Готов ли бизнес вкладываться в инфраструктуру пунктов пропуска на Дальнем Востоке?

08.11.2018   Транспортная политика
Готов ли бизнес вкладываться в инфраструктуру пунктов пропуска на Дальнем Востоке? «Российская газета»: В ближайшие годы России предстоит ввести в эксплуатацию 32 пункта пропуска (ПП) через государственную границу. Речь идет о модернизации существующих объектов и создании новых.- Мы начнем с Дальнего Востока, Северного Кавказа, - пояснил, выступая на Международном таможенном форуме-2018, председатель правительства России Дмитрий Медведев.

На масштабный проект потребуются деньги. А это, как всегда, камень преткновения.

Власти РФ пообещали выделить 11,9 миллиарда рублей на реконструкцию и строительство 13 пунктов пропуска в ДФО. Тем временем «на все про все» нужно куда больше. Ведь сегодня на Дальнем Востоке установлены 63 ПП (по данным ФГКУ «Росгранстрой», реально действуют только 46), и 35 из них находятся в неудовлетворительном состоянии.

В 90-х годах прошлого века многие пункты пропуска (точнее, их инфраструктура: здания, оборудование, подъездные дороги) оказались в частной собственности. Через полтора десятка лет государство начало активно брать эти объекты под свое крыло - вначале ответственность за них возложили на Федеральное агентство по обустройству госграницы, а после его ликвидации в феврале 2016-го года - на Министерство транспорта РФ.

Согласно российскому законодательству проектирование, строительство или реконструкция, оборудование помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через государственную границу осуществляются за счет федерального бюджета и иных источников финансирования. Иные источники - это средства бизнеса или (что реже) субъектов. Правда, здесь действует условие: все объекты должны быть бесплатно переданы государству. В этом случае министерство транспорта заключает с собственником договор безвозмездного пользования.

«Собственниками 33-х из 46 расположенных в ДФО функционирующих пунктов пропуска являются частные организации», - рассказал «РГ» заместитель руководителя ФГКУ Росгранстрой Андрей Тулугоев. – «В федеральной собственности находятся восемь, в собственности субъектов - два, а еще три - частично принадлежат государству, частично – бизнесу».

Вкладываться в содержание инфраструктуры пунктов пропуска государство и радо бы, но средств не хватает. Даже на те объекты, где оно выступает собственником. По официальным данным, объем госфинансирования на содержание и модернизацию инфраструктуры пунктов пропуска в округе в 2016 году не достигал и 60 процентов необходимого. Что уж говорить о зданиях и сооружениях, принадлежащих частникам.

Автомобильные, железнодорожные, речные, морские ПП на Дальнем Востоке - большая головная боль. Сараи (иначе их и не назовешь) с российской стороны сильно впечатляют на фоне современных и прекрасно оснащенных китайских сооружений. Но особенно выделяется речной пункт пропуска в Хабаровске. Он, можно сказать, уникален: размещен на двух дебаркадерах еще с 90-х годов прошлого века. Тогда это считалось временной мерой. Как оказалось - что-то более постоянное трудно придумать.

Сегодня на Дальнем Востоке установлены 63 пункта пропуска, и 35 из них находятся в неудовлетворительном состоянии

«Увеличить пропускную способность ПП у Хабаровска? А как можно ее нарастить на пункте, который расположен, по сути, на двух лодках?» - не без горечи говорит начальник Хабаровского таможенного поста Евгений Данилов.

Между тем под Хабаровском почти готов новый современный пункт пропуска - кстати, частный и вполне обустроенный. Запустить его планировалось в навигацию прошлого года, затем летом нынешнего, но по разным причинам ввод отложен.

Еще один «зависший» будущий ПП между Россией и Китаем - на острове Большой Уссурийский.

«Существуют обязательные процедуры. Главное: внести изменения в межправительственные соглашения между Россией и Китаем и поменять классификацию объекта на грузопассажирский. Ведь изначально пункт пропуска предполагали сделать только пассажирским. Исходя из этого поданы заявки. Все основные решения принимали на уровне федеральных министерств. Но и власти Хабаровского края, и бизнес - российский и китайский - настаивали: надо сделать так, чтобы через этот пункт пропуска можно было перевозить и грузы. Президент РФ дал соответствующие поручения в прошлом году. Как только в межправительственные соглашения внесут поправки, начнется стандартная процедура», - говорит заместитель председателя правительства края - министр инвестиционного развития и предпринимательства края Юрий Чайка.

«Стандартная» процедура подразумевает и поиск инвесторов.

Возникает резонный вопрос: а зачем вообще частному бизнесу нужны ПП, напомним, бесплатно передаваемые государству? Ответить на него довольно сложно.

«Наше предприятие обслуживает объекты, на которых расположен пункт пропуска, и уже семь лет удерживает стоимость оказываемых услуг на минимальном уровне. Краевые власти возложили на нас общественно значимую задачу, и мы ее выполняем. Какой интерес у частника, вкладывающего свои деньги в обустройство пункта пропуска, я не могу сказать», - признается Людмила Егорчатова, главный юрисконсульт АО «Хабаровскводтранс», которому принадлежит тот самый ПП на дебаркадерах. – «Я беседовала с некоторыми собственниками инфраструктуры пунктов пропуска на Дальнем Востоке. Да, есть среди них те, кто рассчитывает на сопутствующие услуги - гостиницы, кафе, платные парковки, логистические центры. Есть планы создания «своих» турфирм с оптимальными условиями работы на этом участке, где другие не выдержат конкуренции. Но, на мой взгляд, это варианты с сомнительными перспективами, и в чем на самом деле выгода частников - я не понимаю».

Судя по тому, что инвесторы не стоят в очередь на включение в государственно-частное партнерство при строительстве и модернизации пунктов пропуска, не понимают многие.

«В законодательстве о функционировании ПП существует ряд пробелов. Я не вижу норм, которые заинтересовали бы бизнес принимать участие в обустройстве инфраструктуры пунктов пропуска», - считает Егорчатова.

Между тем соответствующие нормы могут появиться уже в ближайшее время. Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, предусматривающий использование частных инвестиций, а также средств из региональных бюджетов на обустройство пунктов пропуска.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, сегодня механизм их привлечения нигде не прописан. Правда, для автомобильных пунктов пропуска государственно-частное партнерство невозможно - авторы сочли, что это «несет высокие риски угрозы национальной безопасности Российской Федерации». В данном случае по проекту предусматривается только заключение концессионного соглашения в отношении объектов дорожного транспорта.

Авторы законопроекта уверены, что «возмещение понесенных частным партнером расходов будет происходить за счет осуществления им хозяйственной деятельности в объекте транспортной инфраструктуры, а также за счет увеличения доходов от внешнеэкономической деятельности». То есть речь идет о тех самых гостиницах, парковках, кафе…

На вопрос: «А зачем вообще частному бизнесу нужны пункты пропуска, бесплатно передаваемые государству?» - ответить трудно.

Но это в будущем. Пока же государство строит и модернизирует в основном за свой счет автомобильные пункты пропуска Пограничный и Краскино в Приморье, Кани-Курган в Амурской области, железнодорожный в Нижнеленинском (ЕАО). Два последних - это ПП при сооружающихся мостах.

«Президент РФ поручил, чтобы пункты пропуска открылись в один день с мостами. Не должно получиться так, что переходы подготовят к работе, но проехать по ним будет нельзя, так как пункты пропуска еще не сдадут, - предупредил глава Минвостокразвития Александр Козлов.

Поэтому некоторые сроки ввода в эксплуатацию будут перенесены. Например, пункт пропуска в селе Кани-Курган при мостовом переходе «Благовещенск - Хэйхэ» заработает в 2019 году, а не в 2021-м, как планировалось раньше.

Вклад бизнеса в строительство этих ПП не предусмотрен, но, например, в непосредственной близости к железнодорожной станции, в пределах которой будет располагаться ПП Нижнеленинское, за счет частных инвестиций идет строительство транспортно-логистического центра для накопления, переработки и распределения грузов из Китая.

Теги: 
Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Суда Волжского пароходства спасли моряков с горящих в Керченском проливе танкеров

Суда Волжского пароходства спасли моряков с горящих в Керченском проливе танкеров 21 января с.г. в Керченском проливе произошла трагедия: по неустановленным пока причинам на двух суд...

Число погибших моряков в Черном море увеличилось до 14

Число погибших моряков в Черном море увеличилось до 14 Число погибших моряков в результате пожара на двух судах в Черном море, по предварительным данным, в...

Российская экономика

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей На развитие Северного морского пути (СМП) в 2019-2024 годах потребуется 905,6 млрд рублей. О...

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» («Владморрыбпорт», стивидорная компания в порту «Влади...

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга Северо-Западное следственное управление на транспорте СКР проверяет сообщения СМИ об обрушении крыши...




Морской транспорт

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства маломерных судов в Российской Федерации

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства  маломерных судов в Российской Федерации Российские аквакультурные предприятия планируют участвовать в программе строительства судов маломерн...

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года С начала навигации 2018-2019 гг. в замерзающих морских портах России под контролем ледоколов ФГУП «Р...

Речной транспорт

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве Следователи разбираются в обстоятельствах столкновения теплохода с набережной в районе парка имени Г...

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

Ж/Д транспорт

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1%

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1% «Трансконтейнер» увеличил   контейнерные перевозки в 2018 году на 6,1% к уровню 2017&n...

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов По состоянию на январь 2019 года парк грузовых локомотивов на полигоне Мурманского территориального ...

Авто транспорт

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии Накануне подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Кавказ» завершило расчистку от снега самого сложно...

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...