Приморский Морской совет предложил упростить пересечение границы
13.04.2018
Российская экономика
Вопросы развития рыбохозяйственной отрасли региона обсудили участники Морского совета при Губернаторе Приморского края. Заседание состоялось 10 апреля на борту крупнейшего в мире плавзавода «Всеволод Сибирцев». Рабочая встреча прошла под председательством Врио Губернатора Приморского края А.В. Тарасенко, также в совещании приняли участие представители государственной власти, ведомственных структур, руководители рыбохозяйственных предприятий Приморья, представители образовательного сообщества.
Упрощение порядка многократного пересечения государственной границы судами рыбопромыслового флота, а также меры государственной поддержки рыбопрерабатывающих судов стали ключевыми темами повестки дня. С инициативой изменения нынешнего порядка оформления рыболовецких судов для работы в экономической зоне выступил управляющий группой компаний «Доброфлот» Александр Ефремов.
«Речь идет об ограничении рыболовства в исключительной экономической зоне России судами, оформленными в режиме «закрытой границы». На сегодняшний день, чтобы судно вышло для производственной деятельности в исключительную экономическую зону, оно, по сути, оформляется как для выхода за границу. Это значительно затрудняет промысел, а также доставку уловов и рыбопродукции на российский берег» - сообщил Александр Ефремов.
Данная проблема уже не первый год обсуждается рыбохозяйственными предприятиями. От ее скорейшего решения зависит и развитие рыбных терминалов Дальнего Востока, так как введение режима «открытой границы» для промысла в ИЭЗ увеличит количество дальневосточных портов, куда можно будет доставлять уловы, ведь сегодня не более 10 портов могут принимать продукцию, произведенную судами в ИЭЗ.
Александр Ефремов отметил, что ИЭЗ России дальневосточных морей ежегодно добывается более 2 млн тонн водных биоресурсов, а это более 50% российского вылова. При этом хозяйственная деятельность российских рыбаков за пределами территориальных вод РФ, то есть 12-мильной зоны, ведется в отсутствие российских административных регламентов, поскольку для работы в ИЭЗ рыбопромысловые суда оформляются в режиме «закрытой границы», как покидающие территорию и экономическое пространство Российской Федерации.
По мнению рыбаков, существует большая необходимость упростить оформление судов при работе флота в ИЭЗ. Сделать это можно, если ввести режим оформления каботажного плавания для российского флота. Ранее режим «каботажа» действовал для рыбаков и при выходе на промысел или на работу в 200 мильную зону судам не нужно было открывать границу. В Советские времена это приносило рыбакам много плюсов: снижалась огромная административная нагрузка по оформлению членов экипажа, судовых запасов, снабжения, работы транспортного флота.
«Решением проблемы могло бы стать установление для всех российских судов, осуществляющих промысел в исключительной экономической зоне России в пределах рыбохозяйственного бассейна, единого режима плавания с «открытой границей», без права захода в иностранные порты и контактов с судами, оформленными в заграничное плавание», - подчеркнул Александр Ефремов.
Предлагаемое изменение законодательства значительно повысит эффективность контроля рыболовства в ИЭЗ России, упростит функции таможни при декларировании судовых припасов, повысит отдачу отрасли в части налоговых и таможенных платежей и позволит значительно сократить незаконное иностранное присутствие. За счет более эффективного контроля судов при входе в пределы экономзоны будет исключена возможность контрабанды иностранной продукции под видом выловленной в ИЭЗ России.
Председатель Морского совета Андрей Тарасенко поручил тщательно проработать вопрос на профильной секции Морского совета и подготовить предложения, которые затем будут направлены в адрес Правительства Российской Федерации.
Предложение о возможности регистрации плавзаводов и плавбаз в Российском международном реестре судов озвучил в ходе заседания президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, заместитель председателя и секретарь Морского совета, Георгий Мартынов.
Включение в реестр даст льготы для предприятий, так как сегодня к ним предъявляются повышенные требования при оформлении отходов или приходов и при предъявлении регистру. Дополнительные расходы могут доходить до 500 тысяч долларов. Если снять эту финансовую нагрузку, сэкономленные деньги можно направить на увеличение зарплаты работникам и развитие компаний.
«25 лет назад, когда осуществлялся промысел иваси, произошло деление на две операции: вылов и переработка. С судами по вылову и сегодня проблем нет, а перерабатывающих плавбаз из 500 осталось шесть. Они необходимы для развития промысла. Если сейчас не поддержим, все это пройдет мимо нас», - сказал Георгий Мартынов.
Государственная поддержка позволит сохранить исчезающий вид промысла с использованием плавзаводов и плавбаз. Российские компании-владельцы плавзаводов планируют осваивать и перерабатывать такие перспективные объекты промысла, как дальневосточная сардина иваси, скумбрия, а также сайра в новых районах промысла, расположенных за пределами исключительной экономической зоны России.
Всего в России осталось шесть плавзаводов и плавбаз, четыре из которых относятся к Приморскому краю. Одна из них – флагман группы компаний «Доброфлот», «Всеволод Сибирцев». Плавзавод по праву считается гордостью российского рыбохозяйственного комплекса страны. Продолжая работу по сохранению в России традиций советской рыбной промышленности, рыбаки «Доброфлота» осваивают лов легендарной сардины иваси и обеспечивают стратегическое присутствие российского флота в Мировом океане.
Глава региона Андрей Тарасенко поддержал инициативу о регистрации плавзаводов и плавбаз Российском международном реестре судов и поручил подготовить соответствующее обращение в Морскую коллегию при Правительстве Российской Федерации.
Участники заседания также утвердили состав Морского совета, состав Президиума совета и план работы на текущий год.