Российская промышленность может ожидать заказов от зарубежных компаний на морскую технику ледового класса - Морские вести России

Российская промышленность может ожидать заказов от зарубежных компаний на морскую технику ледового класса

29.04.2019

Российская экономика

Какова ситуация в отрасли на начало года по основным показателям, и как можно оценить импортный и экспортный потенциал российского судостроения. Об этом в интервью журналу «Морской флот» рассказал директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Борис Кабаков.

- Основной экспортный потенциал отечественной судостроительной промышленности сосредоточен в военном кораблестроении, в то время
как гражданское судостроение ориентировано в первую очередь на удовлетворение потребностей внутренних заказчиков. В последние годы объем экспорта военной продукции составил около 10% от объема выпуска отрасли, экспорт гражданской продукции – около 2%.

Стоит отметить, что прошлогодний майский указ президента РФ В.В. Путина ставит новые задачи перед судостроительной промышленностью в части увеличения доли экспорта гражданской продукции. Основной задачей отечественной судостроительной промышленности в условиях глобального рынка является закрепление на традиционных экспортных нишах, а также расширение географии поставок гражданских судов, в первую очередь высокотехнологичных с высокой добавленной стоимостью, за счет применения механизмов поддержки экспорта.

Основную долю в структуре экспортных поставок составляют танкеры смешанного «река-море» плавания, а также суда вспомогательного флота. Ключевыми торговыми партнерами отечественных предприятий являются компании Азербайджана, Казахстана, Туркмении, а также компании-судовладельцы, эксплуатирующие суда в акватории Каспийского бассейна. Следует отметить, что рынок судов для Каспийского моря ограничен, и в перспективе достигнутые темпы поставок судов смешанного плавания для этих стран будут падать. Экспорт этих относительно небольших и недорогих судов носит скорее спонтанный, чем системный характер, а его возможность обусловлена загруженностью верфей Азиатско-Тихоокеанского региона более дорогостоящими заказами, а также удаленностью и географической обособленностью рынка.

В то же время в среднесрочной и долгосрочной перспективе отечественные производители могут рассчитывать на удовлетворение определенной доли потребности мирового рынка гражданской морской техники, в том числе в части малотоннажного скоростного пассажирского флота.

Кроме того, по мере развития компетенций в области арктического судостроения, завершения строительства на Дальнем Востоке судостроительного комплекса «Звезда» российская судостроительная промышленность может ожидать получения заказов от зарубежных компаний на постройку транспортных, вспомогательных и исследовательских судов, а также прочей морской техники ледового класса.

Для заказчиков из стран Африки и некоторых стран Азии возможны поставки судов рыбопромыслового флота. В качестве перспективной ниши для экспорта можно рассматривать генераторные плавучие электростанции и опреснительные станции. Потенциал данных судов высок ввиду растущего дефицита энергии и водных ресурсов.

Morvesti.Ru
ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ