Как СПГ-бункеровка покоряет мировую морскую индустрию
10.12.2018
Лента новостей
До вступления в силу глобальных ограничений по концентрации серы в топливных выбросах осталось всего около года. И мировое сообщество морских перевозчиков наблюдает за феноменально быстрым оформлением бункеровочной инфраструктуры, которая должна будет обеспечить суда топливом будущего – СПГ. Ряд зарубежных изданий уже предлагают обзоры стремительного развития сервисов бункеровки СПГ по регионам мира.
ЕВРОПА
Горячий интерес представителей европейской индустрии морских перевозок к практической реализации проектов по СПГ-бункеровке, наглядно продемонстрированный в этом году, неудивителен. Европа – мировой лидер в использовании СПГ как судового топлива.
Недавние расчеты показывают, что капитализация европейского рынка СПГ-бункеровки может к 2024 году перевалить за 12 млрд долларов. В настоящее время насчитывается примерно 120 судов, работающих на СПГ. И большинство из них эксплуатируется в Европе (особенно в Норвегии).
Сейчас в Европе активно обкатываются различные схемы бункеровки – «берег-судно», «судно-судно», «автоцистерна-судно». Первая СПГ-бункеровочная станция «берег-судно» заработает в Германии во втором квартале 2019 года.
Следует упомянуть, что в порту Роттердама еще в начале октября состоялась первая СПГ-бункеровка «судно-судно». Бункеровщик Cardissa компании Shell заправил первый в мире танкер класса «афрамакс», работающий на СПГ – «Проспект Гагарина» российской компании «Совкомфлот».
Что касается схемы «автоцистерна-судно» - тут отличилась испанская энергетическая компания Repsol. Именно она пригнала 11 цистерн с СПГ-топливом в порт Картахены. Заправляемым судном стал танкер Paul A. Desgagnes, работающий под канадским флагом дедвейтом 15тыс. 100 тонн.
Отдельно следует сказать о том, что в России компания «Газпромнефть Марин Бункер» на прошлой неделе приняла стандарт ISO 20519:2017 «Суда и морская технология – Специфика бункеровки судов, работающих на СПГ» для российского рынка морских перевозок.
В документе подробно оговаривается технологический процесс и различные процедуры, связанные с СПГ-бункеровкой. Кроме того, приводятся требования к устройству топливоперекачивающих систем и рекомендации по обучению персонала.
«Газпромнефть Марин Бункер» также планирует построить первый в России танкер-бункеровщик и дальше развивать СПГ-бункеровку в российских портах.
«Каждый год доля коммерческих судов на газе будет расти, что потребует активного развития бункеровочной инфраструктуры. Введение нового стандарта в России - это, фактически, отправная точка в формировании в нашей стране нового сегмента судовой бункеровки – экологичным СПГ-топливом», - говорит глава «Газпромнефть Марин Бункер» Андрей Васильев.
АЗИЯ
Как правительства, так и компании Сингапура, Брунея, Южной Кореи и Японии в этом году продемонстрировали явную заинтересованность в развитии СПГ-бункеровки. Недавно две сингапурские инженерные и сервисные компании заключили соглашение на 50 млн долларов по созданию и развитию небольшого бункеровочного узла в Юго-Восточной Азии.
Но если говорить о масштабах, конечно, стоит упомянуть Южную Корею как безусловного лидера в продвижении идеи СПГ-судоходства. Правительство страны объявило о намерении заказать 140 судов стоимостью в 900 млн долларов, работающих на СПГ, у мелких и средних судостроительных компаний к 2025 году. Цель – придать новые силы местной судостроительной отрасли, переживающей непростые времена, стимулировать производство экологичных судов и, соответственно, развитие СПГ-бункеровки. Правительство Южной Кореи планирует также вложить более двух млрд долларов в бункеровочную инфраструктуру.
В свою очередь, компании Korea’s Posco Daewoo и Brunei National Petroleum Company в конце ноября подписали меморандум о создании целой производственно-технологической цепочки, включающей в себя разведку газовых месторождений, добычу газа, сжижение, транспортировку и продажу.
В Японии компании K Line, Chubu Electric Power, Toyota Tsusho Corporation и Nippon Yusen Kabushiki Kaisha создали два совместных предприятия, цель которых - развитие бизнеса по СПГ-бункеровке в центральном регионе Чубу. Одно из совместных предприятий - Central LNG Marine Fuel Japan Corporation – будет заниматься собственно бункеровкой, а другое - Central LNG Shipping Japan Corporation – всеми вопросами, связанными с бункеровочными судами.
Кроме того, Япония начинает бункеровку по схеме «судно-судно» в портах Йокогама и Нагойя.
АМЕРИКА
Компания Eagle LNG Partners со штаб-квартирой в Хьюстоне, готова дальше развивать свой бизнес по СПГ-бункеровке после того как американская Федеральная комиссия по регулированию в области энергетики выдала ей свое предварительное заключение о воздействии на окружающую среду.
В Eagle LNG Partners заявили, что заключение регулятора сделало возможным принятие окончательного решения об инвестициях в проект в Джексонвиле, а также позволит развить успех в поставках СПГ для рынков стран Карибского бассейна.
В конце июля Eagle LNG Partners открыла дополнительное предприятие, чтобы обеспечить СПГ-топливом свое хранилище в порту Джексонвиля. Это хранилище предлагает услуги по бункеровке как американским судам, так и кораблям, следующим международными торговыми маршрутами.
БЛИЖНИЙ ВОСТОК
Два меморандума, включающих в себя вопросы СПГ-бункеровки, были подписаны в ОАЭ и в Омане. ОАЭ и Юго-Восточная Азия – целевые регионы для эмиратской компании Adnoc Logistics & Services и японской Japan’s Inpex Corporation в их совместном бункеровочном бизнесе на основе соглашения, подписанного на прошлой неделе.
Оманский порт Сохар также готов получить свою долю барышей в связи с намерением французской Total развивать свой сервис СПГ-бункеровки в соответствии с соглашением, подписанным компанией и правительством Омана еще в мае. Total планирует создать в Омане целый бункеровочный хаб – с заводом по сжижению газа прямо в порту Сохар.