов была зарегистрирована Московской биржей еще в прошлом году, а в середине октября этого года мы успешно разместили дебютный выпуск биржевых облигаций, получив 4 млрд рублей.

Возвращаясь к вопросу о необходимости помощи «Росморпорту», важно правильно расставить акценты: на современном этапе предприятие неплохо справляется с вызовами непростой экономической ситуации. Вместе с тем ее сохранение в условиях, когда индексация тарифов портовых сборов де-факто уже без малого на пять лет отстает от уровня инфляции, чревато неблагоприятными изменениями финансовых показателей деятельнос-ти предприятия. В этой связи вопрос рационального, сбалансированного в долгосрочном аспекте пересмотра тарифов портовых сборов приобретает особую актуальность.

«МП»: Как происходит размещение облигаций, участвуют ли в них иностранные инвесторы, когда получите ожидаемые средства?

– Дебютный выпуск облигаций удалось разместить по весьма привлекательной ставке и с уверенным уровнем спроса. Среди инвесторов – первичных держателей преобладают кредитные организации. Помимо них, выделялись управляющие компании и фонды, обеспечивающие менеджмент пенсионных накоплений. Заявок от нерезидентов в собранной организаторами книге не было.

Средства, полученные от размещения первого выпуска облигаций, планируется направить на финансирование мероприятий, предусмотренных актуализированным в июне текущего года бюджетом капитальных вложений предприятия. Главным образом, это мероприятия по обновлению флота и строительству, а также реконструкции гидротехнических сооружений.

Морские порты №8 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ