Ученые считают, что снижение нормативов по сбросам в Байкал опасно для экосистемы озера - Морские вести России

Ученые считают, что снижение нормативов по сбросам в Байкал опасно для экосистемы озера

02.04.2019

Лента новостей

Снижение предельно допустимых нормативов влияния на экосистему Байкала, о возможности которого на прошлой неделе сообщило Министерство природных ресурсов и экологии РФ, опасно для экологии глубочайшего озера планеты. Об этом говорится в письме председателя научного совета Сибирского отделения (СО) РАН по проблемам Байкала Валентина Пармона, опубликованном во вторник на сайте Лимнологического института СО РАН.

На прошлой неделе Минприроды РФ предложило экспертному сообществу обсудить изменение предельно допустимых нормативов влияния на экосистему Байкала, которые утверждены приказом министерства в 2010 году. Инициатива предполагает снижение ряда показателей, что, по мнению ее авторов, позволит модернизировать действующие очистные сооружения и построить новые.

«На фоне негативных изменений, происходящих в последние годы в мелководной зоне Байкала и в местах с возросшей антропогенной нагрузкой, чрезвычайно опасно вводить нормативы, в которых содержание сбрасываемых компонентов многократно превышает их фоновое содержание в байкальской воде. Например, содержание минерального фосфора, вызвавшего бурное развитие нежелательных нитчатых водорослей, будет в 50 раз превышать фоновые значения в воде Байкала. Безусловно, это будет способствовать продолжению эвтрофикации (насыщение водоема биогенными элементами - прим.), очень опасной для биоценоза уникального водного объекта», - говорится в письме, адресованном главе Минприроды РФ Дмитрию Кобылкину и президенту РАН Александру Сергееву.

По информации Пармона, предлагаемые нормативы существенно увеличивают допустимую массу веществ, сбрасываемых со сточными водами в Байкал. Например, масса сульфата-аниона увеличена в 3,6 раза, нитрат-аниона - в 23 раза, а хлорид-аниона - в 32 раза. «Разработка нормативов на стоки в озеро Байкал должна ориентироваться на низкую минерализацию вод озера. Однако по некоторым компонентам стоков предлагаемые нормативы не соответствуют подобным нормативным показателям даже для сточных вод, сбрасываемых в реки Европы и Китая», - добавил председатель СО РАН.

При этом ученый признал, что «выполнение жестких экологических требований при очень ограниченных финансовых ресурсах России в настоящее время является трудновыполнимым». «Однако детальный научный анализ экологической ситуации озера Байкал, проведенный нашим научным советом <…> в начале этого года, показал возможность активных и не требующих больших финансовых вливаний действий без изменения существующих нормативов», - заверил он.

Академик предложил отложить проект приказа о снижении нормативов для его дальнейшей доработки и прохождения государственной экологической экспертизы. «Готовы принять активное и конструктивное содействие в доработке приказа», - заключил Пармон.

Сторонники изменений не видят угроз для Байкала

Ранее сообщалось, что в 2018 году сотрудники Байкальского института природопользования (БИП) СО РАН исследовали негативное воздействие выбросов и сбросов вредных веществ на Байкальскую природную территорию, результаты которой и легли в основу проекта нового приказа Минприроды России.

По мнению директора БИП СО РАН Ендона Гармаева, пересмотр предельно допустимых нормативов влияния на экосистему Байкала, напротив, положительно скажется на экологии озера, поскольку позволит начать строительство новых очистных сооружений или модернизацию существующих.

Председатель комиссии по экологии, природным ресурсам и землепользованию общественной палаты Бурятии Евгений Кислов при этом пояснил ТАСС, что действующие нормативы в Байкальской природной территории не работают - очистные сооружения не способны обеспечивать завышенные требования к очистке воды. Глава Бурятии Алексей Цыденов также заявил, что для строительства очистных сооружений на Байкале нужно изменить действующие нормативы.

Источник: ТАСС

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ