Влияние отраслевых законов на деятельность стивидоров. Блиц-опрос

03.12.2018   Морские порты
Влияние отраслевых законов на деятельность стивидоров. Блиц-опрос

Количество законодательных новшеств в портовой сфере в последнее время довольно велико: много важных для портовой отрасли законов принято, много обсуждается экспертным сообществом или находится на стадии законопроектов, есть и такие, которые только планируются к разработке. Редакция журнала «Морские порты» провела опрос топ-менеджеров стивидорных компаний о том, какие законодательные документы затронули их деятельность больше всего, и как это сказалось на экономических показателях компании.

Владислав Дорофеев, генеральный директор ОАО «Калининградский морской торговый порт»:

«По нашему твердому убеждению, наиболее положительный эффект мы получим от принятия законодательных актов по дерегулированию тарифов на услуги по погрузке и хранению грузов в морских портах, а также норм, исключающих порты из Реестра субъектов естественных моно-

полий. Ведь что сейчас происходит? ФАС проводит проверки и мониторинг в отношении отдельных стивидорных компаний, подпадающих под критерии естественных монополий, при этом другие стивидоры не обязаны выполнять рекомендации и предписания ФАС.

От этого серьезно страдает конкурентная среда. Проверки антимонопольного ведомства необходимо как можно быстрее отменить. Если взять Калининградский морской порт, то, по статистике, он занимает значительную часть регионального рынка стивидорных услуг и входит в Реестр субъектов естественных монополий. Фактически же конкуренция с соседними терминалами по отдельным видам грузов очень

высока и вмешательство государства в тарифообразование мешает нормальной работе порта. На мой взгляд, компания должна иметь право самостоятельно устанавливать цены на свои услуги, исходя из индивидуальных условий деятельности. Государство не должно вмешиваться в этот процесс.

В качестве обоснования приведу ситуацию в Калининграде. Здесь сейчас зарегистрировано порядка 32 стивидоров, из которых около 20 ведут деятельность. Они являются нашими прямыми конкурентами, при этом ФАС не проверяет их работу. Благодаря такому положению соседний «Калининградский морской рыбный порт» может позволить себе устанавливать более низкие тарифы на перевалку угля по сравнению с КМТП и переманивать клиентов. «Балтийская стивидорная компания», занимающаяся контейнерными грузами, также не входит в Реестр и имеет более привлекательные тарифы по сравнению с нашими.

В целом стивидорный рынок Балтийского бассейна имеет высококонкурентную среду за счет того, что через каждые 50 км находится порт. И когда с одной стороны нас жестко регулирует государство, а другие порты не подвержены такому прессу, мы находимся в проигрышном положении и теряем клиентов».

Андрей Вискунов, заместитель генерального директора ОАО «Архангельский морской торговый порт» по эксплуатации – руководитель терминала Экономия»:

«На деятельность ОАО «Архангельский морской торговый порт» значительное влияние оказало принятие поправок, внесенных Федеральным законом от 03.08.2018 г. №324-ФЗ в ФЗ «О морских портах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установления цен (тарифов, ставок) на услуги в морском порту в рублях.

На протяжении длительного времени, начиная от установления данных цен Федеральной службой по тарифам (ФСТ), тарифы на услуги порта были номинированы в долларах США. Фиксирование ставки в иностранной валюте было удобно как российским участникам, так и иностранным контрагентам.

В настоящее время, применяя рублевые тарифы для экспортно-импортных операций, ОАО «АМТП» получает обращения от участников внешнеэкономической деятельности с просьбой о фиксировании ставки за стивидорные услуги в иностранной валюте, так как применение ставки в российских рублях не позволяет определить на длительный период стоимость перевалки в валюте, аналогичной валюте внешнеэкономических контрактов. Как правило, такой валютой является доллар США.

Учитывая сложность прогноза колебания курса доллара на протяжении длительного периода времени, фиксирование ставки за перевалку в рублях, возможно, приведет к некоторой потере доходов порта».

Владимир Григорьев, генеральный директор АО «Находкинский морской торговый порт»:

«Если говорить об уже принятых законодательных актах, которые, на мой взгляд, положительно сказываются на развитии портовой отрасли, то я бы

упомянул приказ ФАС от 25 декабря 2017 года «Об изменении государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в морских портах Российской Федерации».

Освобождение буксировочных компаний от тарифного регулирования, на мой взгляд, будет способствовать развитию конкуренции на рынке буксирного флота и, как следствие, позволит повысить качество предоставляемых услуг в этом сегменте. Следующим целесообразным законодательным шагом в части либерализации рынка портовых услуг может стать признание стивидорной отрасли достаточно конкурентной и ее исключение из Реестра субъектов естественных монополий. Это позволит существенно минимизировать различные бюрократические процедуры и позволит стивидорным компаниям стать более гибкими в принятии решений, оптимизировать бизнес-процессы, повысить операционную эффективность.

Мы также рассчитываем на скорейшее внедрение стандарта «Наилучшие доступные технологии» для перевалки сыпучих грузов в портах. Это даст возможность определить и приступить к реализации самых эффективных рекомендуемых природоохранных мероприятий в целях заботы об окружающей среде и, таким образом, позволит, наконец, установить понятные и равные для всех участников отрасли правила игры.

Что касается решений законодательных органов, которые продолжают вызывать активную дискуссию среди участников отрасли, то, конечно, здесь нельзя не вспомнить об обязательном установлении рублевых тарифов на услуги по перевалке грузов в морских портах. Эта инициатива защищает интересы грузоотправителей (в первую очередь речь идет как раз об экспортно-ориентированных компаниях, чьи доходы привязаны к иностранной валюте) и не в достаточной степени учитывает риски стивидорных компаний, которые связаны с крайней нестабильностью курса рубля.

В частности, работа стивидорных компаний с нерезидентами, не обладающими рублевыми счетами или готовыми брать на себя валютный риск, оказывается под угрозой. Отсрочка до 2025 года, которую получили стивидоры, ранее взявшие кредиты в валюте, стала поводом для некоторого оптимизма. Однако для решения стратегических государственных задач, связанных в том числе с увеличением грузооборота при одновременной диверсификации грузовой базы и снижении воздействия на окружающую среду, требуются дальнейшие вложения в развитие порта (в том числе это предполагает закупку дорогостоящего иностранного оборудования, аналогов которого пока в России не производят). Существенные дополнительные риски, которые создает переход на расчеты в рублях, могут привести к недоинвестированию в портовую инфраструктуру и затормозить развитие отрасли».

Андрей Горленко, директор по развитию ООО «Управление транспортными активами» (UCL Holding):

«Портовая отрасль России, в том числе компании дивизиона UCL Port, которые стабильно входят в первую пятерку крупнейших стивидоров страны, сегодня успешно работает. Она наращивает мощности, повышает производительность, устойчиво увеличивает объемы перевалки грузов.

Согласно отраслевой статистике, ежегодный рост рынка за последнее десятилетие в среднем составляет 6-9% и уже превысил по объему грузооборота рекорд, достигнутый во времена Советского Союза. Так, например, за 2017 год грузооборот морских портов России увеличился на 9% и составил 786,97 млн тонн.

Позитивная динамика развития стивидорной отрасли свидетельствует в том числе о стабильной и в целом благоприятной регуляторной среде, в которой государство и частный бизнес предпринимают совместные усилия для совершенствования системы свободной конкуренции и

снижения уровня госрегулирования. Разумеется, на нашем рынке, как и в прочих отраслях экономики, возникают отдельные точки напряженности, но кардинального влияния на его жизнеспособность они не оказывают.

14 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. №324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ обязал российских стивидоров выставлять все тарифы в российских морских портах в национальной валюте – российских рублях.

ФАС подготовила законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и иные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу Федерального закона «О естественных монополиях», который предусматривает исключение морских стивидоров из списка естественных монополий.

Статус естественных монополистов сохранят только стивидоры, работающие в северных портах, а также компании, занимающиеся перевалкой нефти и газа, поставляемых по трубопроводам. По словам главы ФАС Игоря Артемьева, законопроект будет принят до конца текущего года».

Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Много импортного оборудования ледокола «Виктор Черномырдин» пострадало при пожаре

Много импортного оборудования ледокола «Виктор   Черномырдин» пострадало при пожаре Значительная часть оборудования импортного производства, установленного на   строящемся ле...

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна Судоремонтный завод «Биби-Эйбат» ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (ASCO)...

Российская экономика

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания В пятницу, 14 декабря, в Минтрансе РФ состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торг...

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...