Распилить «Акулу». Почему Россия отказывается от самых крупных субмарин - Морские вести России

Распилить «Акулу». Почему Россия отказывается от самых крупных субмарин

29.01.2018

Лента новостей

Занесенные в Книгу рекордов Гиннесса российские атомные подлодки проекта 941 «Акула» в ближайшее время могут разделать на металл. Источник РИА Новости в судостроительной отрасли сообщил, что до 2020 года утилизируют две субмарины – «Архангельск» и «Северсталь». Последняя из «акул», подводный крейсер «Дмитрий Донской» пока продолжит участвовать в испытаниях ракеты «Булава».

Почему эти во многом выдающиеся корабли оказались не нужны флоту – в материале РИА Новости.

Слишком тяжелая ракета

При длине корпуса в 172 метра и ширине в 23 метра надводное водоизмещение «Акулы» – 23 тысячи тонн, подводное – 48 тысяч тонн. Мнения экспертов по поводу самой идеи строительства подводных кораблей с такими габаритами расходятся: одни считают это полным безумием, другие – осознанной необходимостью.

«Подводные лодки 941-го проекта выглядят монструозно и ужасно, сам корабль был дико дорогой, – рассказал РИА Новости замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. – Поэтому даже могучий Советский Союз смог сделать всего шесть таких лодок, хотя изначально был замах ответить «акулами» на «Огайо», которых американцы построили почти двадцать штук. Но в этом не стоит винить корабелов – они лишь создавали платформу под ракетный комплекс. Какую ракету им дали, такую лодку они и построили».

Своим рождением проект 941 «Акула» обязан желанию советского руководства обзавестись морской твердотопливной баллистической ракетой. У таких ракет есть ряд преимуществ перед жидкостными – сокращенная предстартовая подготовка, высокая надежность, удобство хранения и обслуживания. Подстегивали и американцы, в 1970-х приступившие к разработке твердотопливных ракет Trident C-4 и Trident II D-5. Советским ответом США стал ракетный комплекс Д-19 «Тайфун» с твердотопливной ракетой Р-39 «Осетр», которую приняли на вооружение в 1983 году. «Осетр», весивший вместе с агрегатами амортизационной ракетно-стартовой системы 95 тонн, – самая тяжелая из всех ракет морского базирования. Она втрое тяжелее ракеты Trident C-4 и в полтора раза – Trident II D-5, хотя последняя превосходит Р-39 по весу забрасываемой полезной нагрузки и дальности. Главная причина «перегруза» – серьезное отставание СССР в области твердого ракетного топлива.

Для ракеты чудовищной массы потребовался носитель с особыми характеристиками. Подводную лодку проекта 941 «Акула» решили строить по катамаранной схеме – с двумя прочными корпусами внутри общего легкого. Суммарный объем балластных цистерн «Акулы» превышал 20 тысяч тонн. К слову, полное водоизмещение ее главного американского конкурента – ПЛАРБ «Огайо» – лишь 18 500 тонн, при этом «американец» несет 24 ракеты Trident II D-5 – против двадцати Р-39 у «Акулы».

Водовозы

Головную «Акулу» – ТК-208, которая прибыла на флот в декабре 1982 года, остряки сразу окрестили «водовозом». А вот военным финансистам было не до шуток. Расходы на содержание и ремонт одной лодки как минимум в два раза превышали стоимость эксплуатации находящихся на вооружении ракетоносцев проекта 667 БДР «Кальмар» и уже строящихся подлодок нового проекта 667 БДРМ «Дельфин». При этом «Дельфин» нес всего на четыре ракеты (жидкостные Р-29РМ) меньше, чем «Акула». А характеристики ракет по забрасываемой полезной нагрузке и дальности были почти одинаковыми.

Астрономические средства выкачивала и «акулья» инфраструктура. Тяжелые 90-тонные ракеты поставлялись в полностью собранном виде, и перевозить их можно было только по рельсам. В первой половине 1980-х в Мурманской области специально для «акул» построили железную дорогу Нял – Заозерск (Западная Лица) длиной более 40 километров. Сегодня эта ветка разобрана.

Запредельная масса Р-39 подкинула флотоводцам еще один ребус – ракету не мог поднять ни один из имеющихся у ВМФ кранов. Для перезарядки «акул» конструкторы спроектировали двухконсольный портальный кран грузоподъемностью 125 тонн. Один такой установили на ракетно-технической базе Беломорской ВМБ в Северодвинске, второй – в месте постоянного базирования «акул» в Западной Лице. Для транспортировки и погрузки ракет в шахты подлодок в начале 1980-х на воду было спущено специальное судно – ракетовоз-погрузчик «Александр Брыкин» с полным водоизмещением в 16 тысяч тонн.

Еще одно дорогостоящее сооружение, созданное под «Акулу», – построенный в 1980-м по заказу ВМФ СССР в Швеции плавучий док ПД-50. До сих пор он считается одним из самых больших в мире.

На пролом!

Есть мнение, что рекордные габариты «Акул» имели свои плюсы. В частности, при всплытии в высоких полярных широтах подлодка якобы могла не искать полынью, а взламывать лед мощным корпусом. На самом деле все несколько иначе. В 1990-м ракетоносец ТК-202 совершил более 10 попыток пробиться на поверхность через сплошной ледовый панцирь, и далеко не все были удачными. Как вспоминают участники экспериментального похода, всплытия проходили на грани фола, корабль стремительно расходовал запасы сжатого воздуха. А по возвращении на базу обнаружились многочисленные повреждения легкого корпуса, пластикового обтекателя гидроакустической станции, выдвижных устройств и забортной арматуры.

Первую и единственную ракетную стрельбу из района Северного полюса «Акула» произвела в 1995 году. О сложности задачи говорит тот факт, что всех членов экипажа «Северстали» наградили правительственными наградами, а старшему на борту – контр-адмиралу Владимиру Макееву – присвоили звание Героя России. Кстати, на этот раз «Акула» всплывала в полынье. 

Газовозы и никелевозы

Всего с 1982-го северодвинские корабелы сдали флоту шесть подводных крейсеров проекта 941. До наших дней дожили лишь три: ТК-208 «Дмитрий Донской», ТК-20 «Северсталь» и ТК-17 «Архангельск». Ранее СМИ сообщали, что всех их могут «заточить» под новые твердотопливные ракеты Р-30 «Булава» – последние штатные «акульи» Р-39 были утилизированы в середине нулевых. Предлагались и альтернативные варианты применения «акул».

«У американцев есть опыт использования ПЛАРБ «Огайо» в качестве носителя крылатых ракет морского базирования. Я полагаю, что это можно было сделать и с 941-м проектом, – рассказал РИА Новости военный эксперт, капитан 1 ранга Константин Сивков. – Если в «Огайо» умещается 150 «Томагавков», то «Акула» сможет взять на борт около 250 крылатых ракет. Поэтому решение о списании подводных лодок 941 проекта я считаю ошибочным».

На первый взгляд, идея оснащения «акул» крылатыми ракетами выглядит заманчивой – пусковые установки монтируются в уже имеющиеся шахты, ставятся компактные системы управления. Но все меркнет перед затратами на восстановление и эксплуатацию «Северстали» и «Архангельска», которые, как считают эксперты, способны оказаться для флота критическими.

«Архангельск» и «Северсталь» можно было бы переоборудовать под крылатые ракеты, но полезность этого решения при его очень высокой стоимости не очевидна, – говорит Константин Макиенко, – у нас достаточно много платформ для крылатых ракет, которые намного дешевле и мобильней».

Самые умопомрачительные идеи модернизации «акул» озвучивались в 1990-х годах. Так, одну из лодок планировали переоборудовать для транспортировки никеля из Норильска в Мурманск. Помимо «Норникеля», готовность обзавестись собственным атомным флотом выражал «Газпром» – существовал проект модернизации лодок в подводные газовозы. Однако планы по «огражданиванию» самых больших боевых подлодок в мире так и не осуществились.

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ