«Трансконтейнер» оспорил в суде отказ ФАС в покупке терминала Global Ports - Морские вести России

«Трансконтейнер» оспорил в суде отказ ФАС в покупке терминала Global Ports

16.04.2018

Ж/Д транспорт

ПАО «Трансконтейнер» подало иск о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ от 23 октября 2017 года об отказе в удовлетворении ходатайства о покупке терминала Global Ports, следует из картотеки арбитражных дел.

Заявление компании от 19 февраля поступило в Арбитражный суд Москвы 9 апреля, тот принял его и возбудил производство (определение датировано 11 апреля). Ответчиком выступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ. Для выяснения обстоятельств требований на 17 мая назначено собеседование со сторонами и предварительное судебное заседание.

Решением от 23 октября 2017 года (№ ИА/85512/17) ФАС отказала «Трансконтейнеру» в покупке у группы Global Ports терминала в Санкт-Петербурге (ЗАО «Логистика-Терминал», сумма сделки должна была составить 1,9 млрд руб.). Ведомство указало, что доля терминала на рынке перевалки контейнеров «в «сухих портах» Петербурга и Ленинградской области составляет 60%, притом что его грузооборот близок к нормативной мощности. «Трансконтейнер» в ответ заявил, что антимонопольная служба ошибочно определила географические и продуктовые границы рынка терминальной переработки контейнеров, допустив, что при расчете доли рынка были использованы недостоверные данные.

«Так, искусственно выделена категория «сухого порта», то есть те контейнерные терминалы, которые связаны с портом прямым ж/д или автомобильным сообщением и помимо работы с прочими клиентами выполняют функции приема и отправки грузов в основном во внутреннем сообщении. С нашей точки зрения, прямым конкурентом «сухого порта» являются оказывающие абсолютно аналогичные услуги прочие контейнерные терминалы в регионе и порты, работающие с железной дорогой напрямую без технологии «сухих портов», - говорил «Интерфаксу» замглавы «Трансконтейнера» Виктор Марков.

«Даже если рассматривать долю ЗАО «Логистика-Терминал» только среди «сухих портов» региона Санкт-Петербург, она не превысит 30%. Поэтому утверждение ФАС о доле 60% и возможности одностороннего воздействия на общие условия контейнерных перевозок во всем регионе представляется нам необоснованным», - подчеркивал он.

В феврале генеральный директор «Трансконтейнера» Петр Баскаков говорил, что компания пока не оспорила решение антимонопольной службы, «сделав паузу» и запросив в ФАС «аналитический отчет, на основании которого было принято решение о наличии признаков нарушения конкуренции в случае сделки». Также оператор направил в ведомство «свои аргументы, почему категорически не согласен с выводами» регулятора. При этом он подчеркнул, что менеджмент «Трансконтейнера» сохраняет интерес к активу Global Ports, считая его стратегическим для развития бизнеса для замещения в будущем выбывающих терминальных мощностей в регионе и при отсутствии альтернативы.

В середине марта представитель ж/д оператора сообщил «Интерфаксу», что «компания направила письмо в ФАС» с изложением своей позиции - в надежде убедить антимонопольную службу согласовать сделку. «Дальнейшие действия будут зависеть от хода диалога с регулятором», - говорил собеседник агентства, допуская, что в случае положительного решения будет подано повторное ходатайство о покупке терминала.

Однако представитель антимонопольной службы тогда заявил «Интерфаксу», что рекомендует «Трансконтейнеру» в преддверии продажи его контрольного пакета акций сосредоточиться на расширении парка вагонов вместо покупки терминалов. «Ведомство прорабатывает правила недискриминационного доступа к терминалам и «сухим портам» в условиях запланированной приватизации «Трансконтейнера». Организации рекомендовано принять меры по недопущению дефицита провозных мощностей - платформ, вместо того, чтобы пытаться усиливать присутствие в профицитом сегменте терминальных мощностей», - заявил он. При этом представитель регулятора заявил агентству, что решение, принятое в отношении покупки «Трансконтейнером» ЗАО «Логистика-Терминал», «может быть обжаловано в судебном порядке».

Замглавы «Трансконтейнера» Виктор Марков сообщил в этой связи «Коммерсанту», что 12 апреля компания получила отзыв антимонопольной службы на дополнительные материалы. Но по существу «ничего нового в них не было: ФАС частично скопировала текст отказа в согласовании ходатайства», пишет в понедельник газета. «Дополнительная аргументация службой не была услышана и оценена, мы будем защищать свои права в суде», - сказал топ-менеджер.

Он повторился, что оператор не согласен «с общими вводными, послужившими основанием для отказа», и ему непонятен «источник информации ФАС о структуре и объемах рынка». «Так, служба указала, что «Трансконтейнер» занимает доминирующее положение, потому что его доля на рынке предоставления платформ и контейнеров превышает 50%, однако фактически на сегодняшний день она порядка 43%», - в частности отметил Марков.

На общем рынке переработки контейнеров в Петербурге и Ленобласти доля приобретаемого терминала не превышает 15%, добавил он, напомнив, что в конце 2017 года «Трансконтейнер» продал свой единственный в регионе терминал на станции Санкт-Петербург-Товарный-Витебский. «Наши данные основаны на информационных системах ОАО «Российские железные дороги», и мы будем приводить их в суде», - сказал топ-менеджер. Также он добавил, что оператор активно прорабатывает возможность строительства своего терминала в регионе, на что согласие ФАС не требуется.

О «Трансконтейнере»

«Трансконтейнер» владеет и управляет примерно 70 тыс. крупнотоннажных контейнеров, более 25 тыс. вагонов-платформ для их перевозки, имеет сеть терминалов в РФ (на 42 станциях) и в Словакии, также ему принадлежит 50% акций АО «Кедентранссервис» (с 19 ж/д терминалами в Казахстане) и доли в «дочках» и совместных предприятиях в различных странах. Контрольным пакетом акций владеют «Российские железные дороги». Еще 25,07% акций оператора владеет транспортный холдинг FESCO (головная компания - ПАО «Дальневосточное морское пароходство» ) группы «Сумма» Зиявудина Магомедова и его партнеров. 24,51% - у ООО «Енисей Капитал» Александра Абрамова и Романа Абрамовича. Остальные акции находятся в свободном обращении.

Правительство РФ планирует приватизировать принадлежащий РЖД контрольный пакет акций оператора, выбрав покупателя на открытых торгах среди квалифицированных инвесторов (синдикат, консорциум, с возможным миноритарным участием финансового инвестора), обладающего соответствующими компетенциями и заинтересованного в развитии контейнерных, в том числе мультимодальных, перевозок между ЕС и Азией.

Ранее планировалось, что продажа контрольного пакета акций «Трансконтейнера» будет завершена в апреле 2018 года, но чиновники сомневаются, что сделка произойдет в эти сроки. «Чтобы конкурс состоялся в апреле, нужно было начать все процедуры в январе. Поскольку они не начаты, наверное, можно сделать вывод, что в апреле ничего не (состоится - ИФ)», - заявил, например, в феврале замглавы министерства транспорта РФ Алан Лушников.

Интерес к активу в разное время обозначали «Сумма», группа UCL Владимира Лисина вместе с Mediterranean Shipping Company, Global Ports и группа «Дело» Сергея Шишкарева («Дело» недавно объявило о покупке 30,75% акций портового холдинга у его основателей), CMA CGM с российской компанией «Логопер», а также Российский фонд прямых инвестиций с партнерами. При этом в конце 2017 года группа UCL просила министерство экономического развития РФ жестко «ограничить инвестиционную активность «Трансконтейнера» на период продажи контрольного пакета акций оператора.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ