Лондон объявил о претензиях на полярные моря и океаны

11.04.2018   Транспортная политика
Лондон объявил о претензиях на полярные моря и океаны

Полярные моря собираются осваивать не только страны арктического бассейна, но и другие государства. Самый большой грузопоток по маршрутам российского Севморпути и омывающих Канаду морей может обеспечить Китай. Заявила о претензиях на место лидера и Великобритания. Как пишет «Независимая газета», департамент полярных регионов британского МИД опубликовал доклад, в котором поставлена задача занять лидирующие позиции в Арктике среди стран, не входящих в Арктический совет.

Великобритания намерена занять лидирующие позиции в Арктике среди стран, не входящих в Арктический совет. Об этом говорится во второй редакции доклада «Среди льдов: политика Великобритании в отношении Арктики», опубликованного департаментом полярных регионов британского министерства иностранных дел. Британия не скрывает намерения защищать здесь свое глобальное влияние, хотя и декларирует «защиту населения» и содействие процветанию региона. В сферу практических интересов Соединенного Королевства теперь входят наряду с дежурными научной деятельностью и защитой экологии, будущие торговые морские пути и развитие энергетической инфраструктуры.

Авторы доклада отмечают, что в Арктике уже активно осуществляются морские грузоперевозки и судоходство прежде всего странами, входящими в Арктический Совет (Россия, Канада, США, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция). Причем Россия в 2017 году перевезла почти на 50% больше – 74,2 млн тонн. Авторы прогнозируют, что за счет более быстрого таяния льдов Арктика может стать доступней с экономической точки зрения быстрее, чем ожидалось раньше, и новые морские торговые пути между континентами можно будет проложить уже в конце 2030-х годов. Поэтому британские власти намерены заранее инвестировать средства в развитие будущих морских торговых путей, чтобы сократить в будущем свои материальные и временные затраты при доставке экспортных товаров в Азию.

Британцы готовы предложить свои проекты, технологии и научные разработки и для добычи углеводородов в арктическом регионе, признавая, что спрос на них в ближайшие десятилетия вряд ли исчезнет или даже сократится.

Первая редакция английского доклада по Арктике была обнародована в 2013 году. А новая редакция потребовалась после того, как в январе Китай опубликовал свою «Белую книгу», где заявил о том, что находится очень близко к региону, и о своих правах на лидерство среди неарктических стран. Китай объявил о планах создать Полярный шелковый путь в северных широтах, который предполагает развитие дорожной, железнодорожной и портовой инфраструктуры.

Британия в лучших англо-саксонских традициях отвечает на полярные претензии третьих стран требованиями «соответствовать не просто международным стандартам, но и передовой практике» (возможно, намекая, что таковой они обладают в наилучшей мере). Необходима «надлежащая» разработка проектов и транспарентные закупки, – предостерегает Британия, отмечая, что выступает за подход, при котором будет минимизировано негативное воздействие на окружающую среду Арктики и в то же время будет увеличена экономическая выгода.

Как бы между делом доклад расставляет и приоритеты по обеспечению безопасности в регионе. Вот только центральным звеном сотрудничества между арктическими государствами называется почему-то НАТО.

Китай со своей стороны в «Белой книге» подчеркивал, что как постоянный член Совбеза ООН несет ответственность за сохранение мира и стабильности в Арктике, за обеспечение экономического и социального прогресса для всех прибрежных стран вдоль арктического Шелкового пути, «интересы которых Пекин разделяет».

Завкафедрой Российского экономического университета им. Плеханова Андрей Быстров рассказал «НГ», что все страны мира теоретически имеют право на попытку освоения арктической зоны. «Это мировая тенденция усиления интереса к Арктике. Победит тот, кто сможет аккумулировать и применить здесь все свои наилучшие способности, например, по разведке, добыче, транспортировке углеводородов. Китай будет опираться на собственные силы. Англия может использовать свое влияние и способность к манипулированию. Не исключено, что в нужный момент она соберет все необходимые капиталы, технологии, квалифицированные кадры. Думаю, что и в случае с Арктикой Великобритании это вполне по силам», – рассуждает Быстров.

Руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов подчкркивает, что Китай рассматривает Арктику как потенциально важнейший торговый путь, причем создает своим компаниям хорошие условия для капиталовложений в эту область. «Сегодня китайские суда идут из китайских портов до Роттердама через Панамский канал, который во многом уже контролируется китайскими компаниями. Проход ж по северо-западному коридору заметно сокращает время и расходы, но необходимо вложить многомиллионные средства на обустройство этого пути. Китай в своей официальной позиции заявляет, что рассматривает Арктику как перспективную область для добычи газа, нефти и других природных ресурсов, а. также возможное использования геотермальных, ветровых и иных ресурсов. Наконец, этот регион может стать потенциально важным местом для рыбного лова, а в дальнейшем – даже для развития туристической индустрии. Под эту политику выделяются серьезные средства, и очевидно, что Китай вряд ли позволит Великобритании или другой стране принять активное участие в «дележе Арктики».

«Вряд ли Великобритания сможет обойти Китай, если у китайцев получится реализовать свои планы, считает ведущий аналитик AMarkets Артем Деев. – Во-первых, освоение Арктики – это очень дорого. Во-вторых, очень трудоемко и не делается за 1-2 года. Китайцы в этом плане намного сильнее, так как обладают и людским ресурсом для освоения региона, так и технологиями и финансами. Другое дело, что Китай намеревается осваивать Арктику с помощью России – перевалочные базы, пункты дислокации и стоянок. Все это должно быть на суше, и без согласия России это вряд ли удастся реализовать».

«Россия может сыграть ключевую роль в развитии совместных проектов, учитывая и накопленный опыт исследований Арктики, и ряд арктических территорий, где Россия играет важную роль. При этом Китай готов предоставить серьезные кредиты под совместные проекты, хотя и считает, что именно Пекин должен быть лидером подобных проектов», – считает Маслов.

По мнению Быстрова, приход в Арктику еще одного сильного конкурента пойдет на пользу России. «Это подтолкнет РФ к более активным действиям в регионе, тем более у нас тут достаточно сильные позиции, например, пока ни у кого нет такого сильного ледокольного флота. Повышенная конкуренция может, например, стимулировать развитие технологий добычи углеводородов с глубоководного арктического шельфа.

«От противостояния Китая и Великобритании в освоении Арктики Россия получит выгоду в том случае, если примет все предложения Китая, считает Деев. «Это станет сильным подспорьем для развития российского арктического региона. Но также, это может грозить и экспансией китайцев в Арктике. К этому моменту нужно подходить особенно внимательно».


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

В Канаде спущен на воду головной патрульный корабль арктической зоны Harry DeWolf

В Канаде спущен на воду головной патрульный корабль арктической зоны Harry DeWolf Перспективные суда этого типа способны выполнять задачи патрулирования, контроля судоходства, защиты...

«Адмирал Кузнецов» введен в плавучий док

«Адмирал Кузнецов» введен в плавучий док Исполнителем работ выступает филиал «35 судоремонтный завод» АО «Центр Судоремонта «Звездочка» в Рос...

Российская экономика

Международная конференция «Проблемы промыслового использования трансграничных запасов» прошла в рамках МРФ-2018

Международная конференция «Проблемы промыслового использования трансграничных запасов» прошла в рамках МРФ-2018 Эксперты обсудили вопросы международного сотрудничества в области рыболовства в условиях изменения к...

Компания Артема Аветисяна стала первым резидентом САР на острове Русский

Компания Артема Аветисяна стала первым резидентом САР на острове Русский Компания совладельца банка «Восточный» Артема Аветисяна стала первым резидентом специального админис...

Транспортная политика

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток ФТС России внедряет на Дальнем Востоке ряд инструментов по упрощению таможенных процедур. В частност...

Новый банк развития БРИКС готов участвовать в проектах из магистрального плана РФ

Новый банк развития БРИКС готов участвовать в проектах из магистрального плана РФ Банк мог бы принять участие в реализации проектов строительства железных дорог (включая ВСМ)...

Морские порты

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала Предполагается, что проект позволит существенно облегчить выход на внешние рынки для сельхозтоваропр...

«Восточная горнорудная компания» реализует инвестиционный проект по наращиванию добычи и экспорта угля до 20 млн. тонн.

«Восточная горнорудная компания» реализует инвестиционный проект по наращиванию добычи и экспорта угля до 20 млн. тонн. «Восточная горнорудная компания», под управлением которой работают «Солнцевский угольный разрез» и...




Морской транспорт

Паром «Балтийск» ждут в Усть-Луге

Паром «Балтийск» ждут в Усть-Луге Обсуждается вопрос строительства второго парома,  за счет средств федерального бюджета

Новый газовоз для Ямала

Новый газовоз для Ямала Для проекта «Ямал СПГ»  строится еще два аналогичных судна.

Речной транспорт

Специалисты Амурводпути обеспечили доставку последней в эту навигацию партии крупнотоннажного груза для строящегося Амурского ГПЗ

Специалисты Амурводпути обеспечили доставку последней в эту навигацию партии крупнотоннажного груза для строящегося Амурского ГПЗ Доставка такого груза – сложнейшая трудоемкая операция, связанная с множеством особенностей судоходс...

Енисейское пароходство доставит пиломатериалы в Дудинку для экспорта в Египет

Енисейское пароходство доставит пиломатериалы в Дудинку для экспорта в Египет До конца сентября судам ЕРП предстоит перевезти из Лесосибирска в Дудинку порядка 12 тысяч кубометро...

Ж/Д транспорт

Отправки угля со станций Дальневосточной железной дороги в адрес объектов ЖКХ выросли на 30%

Отправки угля со станций Дальневосточной железной дороги в адрес объектов ЖКХ выросли на 30% Для нужд объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в регионе, за 8 месяцев отправлено ...

Трансмашхолдинг планирует до конца года купить до 100% венгерской компании Dunakeszi

Трансмашхолдинг планирует до конца года купить до 100% венгерской компании Dunakeszi Предполагается, что сбыт производимой Dunakeszi продукции будет ориентирован на внутренний рынок Вен...

Авто транспорт

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году По проекту разработана проектно-сметная документация, которая уже прошла экспертизу. Строительство м...

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб.

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб. Проект рассчитан на реализацию в течение шести лет.

Аналитика

Транспортная политика

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Морские порты

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Порт Ялта: контроль пассажирских перевозок капитаном порта

Порт Ялта: контроль пассажирских перевозок капитаном порта Ялта – ворота летнего отдыха полуострова, главный курорт Крыма. Именно здесь предпочитает отдыхать б...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...