Слишком рыбное место, или зачем ломают бизнес ММРП - Морские вести России

Слишком рыбное место, или зачем ломают бизнес ММРП

04.03.2019

Морские порты

Формальные поводы для решения Росимущества о расторжении договора с Мурманским морским рыбным портом по причалам не выдерживают критики. При этом и просто сколь-нибудь рациональных объяснений подобному решению нельзя найти при всем желании.

20 февраля в арбитражном суде Мурманской области прошло заседание по иску ММРП к Росимуществу и его территориальному управлению. Порт требовал признать незаконным расторжение договора доверительного управления причалами. Истец настаивал и продолжает настаивать, что данное решение Росимущества в конечном итоге ударило не только по грузообороту порта, но и по всей рыбной отрасли Заполярья. Суд оперативно вынес вердикт: рыбному порту в иске отказать.

История вопроса

В январе 2018 года Росимущество расторгло договор доверительного управления по причалам с АО «Мурманский морской рыбный порт» и закрепило гидротехнические сооружения рыбного терминала морского порта г. Мурманск за ФГУП «Нацрыбресурс» и ФГУП «Росморпорт». Таким образом, с 1 февраля 2018 года причалы Мурманского морского рыбного порта находятся в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий.

Формальным поводом для расторжения договора, названным в суде, стало то, что якобы ММРП «за 10 лет не осуществлял в полной мере обязательства по ремонту причалов, а поступления в казну от его деятельности составили небольшую сумму в размере 4 миллионов рублей». Позже эту информацию Росимущество продублировало у себя на сайте, однако, она не соответствует действительности. Ведь в 2016-2017 годах ММРП перевёл на счёт Росимущества более 14 миллионов рублей согласно договору доверительного управления. Что же касается ремонта - в 2008-2018 годах ММРП потратил на капитальный и текущий ремонт причалов 255,5 миллионов рублей. Более того, принимая причалы от ММРП в феврале 2018 года, Росимущество никаких претензий к их техническому состоянию порту не предъявило.

Таким образом, формальные поводы для решения Росимущества не выдерживают критики. При этом и просто сколь-нибудь рациональных объяснений подобному решению нельзя найти при всем желании.

Прежде всего, согласно действующему законодательству, передача причалов ФГУП исключила возможность заключения концессионного соглашения. Вместо предлагавшихся АО «ММРП» инвестиций в их модернизацию и получения бюджетом доходов в рамках ГЧП появился еще один претендент на бюджетное финансирование.

Кроме того, следует отметить, что причалы были единым целым с остальной береговой инфраструктурой до момента акционирования АО «ММРП». Они технологически и функционально связаны с приватизированным имуществом АО «ММРП». Передача ФГУП причалов дестимулирует АО «ММРП» в части привлечения на долгосрочной основе грузоотправителей, неизбежно приведет к росту стоимости услуг для рыбаков и, как следствие, увеличению стоимости рыбной продукции на потребительском рынке России.

Наконец, решение Росимущества явно противоречит наметившейся в России тенденции на снижение доли государства в экономике. О необходимости этого процесса в своём докладе правительству 12 июля 2018 года говорил министр экономического развития РФ Максим Орешкин.

Между тем, ФГУП «Нацрыбресурс», которому Росимущество передало причалы рыбного порта, очень своеобразно распорядилось новой собственностью – сдало их в аренду «Мурманскому складскому терминалу» и «Севгазсервису». За обеими компаниями стоит коммерсант Роман Молибога, больше известный перевалкой топлива, чем проектами в рыбной отрасли. Арендатор тут же привел в порт судно «Валерий Васильев» с грузом для «Новатэка». Без согласования с ММРП поставил сухогруз к причалам для рыбодобывающих судов и своими силами начал выгрузку. Причем, использовал инфраструктуру порта без каких-либо договорных обязательств, даже не согласовав схему проезда и использование подъездных путей. Тем самым арендатор не только нарушил права АО ММРП, но и помешал работе портовиков с рыбными судами. Транспорт потерял много времени в ожидании начала погрузки, а два траулера вообще ушли из порта.

Далеко идущие последствия

Как-то изменить сложившуюся ситуацию в правительстве Мурманской области не могут. Поддержав передачу причалов «Нацрыбресурсу», к которому уже возникали аналогичные претензии по рыбным портам Дальнего Востока, региональные чиновники сами засеяли поле зернами будущих конфликтов. Этим решением они еще и уменьшили сумму налоговых поступлений в местный бюджет, ведь «Нацрыбресурс» зарегистрирован в Москве. Да и федеральная казна доходов напрямую не приобрела, поскольку те же поступления от работ по постановке судов или аренды причалов остаются в ФГУП.

В итоге, не поддержав Мурманский морской рыбный порт, нацеленный на реальную работу в рамках федеральной Стратегии развития рыбных терминалов РФ, область получила арендатора, не скованного никакими обременениями по сохранению профиля порта, и последствия не заставили себя ждать.

Грузооборот рыбы в ММРП в январе 2019 года упал на 48%. Многие рыбопромысловики предпочитают теперь выгружаться на западном берегу залива, а потом уже доставлять рыбу фурами на холодильники порта. ФГУП «Нацрыбресурс», как говорилось выше, проигнорировав права рыбного порта, сдал причалы двум мурманским компаниям. Причём, сохранение рыбной специализации причалов оговорено не было. А арендаторы сразу озадачили рыбопромышленников кардинальным повышением платы за постановку судов. Правда, чуть позже их представители попытались объяснить свои аппетиты. Сначала запустили версию, что это заградительные тарифы, чтобы заставить рыбаков повлиять на ММРП. Потом вообще всё списали на техническую ошибку, мол, в письмах судовладельцам приписали лишний ноль. Но тренд уже задан, рыбаки опасаются заходить в родной порт.

Возвращаясь к заседанию местного арбитражного суда 20 февраля, хочется отметить, что в ММРП видят и положительную сторону в процессе, независимо от его исхода. Ведь Росимущество вынуждено было представить суду протоколы заседаний, на которых принималось решение о расторжении договора с портом. Ранее оно отказало ММРП в предоставлении этих документов. Возможно, вскрывшиеся подробности потребуют оценки в иных инстанциях.

Управляющий АО «Мурманский морской рыбный порт» Олег Креславский
ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ