Влияние отраслевых законов на деятельность стивидоров. Блиц-опрос

03.12.2018   Морские порты
Влияние отраслевых законов на деятельность стивидоров. Блиц-опрос

Количество законодательных новшеств в портовой сфере в последнее время довольно велико: много важных для портовой отрасли законов принято, много обсуждается экспертным сообществом или находится на стадии законопроектов, есть и такие, которые только планируются к разработке. Редакция журнала «Морские порты» провела опрос топ-менеджеров стивидорных компаний о том, какие законодательные документы затронули их деятельность больше всего, и как это сказалось на экономических показателях компании.

Владислав Дорофеев, генеральный директор ОАО «Калининградский морской торговый порт»:

«По нашему твердому убеждению, наиболее положительный эффект мы получим от принятия законодательных актов по дерегулированию тарифов на услуги по погрузке и хранению грузов в морских портах, а также норм, исключающих порты из Реестра субъектов естественных моно-

полий. Ведь что сейчас происходит? ФАС проводит проверки и мониторинг в отношении отдельных стивидорных компаний, подпадающих под критерии естественных монополий, при этом другие стивидоры не обязаны выполнять рекомендации и предписания ФАС.

От этого серьезно страдает конкурентная среда. Проверки антимонопольного ведомства необходимо как можно быстрее отменить. Если взять Калининградский морской порт, то, по статистике, он занимает значительную часть регионального рынка стивидорных услуг и входит в Реестр субъектов естественных монополий. Фактически же конкуренция с соседними терминалами по отдельным видам грузов очень

высока и вмешательство государства в тарифообразование мешает нормальной работе порта. На мой взгляд, компания должна иметь право самостоятельно устанавливать цены на свои услуги, исходя из индивидуальных условий деятельности. Государство не должно вмешиваться в этот процесс.

В качестве обоснования приведу ситуацию в Калининграде. Здесь сейчас зарегистрировано порядка 32 стивидоров, из которых около 20 ведут деятельность. Они являются нашими прямыми конкурентами, при этом ФАС не проверяет их работу. Благодаря такому положению соседний «Калининградский морской рыбный порт» может позволить себе устанавливать более низкие тарифы на перевалку угля по сравнению с КМТП и переманивать клиентов. «Балтийская стивидорная компания», занимающаяся контейнерными грузами, также не входит в Реестр и имеет более привлекательные тарифы по сравнению с нашими.

В целом стивидорный рынок Балтийского бассейна имеет высококонкурентную среду за счет того, что через каждые 50 км находится порт. И когда с одной стороны нас жестко регулирует государство, а другие порты не подвержены такому прессу, мы находимся в проигрышном положении и теряем клиентов».

Андрей Вискунов, заместитель генерального директора ОАО «Архангельский морской торговый порт» по эксплуатации – руководитель терминала Экономия»:

«На деятельность ОАО «Архангельский морской торговый порт» значительное влияние оказало принятие поправок, внесенных Федеральным законом от 03.08.2018 г. №324-ФЗ в ФЗ «О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установления цен (тарифов, ставок) на услуги в морском порту в рублях.

На протяжении длительного времени, начиная от установления данных цен Федеральной службой по тарифам (ФСТ), тарифы на услуги порта были номинированы в долларах США. Фиксирование ставки в иностранной валюте было удобно как российским участникам, так и иностранным контрагентам.

В настоящее время, применяя рублевые тарифы для экспортно-импортных операций, ОАО «АМТП» получает обращения от участников внешнеэкономической деятельности с просьбой о фиксировании ставки за стивидорные услуги в иностранной валюте, так как применение ставки в российских рублях не позволяет определить на длительный период стоимость перевалки в валюте, аналогичной валюте внешнеэкономических контрактов. Как правило, такой валютой является доллар США.

Учитывая сложность прогноза колебания курса доллара на протяжении длительного периода времени, фиксирование ставки за перевалку в рублях, возможно, приведет к некоторой потере доходов порта».

Владимир Григорьев, генеральный директор АО «Находкинский морской торговый порт»:

«Если говорить об уже принятых законодательных актах, которые, на мой взгляд, положительно сказываются на развитии портовой отрасли, то я бы

упомянул приказ ФАС от 25 декабря 2017 года «Об изменении государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в морских портах Российской Федерации».

Освобождение буксировочных компаний от тарифного регулирования, на мой взгляд, будет способствовать развитию конкуренции на рынке буксирного флота и, как следствие, позволит повысить качество предоставляемых услуг в этом сегменте. Следующим целесообразным законодательным шагом в части либерализации рынка портовых услуг может стать признание стивидорной отрасли достаточно конкурентной и ее исключение из Реестра субъектов естественных монополий. Это позволит существенно минимизировать различные бюрократические процедуры и позволит стивидорным компаниям стать более гибкими в принятии решений, оптимизировать бизнес-процессы, повысить операционную эффективность.

Мы также рассчитываем на скорейшее внедрение стандарта «Наилучшие доступные технологии» для перевалки сыпучих грузов в портах. Это даст возможность определить и приступить к реализации самых эффективных рекомендуемых природоохранных мероприятий в целях заботы об окружающей среде и, таким образом, позволит, наконец, установить понятные и равные для всех участников отрасли правила игры.

Что касается решений законодательных органов, которые продолжают вызывать активную дискуссию среди участников отрасли, то, конечно, здесь нельзя не вспомнить об обязательном установлении рублевых тарифов на услуги по перевалке грузов в морских портах. Эта инициатива защищает интересы грузоотправителей (в первую очередь речь идет как раз об экспортно-ориентированных компаниях, чьи доходы привязаны к иностранной валюте) и не в достаточной степени учитывает риски стивидорных компаний, которые связаны с крайней нестабильностью курса рубля.

В частности, работа стивидорных компаний с нерезидентами, не обладающими рублевыми счетами или готовыми брать на себя валютный риск, оказывается под угрозой. Отсрочка до 2025 года, которую получили стивидоры, ранее взявшие кредиты в валюте, стала поводом для некоторого оптимизма. Однако для решения стратегических государственных задач, связанных в том числе с увеличением грузооборота при одновременной диверсификации грузовой базы и снижении воздействия на окружающую среду, требуются дальнейшие вложения в развитие порта (в том числе это предполагает закупку дорогостоящего иностранного оборудования, аналогов которого пока в России не производят). Существенные дополнительные риски, которые создает переход на расчеты в рублях, могут привести к недоинвестированию в портовую инфраструктуру и затормозить развитие отрасли».

Андрей Горленко, директор по развитию ООО «Управление транспортными активами» (UCL Holding):

«Портовая отрасль России, в том числе компании дивизиона UCL Port, которые стабильно входят в первую пятерку крупнейших стивидоров страны, сегодня успешно работает. Она наращивает мощности, повышает производительность, устойчиво увеличивает объемы перевалки грузов.

Согласно отраслевой статистике, ежегодный рост рынка за последнее десятилетие в среднем составляет 6-9% и уже превысил по объему грузооборота рекорд, достигнутый во времена Советского Союза. Так, например, за 2017 год грузооборот морских портов России увеличился на 9% и составил 786,97 млн тонн.

Позитивная динамика развития стивидорной отрасли свидетельствует в том числе о стабильной и в целом благоприятной регуляторной среде, в которой государство и частный бизнес предпринимают совместные усилия для совершенствования системы свободной конкуренции и

снижения уровня госрегулирования. Разумеется, на нашем рынке, как и в прочих отраслях экономики, возникают отдельные точки напряженности, но кардинального влияния на его жизнеспособность они не оказывают.

14 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. №324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ обязал российских стивидоров выставлять все тарифы в российских морских портах в национальной валюте – российских рублях.

ФАС подготовила законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и иные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу Федерального закона «О естественных монополиях», который предусматривает исключение морских стивидоров из списка естественных монополий.

Статус естественных монополистов сохранят только стивидоры, работающие в северных портах, а также компании, занимающиеся перевалкой нефти и газа, поставляемых по трубопроводам. По словам главы ФАС Игоря Артемьева, законопроект будет принят до конца текущего года».

Теги: 
Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Курильские острова не уйдут под воду из-за глобального потепления

Курильские острова не уйдут под воду из-за глобального потепления Руководитель Росгидромета Максим Яковенко заявил, что острова Курильской гряды не будут затоплены в ...

Завод «Красное Сормово» спустит на воду первый сухогруз в наступившем году

Завод «Красное Сормово» спустит на воду первый сухогруз в наступившем году   22 февраля 2018 года в 10.30 на заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную...

Российская экономика

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции Ранее сообщалось, что производство красной икры в России по итогам 2018 года выросло в 1,7 раза.

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, Комсомольск-на-Амуре, входит в АО «Объединенная судо...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий исключение изъятых или конф...

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Морские порты

Порт на Камчатке позволит выстроить единую транспортную арктическую линию

Порт на Камчатке позволит выстроить единую транспортную арктическую линию Такое мнение выразил гендиректор «Корпорации развития Камчатки» Николай Пегин на   междуна...

АО «ММТП» поддержит 85-й юбилейный Праздник Севера

АО «ММТП» поддержит 85-й юбилейный Праздник Севера Мурманские портовики готовятся к 85-му юбилейному Празднику Севера, который пройдет в Мурманске в ма...




Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков сказал несколько слов об СМП, судах для реализ...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Интерес к покупке доли РЖД в «Трансконтейнере» проявляют иностранные инвесторы

Интерес к покупке доли РЖД в «Трансконтейнере» проявляют иностранные инвесторы Интерес к покупке доли  «Российских железных дорог» (РЖД) в «Трансконтейнере» ...

РЖД намерены совершенствовать технологии подвода поездов к портам Дальнего Востока

РЖД намерены совершенствовать технологии подвода поездов к портам Дальнего Востока ОАО «РЖД» считает, что для дальнейшего роста грузопотока в адрес дальневосточных портов необходимо с...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...