Счетная палата: федеральные проекты и Комплексный план, касающиеся водного транспорта требуют доработок и согласования - Морские вести России

Счетная палата: федеральные проекты и Комплексный план, касающиеся водного транспорта требуют доработок и согласования

13.01.2020

Лента новостей

Комплексный плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (КПМРМИ) не в полной мере согласован с федеральными проектами (ФП). Данный факт отметил Аудитор Счетной палаты РФ Виктор Богомолов в отчете по мониторингу хода реализации связанных мероприятий федеральными ведомствами в 2019 году. Документ опубликован на официальном сайте госоргана.

К примеру, в рамках решения задачи по увеличению мощностей морских портов Российской Федерации, предусмотренной Указом № 204, Комплексным планом запланированы мероприятия по комплексному развитию Мурманского транспортного узла, в том числе строительство угольного терминала «Лавна» со сроком реализации до 2022 года. Инвестиционное соглашение по строительству угольного терминала «Лавна» было подписано еще в 2014 году, однако в 2015 году реализация проекта была отложена в связи с изменением конъюнктуры рынка.

«Основным рынком сбыта для грузов, направляемых через Мурманский транспортный узел, являются страны Европы, доля потребления угля в совокупном потреблении энергии которых падает в связи с его постепенной заменой газом и возобновляемыми источниками энергии. За 2018 год потребление угля в Европе сократилось на 4,9 %. В связи с постепенным вытеснением угля из энергобаланса Европы существуют риски недозагрузки создаваемых мощностей угольного терминала «Лавна», - говорится в отчете.

В тоже время ФП «Внутренние водные пути» не содержит мероприятий по созданию и развитию инфраструктуры внутреннего водного транспорта, применяемой для перевозок пассажиров, в том числе в регионах, где указанный вид транспорта носит безальтернативный характер (например, в ряде районов Крайнего Севера). В указанном ФП не нашли отражения мероприятия по развитию (приобретению, строительству) речного флота.

«Вместе с тем высокий износ речного транспортного флота (в 2017 году 95 % грузовых судов и 65 % пассажирских судов имели возраст более 25 лет), а также снижение количества речных и озерных судов (на 26,9 % за период с 2005 по 2017 год) негативно влияют на объемы речных перевозок и состояние отрасли в целом», - отметили в Счетной палате.

Также в рамках ФП «Морские порты России» осуществляются мероприятия по реконструкции объектов федеральной собственности в морском порту «Певек» (Чукотский автономный округ), взаимосвязанные с мероприятиями национального проекта «Международная кооперация и экспорт» по модернизации морского пункта пропуска «Певек».

Открытие морского пункта пропуска «Певек» планируется после 1 декабря 2023 года (в соответствии с паспортом ФП «Логистика международной торговли»). Однако завершение работ по реконструкции объектов федеральной собственности в морском порту «Певек» в рамках ФП «Морские порты России» предусмотрено в конце 2020 года. Следовательно, экспорт грузов через морской пункт пропуска «Певек» будет возможен только через 3 года после завершения работ по реконструкции объектов федеральной собственности в порту.

ФП «Морские порты России» также предусмотрены мероприятия по строительству многофункционального грузового района морского порта «Поронайск». Тем не менее, в настоящее время морской пункт пропуска в порту «Поронайск» не функционирует, его модернизация в рамках ФП «Логистика международной торговли» не предусмотрена.

Кроме того, в рамках ФП «Морские порты России» реализуется ряд мероприятий по развитию морского порта «Ванино» (Хабаровский край). При этом в Комплексном плане отсутствуют мероприятия по реконструкции автомобильной дороги федерального значения А-376 на участке от пгт. Ванино до г. Хабаровска, необходимые для обеспечения роста грузоперевозок в указанном направлении.

В ФП «Северный морской путь» отсутствует мероприятие по строительству базы и причала для стоянки аварийно-спасательных судов (г. Мурманск), предусмотренное Комплексным планом. При этом паспортом указанного ФП предусмотрено строительство Северного широтного хода, продление срока эксплуатации ядерных установок атомоходов и строительства морского терминала в бухте «Север», которые Комплексным планом не предусмотрены.

В рамках ФП «Морские порты России» за счет средств федерального бюджета предусмотрено финансирование 14 мероприятий, из которых 5 мероприятий в федеральную адресную инвестиционную программу на 2019–2021 годы (ФАИП) и госпрограмму не включены, в том числе строительство многофункционального грузового района морского порта «Поронайск», объектов федеральной собственности специализированного зернового терминала в морском порту «Зарубино», объектов федеральной собственности в с. Никольское; реконструкция береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения Ванино – Холмск в морском порту «Холмск» и берегоукреплений оградительных дамб Калининградского морского канала.

Из 24 мероприятий ФП «Северный морской путь» 8 мероприятий с объемом финансирования 12 710,8 млн рублей не отражены в госпрограмме и ФАИП.

Несмотря на значительное количество утвержденных показателей в рамках транспортной части Комплексного плана по цели «Повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры» отсутствуют показатели, характеризующие достижение результатов по расширению автодорожной, морской, речной и железнодорожной инфраструктуры (кроме пригородного сообщения Московского узла).

Не установлены показатели, позволяющие оценить решение задачи ФП «Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата».

«Паспорт ФП «Внутренние водные пути» целесообразно дополнить показателями уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений, установленными Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года («Доля судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию безопасности, имеющих опасный или неудовлетворительный уровни безопасности, в общем количестве судоходных гидротехнических сооружений, %»)», - добавляется в отчете.

Не разработана проектная документация (далее – ПСД) на 5 объектов капитального строительства (реконструкции); в рамках ФП «Внутренние водные пути» не заключен государственный контракт по объекту «Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон» (объекты II этапа), завершение работ по которому запланировано на 2020 год, а объем предусмотренных в 2019 году средств федерального бюджета составляет 7 515,2 млн рублей.

«В рамках ФП «Морские порты России» установлены факты непредоставления юридическими лицами – участниками ФП отчетов об их реализации в ответственный федеральный орган исполнительной власти – Росморречфлот, что с учетом значительной доли внебюджетного финансирования мероприятий ФП снижает достоверность информации о результатах мониторинга его выполнения. У федеральных органов исполнительной власти отсутствуют действенные механизмы взаимодействия с инвесторами, ответственными за выполнение мероприятий Комплексного плана, в части обеспечения обязательств по привлечению внебюджетного финансирования, по соблюдению сроков реализации мероприятий, а также предоставления ими отчетов об использовании внебюджетных средств», - заключили в Счетной палате.

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ