Дважды универсальный и безопасный порт - Морские вести России

Дважды универсальный и безопасный порт

05.02.2023

Дважды универсальный и безопасный порт

Порт Ростов-на-Дону является универсальным не только по разнообразию переваливаемых грузов, но и по местоположению: он находится на стыке речного и морского путей, связан разветвленной сетью автомобильных и железных дорог со многими регионами России. Это делает порт стратегически важным транспортным центром российских как внутренних, так и внешнеторговых перевозок. Безопасность судоходства в порту обеспечивается профессиональной работой специалистов Ростовского филиала ФГБУ «АМП Азовского моря», которыми осуществляется качественный контроль, оформление и расстановка заходящих в порт судов. О работе порта по итогам 10 месяцев 2022 года и обеспечении безопасности судоходства рассказал капитан морского порта Ростов-на-Дону Даниил Бусленко.

«МП»: Какое место занимает порт среди портов АМП? Какова его роль сегодня в перевозках российских внешнеторговых грузов?

– Ростов-на-Дону – один из крупнейших транзитных и перевалочных пунктов на Юге России. Порт открыт для навигации круглый год, хотя и является замерзающим.

В период с апреля по ноябрь открывается транзитная навигация для судов, следующих с внутренних водных путей на выход в море и обратно. В порту функционирует грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Наибольшее количество судозаходов приходится на период с июня по октябрь. Мониторинг работы порта производится ежедневно, а его результаты формируются ежемесячно с учетом транзитных судов.

В настоящее время в порту ведут хозяйственную деятельность 14 крупных стивидорных компаний, осуществляющих перевалку различных видов грузов. В номенклатуре переваливаемых грузов преобладают зерновые – около 47%, нефтепродукты – порядка 25% и уголь – примерно 14%.

Грузооборот порта по итогам 10 месяцев текущего года превысил 15,5 млн тонн и находится практически на уровне показателей 2019 и 2021 годов.

«МП»: Какова динамика судозаходов за 10 месяцев по сравнению с таким же периодом прошлого года? Насколько изменилось соотношение судов под флагом РФ и под иностранными флагами?

– Общее количество судозаходов в порт за 10 месяцев этого года – 4,9 тыс. единиц, что составляет 76% от показателя за аналогичный период предыдущего года (2021 г. – 6,4 тыс. единиц). Снижение судозаходов в 2022 году напрямую зависело от транзитной составляющей, показатель которой сократился на 42,4%.

Заход судов под флагом РФ за обозначенный период находится на уровне 2021 года, судов под флагами иностранных государств зашло меньше примерно на 30%.

«МП»: Когда последний раз в порту вводились в эксплуатацию новые портовые мощности? Какой прирост грузооборота они дали? Что в планах на очереди по развитию портовой инфраструктуры?

– В 2020 году введен в эксплуатацию терминал ООО «Южный зерновой терминал», ориентированный на перевалку зерновых грузов. За три года деятельности перевалено более 500 тыс. тонн зерна.

В настоящее время идет развитие левобережной промзоны. В стадии разработки находится проект терминала ООО «Акватория» для перевалки зерновых и пищевых грузов наливом общей мощностью 1,3 млн тонн в год: планируемая мощность по зерну – 1 млн тонн, по пищевым грузам наливом – 0,3 млн тонн.

Кроме того, происходит перенос мощностей первого грузового района АО «Ростовский порт», запланирована постройка терминала по перевалке насыпных грузов из 4 универсальных причалов длиной по 183 метра каждый и планируемой общей мощностью 3 млн тонн грузов в год.

Готовится к сдаче южный причал ООО «РОСТ», на котором будет производиться перевалка универсальных грузов объемом до 100 тыс. тонн.

«МП»: Каковы показатели работы ИГПК в этом году? Как выглядит статистика проверок, выявленных нарушений/задержаний за 10 месяцев в сравнении с таким же периодом прошлого года с учетом флага судов?

– В рамках контроля судов государством флага за обозначенный период осмотрено 558 судов, из них 287 получили замечания. Всего было выставлено 1159 замечаний, 13 судам отказано в оформлении разрешения на выход из порта.

В рамках контроля судов государством порта осмотрено 119 судов, из них 108 получили замечания. Всего выставлено 480 замечаний, а 8 судам предъявлены серьезные замечания.

За 2022 год количество инспекций с серьезными замечаниями увеличилось на треть по сравнению с предыдущим годом.

«МП»: Как обеспечивается сегодня в порту безопасность судоходства?

– Обеспечение безопасности плавания и стоянки судов является одним из приоритетных направлений деятельности капитана порта.

Порт имеет смежные акватории с внутренним водным бассейном и портом Азов, поэтому вопросы обеспечения безопасности судоходства решаем в тесном взаимодействии с ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» и Службой капитана порта Азов, а также с Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт».

В рамках взаимодействия происходит обмен информацией о подходящих судах, проводимых в акваториях работах, изменениях режима судоходства, наличии навигационных опасностей и чрезвычайных происшествиях, влияющих на безопасность мореплавания.

В обеспечении безопасности плавания и стоянки судов в акватории порта ведущую роль играет Инспекция государственного портового контроля (ИГПК), на которую возложены функции по контролю за соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании, распоряжений капитана порта, а также по проверке готовности судов к выходу в море, контролю за соблюдением требований к загрузке судна, за работами, проводимыми в акватории порта и влияющими на безопасность плавания и безаварийную работу всех судов и плавучих средств от 3121 км до 3151 км реки Дон.

Кроме того, ИГПК осуществляет мониторинг движения и расстановки судов на якорных стоянках и у причальных сооружений, передачу судам оперативной навигационной и иной срочной информации, обеспечение разрешительного режима движения, установление связи с судами на подходах к акватории порта и получение данных о судах.

Информация об уровнях воды, тенденции их изменения, проходных осадках судов передается береговой радиостанцией ГМССБ «Таганрог-радио-1», а также по запросу мореплавателей. Передача мореплавателям срочной информации об изменениях в навигационной обстановке, режиме плавания судов и штормовых предупреждениях в акватории порта осуществляется немедленно после ее получения и размещается на официальном сайте в сети Интернет.

Морские порты №9 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ