«Газпром нефть» предложила и дальше снижать акцизы для сдерживания цен на топливо - Морские вести России

«Газпром нефть» предложила и дальше снижать акцизы для сдерживания цен на топливо

09.06.2018

Российская экономика

Глава «Газпром нефти» Александр Дюков назвал единственным эффективным способом стабилизировать тяжелую ситуацию на топливном рынке дополнительное снижение акцизов на бензин и дизельное топливо - на 2,5 тыс. рублей и 4 тыс. рублей за тонну соответственно. По его словам, у бюджета есть на это средства за счет дополнительных доходов от роста цены на нефть.

«Решением может стать дальнейшее снижение акцизов, - рассказал Дюков журналистам на пресс-конференции в рамках годового собрания акционеров «Газпром нефти». - У бюджета такая возможность есть за счет допдоходов от роста цены нефти и девальвации цены нефти».

Нефтяники уже обращались к правительству с этой инициативой, но власти пока не готовы к таким мерам, отметил он.

«Газпром нефть» также выступает за переход в будущем к гибким акцизам на бензин и дизельное топливо, привязанным к цене нефти.

Кто виноват?

С начала года в России отмечался рост цен на бензин и дизельное топливо. По последним данным Росстата, за неделю с 28 мая по 4 июня средние потребительские цены на бензин в России выросли на 1,4%, на дизель - на 1,2%. С начала года бензин подорожал на 8%, дизтопливо - на 8,5%.

Для сдерживания роста топливных цен на внутреннем рынке правительство с 1 июня решило снизить акцизы на бензин на 3 тыс. рублей с тонны и на дизельное топливо на 2 тыс. рублей с тонны. Также было решено отказаться от планового повышения акцизов на 700 рублей с 1 июля 2018 года.

В сложившейся ситуации власти винят нефтяников, которые, по их мнению, из-за высоких цен на нефть нарастили экспорт в ущерб поставкам на внутренний рынок. Правительство уже договорилось с компаниями о замораживании оптовых и розничных цен на топливо и об увеличении поставок на внутренний рынок.

В качестве дополнительной меры правительство пригрозило повысить экспортные пошлины на бензин, дизтопливо и керосин до 90% от пошлины на нефть в том случае, если компании нарушат свои обещания.

Однако, считает Дюков, нефтяники не виноваты - внутренний рынок в этот период был профицитным и не испытывал недостатка в топливе. В частности, «Газпром нефть» с января по май текущего года не только не сокращала поставки нефтепродуктов, а, наоборот, увеличила их на 17%. Зампредседателя правления компании Анатолий Чернер заверил, что в дальнейшем темпы роста будут сохраняться.

Ранее Дюков объяснил рост цен на топливном рынке курсовой политикой Центрального банка. По его словам, подорожавшая нефть должна была привести к изменению курса рубля, чего не произошло, и таким образом большую роль сыграл девальвационный эффект. Среди других причин: рост цен на нефть и увеличение акцизов.

Критика

Предложение правительства о повышении экспортной пошлины на нефтепродукты и намерение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) «залить» рынок дополнительными объемами топлива Дюков оценил негативно. Он признал, что такие меры окажут временный эффект на рынок, но в дальнейшем это приведет к еще большим проблемам на рынке.

«Нет ничего более постоянного, чем временное, - заметил глава «Газпром нефти». - Нельзя реагировать ситуативными мерами».

Перекладывание налоговой нагрузки (повышение экспортной пошлины) с розницы на нефтепереработку не решит проблему и может привести к закрытию независимых НПЗ. «Мы можем работать в убыток, они не могут. У нас есть регионы, в которых нет ВИНК (вертикально интегрированных компаний - прим. ТАСС)», - подчеркнул Дюков.

При этом независимые сети АЗС убыточны уже сейчас и начнут закрываться, если власти в течение одной-двух недель не примут решение о компенсации их убытков. «Снижение акцизов снизило напряженность, но розничные сети работают с убытками до 4 тыс. рублей на тонну. Долго независимые себе в убыток работать не могут. Есть неделя-две чтобы принять решение», - сказал Дюков.

В ходе ежегодной «Прямой линии» президент России Владимир Путин пообещал поддержать законопроект о повышении экспортной пошлины на нефтепродукты, но выразил надежду, что такая мера не понадобится. Вместе с тем глава государства раскритиковал действия правительства на внутреннем рынке топлива, которые и привели к росту цен на бензин и дизель. Текущую ситуацию с ценами Путин назвал недопустимой, а ее причины увидел в неточном регулировании этой сферы.

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ