Росрыболовство приступает к эксперименту по восстановлению запасов горбуши Русского Севера

05.07.2018   Российская экономика
Росрыболовство приступает к эксперименту по восстановлению запасов горбуши Русского Севера

В Росрыболовстве представлен научно-экспериментальный проект «Горбуша Русского Севера», направленный на восстановление запасов горбуши в Северном бассейне.

Проект обсудили на совещании под председательством заместителя руководителя Росрыболовства Петра Савчука. В мепроприятии приняли участие профильные специалисты ВНИРО, ПИНРО, ГосНИОРХа, ВНИИПРХа, северных филиалов Главрыбвода, представители Баренцево-Беломорского и Северо-Западного территориальных управлений Росрыболовства, руководители управлений Центрального аппарата Агентства, Министерства рыбного и сельского хозяйства Мурманской области, Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, Правительства Республики Карелия, рыбопромышленники.

Идею презентовал научный руководитель ВНИРО Михаил Глубоковский. Цель проекта – разработка и апробации методов повышения урожайности депрессивной (четной) линии горбуши Русского Севера путем развития искусственного воспроизводства горбуши на рыборазводных заводах региона и новых мощностях с использованием методов селекции.

«Во-первых, мы восстановим горбушу на Севере, во-вторых, если у нас получится северный эксперимент – восстанавливать методом генетического замещения низкочисленное поколение горбуши, мы можем распространить проект на Дальнем Востоке, где, как вы знаете, есть сильные колебания подходов лососевых – четных и нечетных поколений», – сказал ученый.

В зависимости от года у горбуши есть малочисленные и многочисленные поколения. Раз в 20-30 лет происходит смена доминанты. «В этом есть и научная загадка, и рыбохозяйственная проблема. Эксперимент позволит нам понимать природу этой закономерности. Корень проблемы с ошибками прогнозов горбуши лежит именно в непонимании популяционно-генетической структуры вида», – подчеркнул Михаил Глубоковский. Разработчик подчеркнул, что проект многоэтапный и многолетний. И приступать необходимо уже в этом году – сделать экспериментальные закладки икры четного года, чтобы апробировать технологии. В 2019 году предлагается осуществить масштабную закладку икры высокочисленной популяции рыбы, а в 2020 году – провести работы по генетическому замещению. Участники программы: ВНИРО, ПИНРО, ВНИИПРХ, ЛРЗ Карельского, Северного и Мурманского филиалов Главрыбвода.

«Мы собрались сегодня в таком большом составе, чтобы обсудить заинтересованность и готовность включиться в проект, оценить риски «на берегу». Ожидаем, что в программе будет участвовать бизнес, так как после эксперимента потребуются новые мощности для воспроизводства горбуши. Нам нужен тщательно проработанный научный проект. Сейчас мы видим преимущества, удачный опыт зарубежных коллег, незагрязненные водные акватории. Низкочисленное поколение нужно развивать, создавать все условия для того, чтобы в гораздо больших объемах оно появилось», – подчеркнул Петр Савчук и обратился к участникам совещания с просьбой высказывать свои мнения.

Среди озвученных вопросов были факторы выживаемости горбуши и влияние роста ее численности на популяцию атлантического лосося (семги), биотехнологические требования к заводам для воспроизводства, распределение секторов работы между всеми, источники финансирования.

Михаил Глубоковский выдвинул гипотезу, что рост популяции горбуши не сможет негативно повлиять на состояние запасов семги. «Наоборот, считаю, что одна из причин низкой численности горбуши на Русском Севере может быть присутствие в реках семги – это более сильный вид. Семга – единственная из лососевых, кто может по-настоящему бороться с такими видами, как щука, судак, окунь, которые выбивают тихоокеанского лосося на Дальнем Востоке очень легко. Если это так, то тогда единственный способ существенно поднять численность запасов горбуши, именно заводское разведение», – пояснил ученый.

Представители всех трех субъектов – Архангельской и Мурманской областей и Республики Карелия подтвердили участие в программе и готовность уже с этого года приступить к экспериментальной закладке икры. Поддержали проект специалисты научно-исследовательских учреждений Росрыболовства, Главрыбвода.

Выслушав аргументы и часть дискуссии откликнулись и рыбопромышленники. «Мы готовы участвовать и финансово, и живой силой, и техникой: чем сможем – поможем. Только под этот шаг нужна тщательная научная основа. С точки зрения строительства рыбоводных заводов в рамках государственно-частного партнерства мы готовы участвовать, даже понимая известные риски. Это интересный для нас проект. Поддержку, что начинать надо сразу с серьезных объемов, чтобы эффект мы почувствовали сразу. Но с этого года вряд ли успеем, так как горбуша пойдет со дня на день», – высказался председатель Союза Рыболовецких колхозов Архангельской области Андрей Заика.

По итогам обсуждения принято решение создать рабочую группу по реализации проекта. Руководителем проектного коллектива назначен Михаил Глубоковский, в состав войдут по два специалиста от ВНИРО, ПИНРО, ВНИИПРХа, трех филиалов Главрыбвода и представители бизнес-сообщества. Вместе с тем, Петр Савчук поручил территориальным управлениям совместно с субъектами Северного бассейна провести серию общественных обсуждений проекта с научными кругами (РАН), экологами, рыбопромышленниками, рыбаками-любителями. «Мы должны услышать критику, максимально полно понимать риски. Рабочая группа займется системной работой, начнет с формирования пошагового плана реализации проекта. Нужно понимать, какие объемы финансирования необходимо закладывать», – резюмировал заместитель руководителя Росрыболовства.


Теги: 
Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

СРЗ «Нерпа» поддерживает молодых специалистов

СРЗ «Нерпа» поддерживает молодых специалистов На судоремонтном заводе «Нерпа» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) п...

Росрыболовство может снять ограничения на вылов рапанов в Черном море

Росрыболовство может снять ограничения на вылов рапанов в Черном море Ограничения на вылов в Черном море хищных моллюсков - рапанов - могут быть сняты, сообщил заместител...

Российская экономика

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, Комсомольск-на-Амуре, входит в АО «Объединенная судо...

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 316 партий рыбной продукции

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 316 партий рыбной продукции Отделом пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Управления Ро...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

Мурманский морской рыбный порт обжалует решение Арбитражного суда по причалам

Мурманский морской рыбный порт обжалует решение Арбитражного суда по причалам В среду в Арбитражном суде Мурманской области рассматривали исковое заявление АО «Мурманский морской...

АО «Ростерминалуголь» заплатило 2,57 млрд рублей налогов в 2018 году

АО «Ростерминалуголь» заплатило 2,57 млрд рублей налогов в 2018 году АО «Ростерминалуголь» — крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, ...




Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков сказал несколько слов об СМП, судах для реализ...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Рекордный ж/д трафик ждут в Севастополе после запуска Крымского моста

Рекордный ж/д трафик ждут в Севастополе после запуска Крымского моста Железнодорожный трафик в Севастополе будет рекордным после открытия железнодорожной части Крымского ...

Грузоотправители Свердловской железной дороги стали в 3 раза чаще использовать электронную площадку «Грузовые перевозки»

Грузоотправители Свердловской железной дороги стали в 3 раза чаще использовать электронную площадку «Грузовые перевозки» Участники транспортного рынка подвели итоги работы на электронной торговой площадке «Грузовые перево...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...