Первоочередные шаги на пути к главной цели в развитии Северного морского пути. Блиц-опрос - Морские вести России

Первоочередные шаги на пути к главной цели в развитии Северного морского пути. Блиц-опрос

05.12.2018

Российская экономика

23 июля Госдума приняла в первом чтении закон о наделении госкорпорации  «Росатом» статусом оператора Северного морского пути, а 24 июля было принято решение о создании Дирекции СМП под руководством Вячеслава Рукши, ранее занимавшего должность генерального директора ФГУП «Атомфлот». Дирекция будет реализовывать государственную политику и стратегию развития СМП. «Главная цель дирекции – доведение объема грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2030 году. Это указ президента, и мы будем его выполнять в сотрудничестве с Министерством транспорта РФ», – пояснил В. Рукша после назначения. Журнал «Морской флот» провел блиц-опрос, поинтересовавшись у вовлеченных в процесс чиновников, бизнесменов и экспертов: «Какими, по вашему мнению, должны быть первоочередные шаги новой структуры на пути к достижению главной цели.

каюмов.jpgВЛАДИМИР КАЮМОВ,  министр транспорта и дорожного строительства Камчатского края:


По мнению Министерства, первыми шагами Дирекции СМП должны стать:
– изучение мнения регионов, участвующих в реализации проекта развития СМП, по направлениям развития морских перевозок, учет региональных особенностей и возможностей каждого субъекта;
– изучение портовых мощностей на всем протяжении СМП и путей их развития;
– работа с предпринимательским сообществом в России и за рубежом по вовлечению их в морские перевозки по Северному морскому пути, развитие производственных мощностей на территориях, примыкающих к трассе СМП, разработка и разведка минеральных и углеводородных месторождений в арктическом регионе России;
– формирование судостроительной программы, обеспечивающей создание флота, способного осуществлять круглогодичную навигацию по Северному морскому пути с ледокольным сопровождением только в узкостях проливов и других критических точках маршрута;
– усиление системы безопасности мореплавания на участке от Карских ворот до бухты Провидения, с параллельным развитием её морской, воздушной и наземной составляющих;
– в связи с дальнейшим таянием льдов в Арктике и возможностью перспективы перенесения судоходных путей СМП далее на север, способствовать активизации решения вопроса расширения российского континентального шельфа в Северном Ледовитом океане за счет присоединения подводного хребта Ломоносова и других подобных образований.
 
ВАЛЕРИЙ ПОЛОВИНКИН, научный руководитель ФГУП «Крыловский государственный научный центр», заслуженный деятель науки рф, д.т.н., профессор:

половинкин.jpgЗначение Северного морского пути как транспортной магистрали для северных районов и России в целом определяется прежде всего потребностями хозяйственного освоения и обустройства прилегающих к трассе территорий. Морской транспорт в северных широтах арктической и субарктической зон является в настоящее время практически безальтернативным и наиболее эффективным способом завоза технологического оборудования, энергоносителей, промышленных товаров, продовольствия, необходимых для функционирования территориальных хозяйственных комплексов, расположенных в прибрежных зонах севера России. Его роль в перспективе значительно возрастет с освоением прибрежных и шельфовых углеводородных месторождений. Первоочередные шаги новой структуры Дирекции СМП должны быть направлены на укрепление в Арктике российских приоритетов и восстановление частично потерянных транспортного и экономических потенциалов.

С этой целью целесообразно в кратчайшие сроки обратить внимание на разработку:
• основных направлений государственной поддержки восстановления трансарктического Северного морского пути как основы перспективных внутренних и международных сообщений;
• экономического обоснования перспектив развития транснациональной арктической морской системы, в том числе развития арктического судостроения;
• программы действий федеральных органов исполнительной власти, органов власти северных регионов – субъектов Российской Федерации и хозяйствующих в арктической зоне субъектов по комплексному использованию Северного морского пути и его использованию на коммерческой основе;
• национальных правил мореплавания в российской арктической зоне, обязательных для всех участников транспортных операций по СМП.

Необходима также разработка законов или иных правовых актов, защищающих интересы российских промышленности и флота, и протекционистская политика относительно российских судоходных компаний и промышленных предприятий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в северных регионах России.

В новом подходе к решению экономических и социальных задач северных территорий заинтересованы администрации всех северных субъектов Российской Федерации, что определяет необходимость объединенных усилий в поисках путей их разрешения. Но обязательным требованием к эффективному освоению и развитию северных территорий России являются опережающие темпы строительства и развития транспортных коммуникаций, первоочередное место в которых принадлежит Северному морскому пути и созданию портов-убежищ. Государство в лице дирекции должно взять на себя функции государственного регулирования и согласования интересов всех организаций и предприятий – участников судоходства по Северному морскому пути. Оно выступает гарантом правовой, организационной и материальной поддержки Северного морского пути, который, находясь под управлением и контролем дирекции, должен приносить доход не только коммерческим структурам, но и доход в бюджет страны и северные регионы в частности, как это происходит при эксплуатации наиболее известных мировых каналов.

Развитие мирового рынка транспортных услуг на Северном морском пути может быть обеспечено в первую очередь снижением транспортных затрат, повышением надежности и безопасности всех транспортных операций, своевременностью и оперативностью транспортировки грузов.
Для определения возможных и оптимальных вариантов формирования и эффективного функционирования уникальной арктической морской транспортной системы, какой является Северный морской путь, необходима научная проработка вопросов инвестирования, тарифной политики, оплаты услуг, предоставляемых любому государству, любым мировым транспортным компаниям при плавании по трассам Северного морского пути, налоговой, таможенной и кредитной политики на Северном морском пути и совершенствования всей системы управления как главной северной транспортной магистрали России, способной обеспечить гарантированную и экономически эффективную перевозку возрастающих объемов грузов в минимальные сроки с учетом социальных, оборонных, природоохранных требований, обеспечивающих национальную безопасность.

Мнение В. Половинкина дополняют конкретные предложения экспертов ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

Первые шаги Дирекции СМП под руководством В.В. Рукши, рекомендуемые в выполнении главной цели – доведении объема грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2030 году в соответствии с указом президента. Для этого предлагается:
1. Исходным постулатом принять, что для достижения поставленной цели необходимо надежное обеспечение круглогодичной навигации на трассах СМП в течение всего года.
2. Ориентироваться на российских грузоотправителей.
3. Собрать и обобщить информацию о существующих и перспективных (но реальных для освоения до 2030 года) месторождениях добычи нефти, газа и других полезных ископаемых в арктической зоне России, расположенных в арктических морях, на шельфе и в районе судоходных рек, где морские и речные перевозки конкурентоспособны.
4. Определить объемы необходимых морских и речных перевозок, включая перевозку грузов, требуемых для строительства и/или модернизации морских платформ и отгрузочных терминалов, портов и портопунктов.
5. Сформулировать и согласовать с потенциальными заказчиками тактику необходимого завоза/вывоза грузов (летне-осенний период или круглогодичный).
6. Обеспечить выполнение полевых научно-исследовательских работ по получению и обобщению данных об особенностях льдообразования и характеристиках ледовых условий в течение ледового периода в перспективных районах грузоперевозок, включая трассы выхода на СМП.
7. Обобщить информацию об объеме надежных грузоперевозок транзитных грузов зарубежных и российских компаний (пессимистическая оценка наиболее вероятных перевозок).
8. Доработать и ввести в действие Правила плавания по СМП с формулированием требований к выбору класса ледовых усилений транспортных судов.
9. Констатировать, что надежные и ритмичные круглогодичные грузоперевозки на трассах СМП могут быть обеспечены строительством и вводом в эксплуатацию ледокола «Лидер» мощностью 120 МВт.
10. Разработать математическую модель завоза/вывоза грузов по трассам СМП и на основании расчетных исследований определить варианты обеспечения требуемых грузоперевозок в летний и зимний периоды навигации в зависимости от ледовых классов и ходовых качеств грузовых судов. Также на основании расчетных исследований определить количество и мощность необходимых ледоколов на трассах СМП и прилегающих заполярных реках.
P.S. Вопросы обеспечения гидрографических работ, связи и прочие не рассматриваются ввиду их очевидности.

СЕРГЕЙ БУЯНОВ,  генеральный директор АО «ЦНИИМФ»:
 

буянов.jpgВо-первых, хочу поздравить Вячеслава Владимировича Рукшу с назначением на должность директора Дирекции Северного морского пути (СМП) госкорпорации «Росатом». Во-вторых, мое мнение, что В.В. Рукша – специалист высочайшей квалификации с огромным опытом работы в разных сферах деятельности Северного морского пути и в наших советах не нуждается. Но если вопрос задан, есть следующие пожелания.
1. Установить тесное взаимовыгодное сотрудничество с Министерством транспорта Российской Федерации, учитывая, что и «Росатом» и Минтранс России в равной степени отвечают за обеспечение безопасности судоходства и развитие СМП. Результаты этой деятельности будут зависеть от того, насколько будет найден взаимный компромисс.
2. Инициировать процедуры, направленные на ускорение процесса корректировки Правил плавания в акватории СМП с учетом особенностей эксплуатации крупнотоннажных судов в арктических морях.
3. Привлекать АО «ЦНИИМФ» к выполнению научно обоснованных предложений по корректировке или разработке нормативных правовых документов в области эксплуатации транспортного и ледокольного флота, обеспечения безопасности мореплавания на трассах СМП и др.

ИГОРЬ ОРЛОВ, губернатор Архангельской области:

орлов.jpgОчевидно, что одним из важнейших шагов вновь созданной дирекции может стать оценка объема грузопотока, идущего через арктические порты России.  Архангельск – это один из ключевых и важнейших портов Российской Арктики, базовый и опорный город для нефтегазовых операторов, сервисных компаний и грузоотправителей. Без участия Архангельска была бы невозможна реализация ни одного из национально значимых арктических проектов.

Уверен, что текущая и перспективная перевалка широкой номенклатуры грузов для арктических проектов через Архангельск внесет очень весомый вклад в эту работу и позволит существенно увеличить объемы перевозок в Арктике.

Речь идет как о грузах для проектов на территории Архангельской области, так и о проектах на других прибрежных и островных территориях. На подходе начало разработки Павловского месторождения на Новой Земле, ведется подготовка к строительству производственно-логистического комплекса «Архангельск» в интересах государственных и частных грузовладельцев, продолжается работа по проектам строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» и глубоководного района морского порта Архангельск. «Белкомур» и глубоководный порт позволят привлечь грузы не только из Архангельской области, Республики Коми и Пермского края, но также из целого ряда регионов Урала, Сибири и Северо-Запада, а также грузы, направляющиеся из зарубежных стран и транзитом. При замыкании в единую систему грузопотоков, планируемых к транспортировке по Северному широтному ходу, «Белкомуру» и существующим магистралям, с терминалами Архангельска и перспективным новым глубоководным районом обработка и транспортировка грузов через порты на арктическом побережье может перейти на новый этап развития, предполагающий ускорение, цифровизацию и, как следствие, удешевление этих операций.

Весомую поддержку этим проектам окажет создание в Архангельске центров координации перевозок в Арктике, которые выстраивают компании «Оборонлогистика» и «Совфрахт».  Небольшой по объемам перевозок, но также очень значимый перспективный проект – это создание многоцелевых автономных комплексов на территории национального парка «Русская Арктика» (Земля Франца-Иосифа и Новая Земля) для круглогодичного приема и размещения российских ученых и туристов в высокоширотной Арктике.

Что касается второго направления – грузов по проектам за пределами Архангельской области, – предприятия региона уверенно доказали свою способность строить платформы для шельфа («Приразломная», «Арктическая») и гидротехнические сооружения (Сабетта, Северодвинск, Архангельск), обеспечивать постоянное функционирование и снабжение платформ и береговых объектов.  Высокие производственные компетенции и потенциал судостроительных предприятий Северодвинска может быть востребован и при реализации новых проектов – «Арктик СПГ-2» и «Каменномысское море». Строительство и обслуживание платформ и надземной инфраструктуры также дадут постоянный прирост в объеме перевозок.

Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы «Росатом» поддержал и включился в реализацию этих проектов вместе с нами. На основе проведенного анализа текущего и перспективного грузопотока по всей номенклатуре грузов арктическая дирекция госкорпорации «Росатом» вполне могла бы содействовать принятию очень значимых для всех участников рынка решений. Так, принципиально важно обеспечить дифференцированный подход к регулированию портовых сборов в портах Западной Арктики и создание привлекательных условий, особенно на начальном этапе, если мы хотим получить преимущества на международном рынке морских перевозок через арктические порты.

Такое стимулирование судозаходов на переходном этапе позволит развить мощности российских стивидоров и судовладельцев. В свою очередь, при росте числа судозаходов и грузооборота сформируется основа для низких экономически обоснованных тарифов без дополнительной временной поддержки, а полученная прибыль позволит создать базу для модернизации терминалов, причалов и оборудования, проведения необходимого дноуглубления, что сделает арктические порты России еще более привлекательными для грузоотправителей по всему миру.

ВИТАЛИЙ ЗБАРАЩЕНКО,  начальник Главфлота Минморфлота и заместитель министра морского флота СССР в период 1982-1988 гг., академик Международной академии транспорта:

збарщенко.jpgЦена вопроса – не менее $30 миллиардов, которые сегодня мы тратим ежегодно на импорт морских транспортных услуг – фрахтование иностранного тоннажа для перевозок отечественных грузов внешней торговли. На очереди – привлечение иностранного флота для перевозок грузов в нашей Арктике, включая северный завоз, так как основные пароходства – Северное, Мурманское и Дальневосточное – находятся на грани банкротства, а вновь создаваемая Дирекция Северного морского пути, входящая в состав ГК «Атомфлот», в своем составе транспортного флота не имеет.

Представляется необходимым во имя защиты суверенитета страны, сохранения национального опыта работы в Арктике и кадрового контингента морского арктического плавсостава включить в корпоративную структуру Дирекции Севморпути указанные три пароходства путем создания на основах государственно-частного партнерства соответствующих судоходных компаний за счет приобретения в акционерном капитале Северного, Мурманского и Дальневосточного пароходств Дирекцией СМП не менее 51% акций капитала каждого пароходства с привлечением для совместной транспортной работы в Арктике единственного транспортного судна «Атомфлота» – атомохода «Севморпуть».

С учетом административного и финансового потенциала государственной корпорации «Росатом» и ледокольных мощностей «Росатомфлота» и Дирекции СМП включение в их состав транспортного сегмента арктических ледокольно-транспортных судов указанных пароходств позволит реализовать решения президента Российской Федерации В.В. Путина о передаче перевозок национальных грузов России в Арктике под флаг России и создаст предпосылки для реализации проекта национального транзитного коридора – арктической контейнерной линии Мурманск – Камчатка и возрождения отечественного морского торгового флота на других бассейнах страны в рамках ГЧП – государственно-частного партнерства.

Полагаю, что флотская составляющая в составе Дирекции СМП создаст предпосылки для решения транспортных вопросов в Арктике на современном уровне и сохранит многоопытные коллективы плавсостава. Кроме того, вполне можно найти приемлемое для акционеров пароходств решение, если в принципе будет достигнуто одобрение руководства ГК «Росатом».
ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ