Эксперты назвали угрозы для экологии при развитии Севморпути - Морские вести России

Эксперты назвали угрозы для экологии при развитии Севморпути

21.05.2018

Морской транспорт

Круглогодичное использование Северного морского пути может таить угрозу для природы арктического региона. Специально для ТАСС эксперты рассказали о самых больших экологических рисках и возможных путях их минимизации.

Развитие Северного морского пути станет предметом дискуссионной программы ПМЭФ-2018, 25 мая пройдет сессия международного арктического форума « Арктика - территория диалога» - «Арктический потенциал. Северный морской путь как драйвер экономического роста».

Требования к судам

Важная проблема, которая может возникнуть при росте грузооборота по Севморпути - загрязнение морских вод двигателями судов. Также чем интенсивнее будет проводка судов по северным водам, тем выше риск разлива нефтепродуктов в случае чрезвычайного происшествия.

«Сейчас появилась тенденция использовать не мазут или дизельное топливо, а использовать газ [в качестве топлива для кораблей]. В этом отношении выбросы становится более экологически чистыми, и такие суда, они не должны существенного ущерба наносить даже при увлечении потока. Кроме того, у нас будут использоваться газовозы для перевозки сжиженного газа, они современные, и танкеры тоже с двойными бортами, с двойным дном, поэтому с точки зрения разливов это минимальная [опасность]. В этом отношении, я считаю, самое главное, чтобы современные суда [ходили], и как можно меньше использовалось того, что построено было там в 1940-х и 1950-х годах, а там и такие суда тоже есть», - рассказал ТАСС заместитель генерального директора ЦКБ «Алмаз» Владимир Воробьев.

Он добавил, что атомные ледоколы вообще не наносят ущерба природе Арктики. «У атомных ледоколов вообще ничего не сбрасывается, и нет газовых выбросов как на дизельных судах. В этом отношении атомное судно - абсолютно чистое, за все время эксплуатации никаких радиационных выбросов… даже ледокол «Ленин», который самый старый до модернизации, он не нанес никакого ущерба», - сказал Воробьев.

Защита морских млекопитающих

Как отметил ТАСС старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН Илья Мордвинцев, особенного внимания требует также выбор маршрутов следования судов, которые не должны затрагивать места логовищ морских млекопитающих.

«В зимний и особенно весенний период нужно четко прокладывать эти пути, чтобы не задеть места логовищ кольчатой нерпы и других тюленей. Основной вопрос - это проводка судов в обход мест, где тюлени делают свои логи до выхода из-под снега бельков. Нарушение этих ледовых территорий приводит к гибели тюленей, соответственно, гибель тюленьего молодняка приводит к сокращению численности тюленей в определенных местах», - сказал Мордвинцев.

Он добавил, что уменьшение популяции тюленей, в свою очередь, «бьет» по белому медведю, который охотится на ластоногих. «Самки в весенний период выходят с медвежатами из берлог, они в основном роют эти логи и питаются бельками - это основной их корм в этот период. Влияние на белых медведей будет оказано, если не учитывать в проводке судов обход родовых мест тюленей», - пояснил старший научный сотрудник.

Он также отметил, что уже есть удачный пример в Белом море, когда использовались спутниковые данные для определения мест нахождения тюленей. «По спутниковым данным определяли места и давали судам рекомендации идти в обход. Пример, что нужно делать, чтобы не повредить морским млекопитающим», - отметил Мордвинцев.

Продолжение исследований

Как отметил ТАСС директор Главной геофизической обсерватории им. Воейкова, занимающейся в том числе исследованиями в области изменения климата, увеличение трафика по Севморпути несет минимальные риски с точки зрения климатического воздействия. Тем не менее эксперт напомнил, что Арктика является очень хрупкой экосистемой, и экологический ущерб, если он все же будет нанесен, будет ликвидировать чрезвычайно сложно и дорого.

«Насчет климата влияние незначительное, но навредить помимо климата, в смысле экологии очень даже можно. Поэтому необходимо предавать большое значение различным видам экологической безопасности, не пренебрегать даже самыми малым и вероятностями того, что может произойти, все время во все стратегические планы включать эти моменты. Ни в коем случае нельзя прекращать заниматься развитием методов и способов минимизирования потенциальных последствий, если что-то случается», - отметил ученый.

Другие риски

Впрочем, эксперты обращают внимание не только на будущие риски, которые могут возникнуть для природы Севера в случае интенсивного развития Севморпути. Уже сейчас существует целый ряд важнейших проблем, которые необходимо решать.

Одним важнейших из направлений, для которого необходимо привлечение международных институтов, является борьба с выбросами сажи, которые влияют на изменение климата, в том числе в арктическом регионе, рассказал ТАСС председатель совещательной комиссии Финляндии по вопросам Арктики Мяки- Рейникка.

«Мы можем модернизировать с помощью международного финансирования некоторые электростанции. Сажа [которую они выбрасывают] попадает на лед и ускоряет процесс [его] таяния. Процесс глобального потепления в два раза активнее в Арктике, чем в остальном мире. Это вопрос, в котором мы можем легко сделать достаточно много при помощи международных финансовых институтов», - пояснил Мяки- Рейникка.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ