Влияние отраслевых законов на деятельность стивидоров. Блиц-опрос - Морские вести России

Влияние отраслевых законов на деятельность стивидоров. Блиц-опрос

03.12.2018

Морские порты

Количество законодательных новшеств в портовой сфере в последнее время довольно велико: много важных для портовой отрасли законов принято, много обсуждается экспертным сообществом или находится на стадии законопроектов, есть и такие, которые только планируются к разработке. Редакция журнала «Морские порты» провела опрос топ-менеджеров стивидорных компаний о том, какие законодательные документы затронули их деятельность больше всего, и как это сказалось на экономических показателях компании.

Владислав Дорофеев, генеральный директор ОАО «Калининградский морской торговый порт»:

«По нашему твердому убеждению, наиболее положительный эффект мы получим от принятия законодательных актов по дерегулированию тарифов на услуги по погрузке и хранению грузов в морских портах, а также норм, исключающих порты из Реестра субъектов естественных моно-

полий. Ведь что сейчас происходит? ФАС проводит проверки и мониторинг в отношении отдельных стивидорных компаний, подпадающих под критерии естественных монополий, при этом другие стивидоры не обязаны выполнять рекомендации и предписания ФАС.

От этого серьезно страдает конкурентная среда. Проверки антимонопольного ведомства необходимо как можно быстрее отменить. Если взять Калининградский морской порт, то, по статистике, он занимает значительную часть регионального рынка стивидорных услуг и входит в Реестр субъектов естественных монополий. Фактически же конкуренция с соседними терминалами по отдельным видам грузов очень

высока и вмешательство государства в тарифообразование мешает нормальной работе порта. На мой взгляд, компания должна иметь право самостоятельно устанавливать цены на свои услуги, исходя из индивидуальных условий деятельности. Государство не должно вмешиваться в этот процесс.

В качестве обоснования приведу ситуацию в Калининграде. Здесь сейчас зарегистрировано порядка 32 стивидоров, из которых около 20 ведут деятельность. Они являются нашими прямыми конкурентами, при этом ФАС не проверяет их работу. Благодаря такому положению соседний «Калининградский морской рыбный порт» может позволить себе устанавливать более низкие тарифы на перевалку угля по сравнению с КМТП и переманивать клиентов. «Балтийская стивидорная компания», занимающаяся контейнерными грузами, также не входит в Реестр и имеет более привлекательные тарифы по сравнению с нашими.

В целом стивидорный рынок Балтийского бассейна имеет высококонкурентную среду за счет того, что через каждые 50 км находится порт. И когда с одной стороны нас жестко регулирует государство, а другие порты не подвержены такому прессу, мы находимся в проигрышном положении и теряем клиентов».

Андрей Вискунов, заместитель генерального директора ОАО «Архангельский морской торговый порт» по эксплуатации – руководитель терминала Экономия»:

«На деятельность ОАО «Архангельский морской торговый порт» значительное влияние оказало принятие поправок, внесенных Федеральным законом от 03.08.2018 г. №324-ФЗ в ФЗ «О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установления цен (тарифов, ставок) на услуги в морском порту в рублях.

На протяжении длительного времени, начиная от установления данных цен Федеральной службой по тарифам (ФСТ), тарифы на услуги порта были номинированы в долларах США. Фиксирование ставки в иностранной валюте было удобно как российским участникам, так и иностранным контрагентам.

В настоящее время, применяя рублевые тарифы для экспортно-импортных операций, ОАО «АМТП» получает обращения от участников внешнеэкономической деятельности с просьбой о фиксировании ставки за стивидорные услуги в иностранной валюте, так как применение ставки в российских рублях не позволяет определить на длительный период стоимость перевалки в валюте, аналогичной валюте внешнеэкономических контрактов. Как правило, такой валютой является доллар США.

Учитывая сложность прогноза колебания курса доллара на протяжении длительного периода времени, фиксирование ставки за перевалку в рублях, возможно, приведет к некоторой потере доходов порта».

Владимир Григорьев, генеральный директор АО «Находкинский морской торговый порт»:

«Если говорить об уже принятых законодательных актах, которые, на мой взгляд, положительно сказываются на развитии портовой отрасли, то я бы

упомянул приказ ФАС от 25 декабря 2017 года «Об изменении государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в морских портах Российской Федерации».

Освобождение буксировочных компаний от тарифного регулирования, на мой взгляд, будет способствовать развитию конкуренции на рынке буксирного флота и, как следствие, позволит повысить качество предоставляемых услуг в этом сегменте. Следующим целесообразным законодательным шагом в части либерализации рынка портовых услуг может стать признание стивидорной отрасли достаточно конкурентной и ее исключение из Реестра субъектов естественных монополий. Это позволит существенно минимизировать различные бюрократические процедуры и позволит стивидорным компаниям стать более гибкими в принятии решений, оптимизировать бизнес-процессы, повысить операционную эффективность.

Мы также рассчитываем на скорейшее внедрение стандарта «Наилучшие доступные технологии» для перевалки сыпучих грузов в портах. Это даст возможность определить и приступить к реализации самых эффективных рекомендуемых природоохранных мероприятий в целях заботы об окружающей среде и, таким образом, позволит, наконец, установить понятные и равные для всех участников отрасли правила игры.

Что касается решений законодательных органов, которые продолжают вызывать активную дискуссию среди участников отрасли, то, конечно, здесь нельзя не вспомнить об обязательном установлении рублевых тарифов на услуги по перевалке грузов в морских портах. Эта инициатива защищает интересы грузоотправителей (в первую очередь речь идет как раз об экспортно-ориентированных компаниях, чьи доходы привязаны к иностранной валюте) и не в достаточной степени учитывает риски стивидорных компаний, которые связаны с крайней нестабильностью курса рубля.

В частности, работа стивидорных компаний с нерезидентами, не обладающими рублевыми счетами или готовыми брать на себя валютный риск, оказывается под угрозой. Отсрочка до 2025 года, которую получили стивидоры, ранее взявшие кредиты в валюте, стала поводом для некоторого оптимизма. Однако для решения стратегических государственных задач, связанных в том числе с увеличением грузооборота при одновременной диверсификации грузовой базы и снижении воздействия на окружающую среду, требуются дальнейшие вложения в развитие порта (в том числе это предполагает закупку дорогостоящего иностранного оборудования, аналогов которого пока в России не производят). Существенные дополнительные риски, которые создает переход на расчеты в рублях, могут привести к недоинвестированию в портовую инфраструктуру и затормозить развитие отрасли».

Андрей Горленко, директор по развитию ООО «Управление транспортными активами» (UCL Holding):

«Портовая отрасль России, в том числе компании дивизиона UCL Port, которые стабильно входят в первую пятерку крупнейших стивидоров страны, сегодня успешно работает. Она наращивает мощности, повышает производительность, устойчиво увеличивает объемы перевалки грузов.

Согласно отраслевой статистике, ежегодный рост рынка за последнее десятилетие в среднем составляет 6-9% и уже превысил по объему грузооборота рекорд, достигнутый во времена Советского Союза. Так, например, за 2017 год грузооборот морских портов России увеличился на 9% и составил 786,97 млн тонн.

Позитивная динамика развития стивидорной отрасли свидетельствует в том числе о стабильной и в целом благоприятной регуляторной среде, в которой государство и частный бизнес предпринимают совместные усилия для совершенствования системы свободной конкуренции и

снижения уровня госрегулирования. Разумеется, на нашем рынке, как и в прочих отраслях экономики, возникают отдельные точки напряженности, но кардинального влияния на его жизнеспособность они не оказывают.

14 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. №324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ обязал российских стивидоров выставлять все тарифы в российских морских портах в национальной валюте – российских рублях.

ФАС подготовила законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и иные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу Федерального закона «О естественных монополиях», который предусматривает исключение морских стивидоров из списка естественных монополий.

Статус естественных монополистов сохранят только стивидоры, работающие в северных портах, а также компании, занимающиеся перевалкой нефти и газа, поставляемых по трубопроводам. По словам главы ФАС Игоря Артемьева, законопроект будет принят до конца текущего года».
ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ