«Трансконтейнер» оспорил в суде отказ ФАС в покупке терминала Global Ports
16.04.2018
Ж/Д транспорт
ПАО «Трансконтейнер» подало иск о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ от 23 октября 2017 года об отказе в удовлетворении ходатайства о покупке терминала Global Ports, следует из картотеки арбитражных дел.
Заявление компании от 19 февраля поступило в Арбитражный суд Москвы 9 апреля, тот принял его и возбудил производство (определение датировано 11 апреля). Ответчиком выступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ. Для выяснения обстоятельств требований на 17 мая назначено собеседование со сторонами и предварительное судебное заседание.
Решением от 23 октября 2017 года (№ ИА/85512/17) ФАС отказала «Трансконтейнеру» в покупке у группы Global Ports терминала в Санкт-Петербурге (ЗАО «Логистика-Терминал», сумма сделки должна была составить 1,9 млрд руб.). Ведомство указало, что доля терминала на рынке перевалки контейнеров «в «сухих портах» Петербурга и Ленинградской области составляет 60%, притом что его грузооборот близок к нормативной мощности. «Трансконтейнер» в ответ заявил, что антимонопольная служба ошибочно определила географические и продуктовые границы рынка терминальной переработки контейнеров, допустив, что при расчете доли рынка были использованы недостоверные данные.
«Так, искусственно выделена категория «сухого порта», то есть те контейнерные терминалы, которые связаны с портом прямым ж/д или автомобильным сообщением и помимо работы с прочими клиентами выполняют функции приема и отправки грузов в основном во внутреннем сообщении. С нашей точки зрения, прямым конкурентом «сухого порта» являются оказывающие абсолютно аналогичные услуги прочие контейнерные терминалы в регионе и порты, работающие с железной дорогой напрямую без технологии «сухих портов», - говорил «Интерфаксу» замглавы «Трансконтейнера» Виктор Марков.
«Даже если рассматривать долю ЗАО «Логистика-Терминал» только среди «сухих портов» региона Санкт-Петербург, она не превысит 30%. Поэтому утверждение ФАС о доле 60% и возможности одностороннего воздействия на общие условия контейнерных перевозок во всем регионе представляется нам необоснованным», - подчеркивал он.
В феврале генеральный директор «Трансконтейнера» Петр Баскаков говорил, что компания пока не оспорила решение антимонопольной службы, «сделав паузу» и запросив в ФАС «аналитический отчет, на основании которого было принято решение о наличии признаков нарушения конкуренции в случае сделки». Также оператор направил в ведомство «свои аргументы, почему категорически не согласен с выводами» регулятора. При этом он подчеркнул, что менеджмент «Трансконтейнера» сохраняет интерес к активу Global Ports, считая его стратегическим для развития бизнеса для замещения в будущем выбывающих терминальных мощностей в регионе и при отсутствии альтернативы.
В середине марта представитель ж/д оператора сообщил «Интерфаксу», что «компания направила письмо в ФАС» с изложением своей позиции - в надежде убедить антимонопольную службу согласовать сделку. «Дальнейшие действия будут зависеть от хода диалога с регулятором», - говорил собеседник агентства, допуская, что в случае положительного решения будет подано повторное ходатайство о покупке терминала.
Однако представитель антимонопольной службы тогда заявил «Интерфаксу», что рекомендует «Трансконтейнеру» в преддверии продажи его контрольного пакета акций сосредоточиться на расширении парка вагонов вместо покупки терминалов. «Ведомство прорабатывает правила недискриминационного доступа к терминалам и «сухим портам» в условиях запланированной приватизации «Трансконтейнера». Организации рекомендовано принять меры по недопущению дефицита провозных мощностей - платформ, вместо того, чтобы пытаться усиливать присутствие в профицитом сегменте терминальных мощностей», - заявил он. При этом представитель регулятора заявил агентству, что решение, принятое в отношении покупки «Трансконтейнером» ЗАО «Логистика-Терминал», «может быть обжаловано в судебном порядке».
Замглавы «Трансконтейнера» Виктор Марков сообщил в этой связи «Коммерсанту», что 12 апреля компания получила отзыв антимонопольной службы на дополнительные материалы. Но по существу «ничего нового в них не было: ФАС частично скопировала текст отказа в согласовании ходатайства», пишет в понедельник газета. «Дополнительная аргументация службой не была услышана и оценена, мы будем защищать свои права в суде», - сказал топ-менеджер.
Он повторился, что оператор не согласен «с общими вводными, послужившими основанием для отказа», и ему непонятен «источник информации ФАС о структуре и объемах рынка». «Так, служба указала, что «Трансконтейнер» занимает доминирующее положение, потому что его доля на рынке предоставления платформ и контейнеров превышает 50%, однако фактически на сегодняшний день она порядка 43%», - в частности отметил Марков.
На общем рынке переработки контейнеров в Петербурге и Ленобласти доля приобретаемого терминала не превышает 15%, добавил он, напомнив, что в конце 2017 года «Трансконтейнер» продал свой единственный в регионе терминал на станции Санкт-Петербург-Товарный-Витебский. «Наши данные основаны на информационных системах ОАО «Российские железные дороги», и мы будем приводить их в суде», - сказал топ-менеджер. Также он добавил, что оператор активно прорабатывает возможность строительства своего терминала в регионе, на что согласие ФАС не требуется.
О «Трансконтейнере»
«Трансконтейнер» владеет и управляет примерно 70 тыс. крупнотоннажных контейнеров, более 25 тыс. вагонов-платформ для их перевозки, имеет сеть терминалов в РФ (на 42 станциях) и в Словакии, также ему принадлежит 50% акций АО «Кедентранссервис» (с 19 ж/д терминалами в Казахстане) и доли в «дочках» и совместных предприятиях в различных странах. Контрольным пакетом акций владеют «Российские железные дороги». Еще 25,07% акций оператора владеет транспортный холдинг FESCO (головная компания - ПАО «Дальневосточное морское пароходство» ) группы «Сумма» Зиявудина Магомедова и его партнеров. 24,51% - у ООО «Енисей Капитал» Александра Абрамова и Романа Абрамовича. Остальные акции находятся в свободном обращении.
Правительство РФ планирует приватизировать принадлежащий РЖД контрольный пакет акций оператора, выбрав покупателя на открытых торгах среди квалифицированных инвесторов (синдикат, консорциум, с возможным миноритарным участием финансового инвестора), обладающего соответствующими компетенциями и заинтересованного в развитии контейнерных, в том числе мультимодальных, перевозок между ЕС и Азией.
Ранее планировалось, что продажа контрольного пакета акций «Трансконтейнера» будет завершена в апреле 2018 года, но чиновники сомневаются, что сделка произойдет в эти сроки. «Чтобы конкурс состоялся в апреле, нужно было начать все процедуры в январе. Поскольку они не начаты, наверное, можно сделать вывод, что в апреле ничего не (состоится - ИФ)», - заявил, например, в феврале замглавы министерства транспорта РФ Алан Лушников.
Интерес к активу в разное время обозначали «Сумма», группа UCL Владимира Лисина вместе с Mediterranean Shipping Company, Global Ports и группа «Дело» Сергея Шишкарева («Дело» недавно объявило о покупке 30,75% акций портового холдинга у его основателей), CMA CGM с российской компанией «Логопер», а также Российский фонд прямых инвестиций с партнерами. При этом в конце 2017 года группа UCL просила министерство экономического развития РФ жестко «ограничить инвестиционную активность «Трансконтейнера» на период продажи контрольного пакета акций оператора.