Период навигации короткий и сложный, но зато «золотой» - Морские вести России

Период навигации короткий и сложный, но зато «золотой»

12.04.2020

Период навигации короткий и сложный, но зато «золотой»

Являясь основным транспортным узлом всей северной части Хабаровского края, морской порт Охотск выполняет важную задачу по перевалке социально значимых грузов для данной части региона в рамках северного завоза – это горюче-смазочные материалы, продукты питания и медикаменты. Между тем основу грузооборота порта составляет золотосодержащая руда и морепродукты.

Решение основной задачи – обеспечения безопасности плавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему – возложено на Службу капитана порта, филиала ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Охотск. О текущей деятельности, проблемах и первоочередных задачах рассказывает капитан морского порта Охотск Александр Водянов.

«МП»: Александр Борисович, заканчивается очередная навигация в морском порту Охотск. Каковы предварительные итоги навигации? Какие грузы в основном переваливал порт и что можете сказать о жизненно важном для региона северном завозе?

– По состоянию на 1 октября в морском порту Охотск зафиксировано снижение количества судозаходов на 19 единиц по сравнению с 2018 годом, однако объем грузооборота за аналогичный период увеличился на 9 тыс. тонн, что составило 214,3 тыс. тонн.

Как и в прежние годы, основную долю (до 90%) грузоперевозок в порту составляет перевалка золотосодержащей руды «Охотской горно-геологической компании». Руда в морской порт Охотск доставляется из портопункта Киран судами типа «Капитан Климин» и типа «Омский». Далее по объему перевозок следуют морепродукция местных рыболовных компаний  и грузы, доставляемые в рамках северного завоза, – горюче-смазочные материалы, продукты питания и медикаменты.

Необходимо отметить, что северный завоз в этом году намечено выполнить к 1 ноября. Территориям, где ограничены сроки навигации, по плану уже доставлено 15 тыс. тонн угля и 24 тыс. тонн нефтепродуктов. В схеме централизованных поставок участвовали Охотский, Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский, имени Полины Осипенко, Ульчский и Николаевский районы.

«МП»: Как в целом сегодня работает порт, какая техника и технологии перевалки используются? Есть ли планы по увеличению мощностей и организации новых грузопотоков?

– На протяжении многих лет организацией перевалки и хранения грузов в порту занимается ООО «Охотский торговый порт». Сама инфраструктура порта, состояние причальной линии планомерно развивается. Произведено увеличение прикордонной линии с прокладкой подкрановых путей на причале №5. Происходит увеличение производственных мощностей морского порта. В 2018 году оператором морского терминала введен в эксплуатацию новый портальный кран типа «Сокол», приобретены автомобильные краны Tadano, грузовые автомобили и  автопогрузчик.

Перегрузка золотосодержащей руды, основного груза в порту, осуществляется в соответствии  с утвержденной технологической схемой на предназначенных для этих целей якорных стоянках в границах морского порта путем передачи груза с судна типа «Капитан Климин» дедвейтом 9656 тонн на судно типа «Омский» дедвейтом 3197 тонн. Такой способ перевалки груза называется «распаузка».

Перегрузочные работы осуществляются с использованием штатных судовых кранов сдающих судов, достигая интенсивности до 4000 тонн в сутки при одновременной работе двух грузовых устройств с использованием судовых грейферов, имеющих грузоподъемность по 50 тонн.

Нужно сказать, что у порта Охотск на сегодня имеются предложения по переработке перспективных грузов в навигацию 2020 года, таких как строительные материалы для реконструкции Охотского аэропорта и взлетной полосы.

«МП»: Как обстоят дела у Службы капитана порта? С какими трудностями Вам приходится сталкиваться и каким образом их решаете?

– Для решения основной задачи Службы капитана порта – обеспечения безопасности плавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему – филиал ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Охотск обеспечен современным оборудованием и квалифицированными кадрами.

Каждый судозаход в порт осуществляется под сопровождением лоцмана Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» и обеспечивается буксирами, принадлежащими колхозу имени В.И.Ленина. Это четкий и выверенный до минуты процесс действий всех служб морского порта, использующих небольшой промежуток времени, так называемую «стоп-воду» – период   времени около 30 минут: до момента полной воды, момент самого прилива и время после момента полной воды. В благоприятные для порта дни количество судозаходов за период «стоп-воды» достигает 5 единиц.

Постоянную  озабоченность в вопросе обеспечения безопасности мореплавания в акватории морского порта и на подходах к нему вызывает состояние бара устья реки Кухтуй.

Вход в лагуну устья реки расположен между островом Охотская коса и Тунгусской косой. К югу от входа в лагуну расположен песчаный бар с глубинами 0,8-1,5 метра. Скорость течения реки на входном фарватере и в районе причалов во время прилива достигает 5 узлов, а во время отлива – 10 узлов. После штормовых ветров и галечного наноса местоположение бара постоянно изменяется. Плавание судов, за исключением маломерных, в акватории морского порта и проход через бар устья реки Кухтуй в темное время суток не допускается.

Для целей обеспечения безопасности мореплавания Службе капитана порта на регулярной основе требуются дополнительные тщательные промеры глубин бара. В этом вопросе мы активно взаимодействуем с Ванинским филиалом ФГУП «Росморпорт», который также проводит специальные мероприятия – дополнительные занятия с лоцманским составом, аттестацию своих лоцманов на разрешение осуществлять лоцманскую проводку судов в акватории морского порта Охотск.

«МП»: По линии Службы капитана порта как осуществляется контроль и управление судоходством на столь сложном участке?

– В морском порту действует Служба контроля и управления судоходством (СКУС). Зоной действия СКУС является вся акватория морского порта и подходы к нему. Функции СКУС выполняются нашими специалистами с использованием технических средств автоматической идентификационной системы (АИС) и на каналах связи ОВЧ. Суда, следующие в морской порт и выходящие из морского порта, запрашивают у СКУС разрешение на вход/выход на 11-м канале связи ОВЧ, позывной «Охотск-32».

Специалисты Службы капитана порта круглосуточно контролируют судоходство в зоне своей ответственности, организуют движение судов, оказание помощи в судовождении, следят за верной постановкой судов на якорь, их безопасной стоянкой на якорных местах, у причалов, при этом делятся своими бесценными знаниями и советами.

На основании получаемой специализированной гидрометеорологической информации (трехсуточный прогноз) судам на регулярной основе предоставляется навигационная и гидрометеорологическая информация.

«МП»: Расскажите о работе Ваших инспекторов государственного портового контроля. В каком объеме и режиме проводятся осмотры судов?

– В навигацию 2019 года инспекторами инспекции государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана порта было проведено 17 первичных и контрольных осмотров судов в порту Охотск. С 1 августа в рамках национальной концентрированной инспекционной кампании (КИК) по аварийным системам и процедурам было проведено 3 проверки судов.

Целью КИК является проверка обеспечения готовности судна к надлежащему оперативному реагированию на аварийные ситуации, проверка принятия судоходными компаниями и операторами необходимых превентивных мер в отношении критического оборудования судна, проверка надлежащего функционирования аварийных систем, проверка подготовленности капитана и всех членов экипажа к выполнению возложенных на них функций. Поэтому готовность аварийного оборудования судов и экипажа судна к реагированию на аварийные ситуации на море являются решающими факторами для сохранения человеческой жизни и минимизации повреждений судна.

После окончания КИК проверки по аварийным системам и процедурам КИК-отчеты нашими инспекторами заносятся в информационную систему «Модуль» государственного портового контроля судов, оперирующих под российским флагом (ИСГС).

«МП»: Александр Борисович, какие первоочередные задачи стоят сегодня перед Вашей службой? 

– Первоочередные задачи Службы капитана порта в сфере обеспечения безопасности мореплавания, решение которых крайне необходимо, следующие.

Во-первых, внесение корректировок в Обязательные постановления в морском порту Охотск применительно к обозначению грузовой шланголинии в акватории морского порта для перегрузки нефтепродуктов с судов, стоящих на якорной стоянке №6, на необорудованный берег.

Во-вторых, предоставление на регулярной основе Службе капитана порта актуальных промеров глубин на баре устья реки Кухтуй.

И в-третьих, обеспечение морского порта более мощным буксирным флотом, способным улучшить безопасность мореплавания в акватории порта.

 

Морские порты №8 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ