РЖД и «Ростех» предложили передать им «ГЛОНАСС» - Морские вести России

РЖД и «Ростех» предложили передать им «ГЛОНАСС»

06.11.2018

Российская экономика

«Интерфакс» со ссылкой на «Коммерсант» сообщает, что глава «Ростеха» Сергей Чемезов и генеральный директор ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров предложили правительству передать им акции акции АО «ГЛОНАСС.

Руководители компаний предложили премьер-министру Дмитрию Медведеву проработать вопрос о передаче 50% акций «ГЛОНАССа» в уставный капитал РЖД и 50% — в собственность «Ростеха».

В дальнейшем также предлагается «рассмотреть возможность участия в «ГЛОНАСС» компании РТИТС (оператор государственной системы взимания платы с грузовиков свыше 12 тонн «Платон») путем приобретения на рыночных условиях дополнительной эмиссии 25,1% акций», - отмечает газета. Она уточняет, что в РТИТС 50% принадлежит сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю, еще 50% - у «РТ-Инвеста», блокирующим пакетом которого владеет «Ростех».

Компания «ГЛОНАСС» основана по поручению президента РФ Владимира Путина в 2015 г., управляет системой экстренного реагирования при ДТП «ЭРА-ГЛОНАСС». В апреле 2018 г. занимавший тогда должность вице-премьера РФ Дмитрий Рогозин на встрече с президентом сообщал, что системой оснащены более 1,8 млн. автомобилей в стране, а к 2019 г. их число увеличится до 3,5 млн. Он также заявлял, что в 2018 г. прекратится государственное финансирование проекта, так как компания вышла на самоокупаемость. В июле 2018 г. главой «ГЛОНАССа» назначен экс-советник главы Минкомсвязи Игорь Милашевский, сменивший на этой должности Андрея Жерегелю.

Передача «ГЛОНАССа» в РЖД и «Ростех» повысит экономическую эффективность и безопасность всего транспортно-логистического комплекса, а также реализацию транзитного потенциала страны, заявили изданию представитель «Ростеха». «Это также позволит привлечь частных инвесторов, и тем самым снизить затраты бюджетов, финансовую нагрузку на бизнес и население», - добавил он.

Одна из целей вхождения в «ГЛОНАСС» новых участников - создание цифровых сервисов по контролю транзита экспортно-импортных грузов, снижению времени прохождения транзитных грузов и интеграции с сопредельными государствами, включая Казахстан, Белоруссию, Китай и страны Евросоюза, а также развитие международного проекта «Один пояс - один путь», следует из письма РЖД и «Ростеха». В нем также указывается, что участие «Ростеха» «обеспечит устойчивую загрузку оборонных предприятий гражданской продукцией для транспортной телематики».

Предлагаемое создание «единой цифровой транспортно-логистической экосреды» может выразиться в оборудовании всех грузовых вагонов электронными датчиками, которые заменят осмотрщиков, и введением системы обязательного страхования грузов как минимум для транзита, следует из письма.

Также сообщается, что на железных дорогах будет создана «единая система цифрового контрольного оборудования», которая позволит «своевременно выявлять технические и коммерческие неисправности подвижного состава» и формировать дополнительные информационные сервисы для грузоотправителей и операторов. Внедрение этой системы «позволит сформировать условия для создания сквозной системы страхования грузов» для привлечения крупных мировых логистов на российский рынок. Сегодня никто груз страховать не обязан: это делается по желанию, а РЖД как перевозчик за его утрату несет ответственность в размере стоимости груза.

Медведев в ответ на письмо поручил вице-премьерам РФ Юрию Борисову и Максиму Акимову совместно с «Ростехом» и «Российскими железными дорогами» в течение двух недель проработать вопрос создания в России единой цифровой транспортно-логистической системы на базе «ГЛОНАССа», следует из письма, направленного в аппарат правительства 26 октября, добавляет «Коммерсантъ». Создание такой системы предусмотрено программой «Цифровая экономика», утвержденной правительством в 2017 г. Представитель Акимова Алия Самигуллина подтвердила газете наличие такого поручения, отметив, что его срок еще не вышел, «вопрос прорабатывается».

В долгосрочной программе развития «Российских железных дорог» до 2025 г. не указывается общий бюджет программы цифровизации, но перечислены ее мероприятия, отмечает издание. Среди них, в частности, - создание платформы управления и мониторинга грузовых перевозок, инструментов интеллектуального управления движением, цифрового моделирования и мониторинга транспортных средств и объектов инфраструктуры, модернизация архитектуры информационных систем и IT-инфраструктуры на основе импортонезависимого программного обеспечения.

В инвестиционной программе на 2019-2025 гг. на корпоративную информатизацию (автоматизацию перевозочного процесса) предусмотрено 43,1 млрд. руб., на обновление оборудования и устройств связи - 19,4 млрд. руб., на единую интеллектуальную систему управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте - 3,5 млрд. руб.

Помимо учтенных в инвестиционной программе РЖД затрат, существует более крупная программа на уровне Минтранса: в рамках программы «Цифровая экономика» министерство планирует создать единую цифровую платформу транспортного комплекса (ЕЦПТК), добавляет «Коммерсантъ». Она должна базироваться на существующих системах «Платон», «Российских железных дорог» и «ЭРА-ГЛОНАСС». В 2017 г. занимавший тогда должность первого замглавы Минтранса (сейчас - министр) Евгений Дитрих говорил, что ЕЦПТК начнет функционировать в конце 2019 г., в полном объеме заработает в 2022 г., а ее стоимость составит около 450 млрд. руб.

Как пояснял генеральный директор РТИТС Антон Замков, платформа будет подразумевать оборудование транзитных грузов, идущих по коридору Азия-Европа, единой электронной пломбой с использованием технологии ГЛОНАСС и полностью электронным декларированием с применением технологии блокчейн. В мае 2018 г. крупнейшие транспортные компании, в том числе РЖД, «Автодор», «Аэрофлот» и РТИТС, подписали соглашение о создании ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», которая должна заняться созданием ЕЦПТК.

Собеседник газеты на рынке полагает, что сейчас компания «ГЛОНАСС» не способна без бюджетного финансирования развивать коммерческие сервисы. «Даже с обязательным внедрением «ЭРА-ГЛОНАСС» на Дальнем Востоке и у российских автопроизводителей возникают проблемы из-за дороговизны установки оборудования и отсутствия собственной сети обслуживания», - отметил он. Кроме того, работа АО стала причиной отказа множества туристических групп от поездок в города-организаторы чемпионата мира по футболу во время его проведения: «Это также вызвало недовольство со стороны автоперевозчиков, поэтому пришлось в экстренном порядке переключать иностранные автобусы на бортовые устройства системы «Платон», - добавил он.

«Ростех» давно рассматривался как один из потенциальных собственников «ГЛОНАССа». Как сообщало ранее издание, еще в 2016 г. рассматривалась схема, в которой государственная корпорация получила бы от РФ 58,8% акций, еще 29,5% планировалось передать «Роскосмосу», после чего - провести допэмиссию в пользу «Ростелекома» . Еще раньше, осенью 2014 г., из-за дефицита госсредств Минфин предлагал пустить в капитал «ГЛОНАСС» не только компании с госучастием, но и операторов связи - МТС, «Вымпелком» и «МегаФон» , которые взаимодействуют с «ЭРА-ГЛОНАСС».
ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ