Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Страхи «Газпрома»: СПГ с Ямала ударит по трубопроводному газу в Европе?

07.12.2017   Российская экономика
Страхи «Газпрома»: СПГ с Ямала ударит по трубопроводному газу в Европе?

В пятницу, 8 декабря, запланирована первая погрузка сжиженного газа с «Ямал СПГ» на танкер. Однако в «Газпроме» уже заявили, что его поставки в Европу невыгодны для федерального бюджета из-за налоговых льгот для проекта и ударят по поставкам трубопроводного газа, пишет ИА EADaily.

Заместитель начальника департамента перспективного развития «Газпрома» Николай Кисленко заявил на форуме «Газ России», что любой поставленный на европейский рынок кубометр СПГ – это минус один кубометр российского трубопроводного газа, так как на европейском рынке тот имеет замыкающую функцию.

«Если мы говорим про наш, российский СПГ, то мы должны понимать, что тот же «Ямал СПГ» - это отсутствие экспортной пошлины, отсутствие НДПИ. А газ, который он заместит, это тот самый газ, за который «Газпром» передал бы (налоги) в бюджет РФ. То есть это явная потеря бюджетной эффективности», - сказал Николай Кисленко.

Так же он сообщил, что поступления в госбюджет от экспортной пошлины и НДПИ с экспортных потоков «Газпрома» превысят 4,1 тысячи рублей за каждую тысячу кубометров.

Действительно проект «Ямал СПГ» получил существенные налоговые льготы: на 12 лет он освобожден от уплаты экспортной пошлины, НДПИ, налога на имущество, а налог на прибыль снижен до 13,5%. Кроме того, государство финансирует строительство инфраструктуры: аэропорта, морского порта и ледокольного и транспортного флота.

«От «Ямал СПГ» бюджет не получит практически ничего и так будет 12 лет от начала добычи», - говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. В то же время, по словам эксперта, с каждой тысячи кубометров трубопроводного газа государство напрямую имеет около 900 рублей НДПИ и экспортную пошлину в 30%. «Сейчас это около 3500 рублей. Даже 1 млрд кубометров сразу лишит бюджет 45 млрд рублей. Почти столько же Минфин хочет дополнительно получить в 2018 году с «Газпрома» за счет увеличения дивидендных выплат. А выпавшего экспорта в зависимости от конъюнктуры на рынках Азии и Европы может быть и 3, и 5, даже 10 млрд кубометров после выхода «Ямал СПГ» на проектную мощность (16,5 млн тонн СПГ или около 23 млрд кубометров газа)», - считает эксперт.

Глава экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ) Марсель Салихов говорит, что сжиженный газ с «Ямал СПГ» будет поставляться и в Европу, так как одним из участников проекта является французская Total. Эта компания владеет 20%-долей в «Ямал СПГ» и заключила контракт на поставку 4 млн тонн сжиженного газа в год (5,5 млрд кубометров газа). Кроме того, еще 2,5 млн тонн (около 3,5 млрд кубометров) будут ежегодно поставляться по контракту испанской Gas Natural Fenosa.

«Даже для рынков, куда наш трубопроводный газ физически не поставляется, таких как Испании, Португалии или юг Франции, увеличение поставок СПГ при неизменном спросе, будет приводить к изменению потоков внутри Европы и снижать отборы из нашей трубы, - считает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач. – Не случайно же, когда обсуждалась либерализация экспорта СПГ в 2012 году, «Новатэк» убеждал всех и обещал властям, что весь газ с проекта пойдет в Азию и не будет конкурировать с российским трубопроводным экспортом». Единственная возможность, что СПГ не будет вступать в конкуренцию с трубопроводным газом в странах ЕС, считает эксперт, это если спрос Европы на российский газ будет на максимуме контрактных и физических возможностей, но не сможет при этом удовлетворять европейские потребности.

Сейчас, правда, сжиженному газу с «Ямал СПГ» сложно конкурировать с трубопроводным российским «голубым топливом» из-за цены. По данным Index Mundi, средняя стоимость российского газа на точках сдачи в Европе в октябре составляла $ 215. В то же время «Газпром» заключил контракт на поставку 2,5 млн тонн сжиженного газа с «Ямал СПГ» со сдачей в бельгийском Зебрюгге и, по подсчетам «Коммерсанта», будет покупать его сейчас для перепродажи в Индию по $ 280.

Так как самый выгодный и быстрорастущий рынок сегодня находится в Азии, то, как предполагают эксперты, туда и будет направляться львиная доля сжиженного газа с «Ямал СПГ», в том числе через европейских трейдеров, какими еще и являются французская Total и испанская Gas Natural Fenosa.

Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков полагает, что мнение представителя «Газпрома» могло быть высказано и в связи с планами по строительству «Балтийского СПГ». «Этот проект не получил таких льгот как «Ямал СПГ», так как газ будет браться из уже действующих месторождений и газопровода, завод будет располагаться в более благоприятных климатических условиях. Однако любая компания хочет их получить и Shell, которая является партнером «Газпрома» по «Балтийскому СПГ», может давить на «Газпром», чтобы тот уговорил российское руководство», - считает эксперт.

Что касается поддержки государством проекта «Ямал СПГ», то сами власти, отмечает Игорь Юшков, не раз заявляли, что за ним должны последовать и другие проекты по освоению Арктики, которые будут использовать уже существующую инфраструктуру.

«Ямал СПГ» – ключевой компонент Северного морского пути России и арктической стратегии, так как он экономически оправдывает развитие новой инфраструктуры», - сказал изданию Arcticnow директор программ по природному газу Оксфордского института энергетических исследований Джеймс Хендерсон. Он считает, что поддержка правительства демонстрирует ключевую роль проекта.

«Ямал СПГ» – один из немногих успешных проектов в российской Арктике. Это также и демонстрация успешного международного сотрудничества. Всего несколько проектов устояли в условиях санкций», - заметила исследователь Стокгольмского международного института изучения мира Екатерина Клименко.

«Газпром» тоже много говорил о проектах СПГ, например, третьей очереди «Сахалин-2». Однако ничего так и не было сделано», - считает глава экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ) Марсель Салихов. По его словам, «Ямал СПГ» имеет налоговые льготы, однако будут они и у «Газпрома» по поставкам газа по «Силе Сибири». «Газ в Китай также будет приносить в бюджет меньше средств, чем экспорт в Европу. Без ямальского проекта Россия не может увеличивать поставки газа на мировой рынок и льготы даны проекту все-таки на определенный срок, после которого начнутся налоговые платежи. Замечу, что много говорилось о повороте на Восток и привлечении китайских инвесторов в Россию. «Ямал СПГ» – один из немногих проектов, в который действительно зашли и инвестировали китайские компании», - говорит Марсель Салихов. Госкомпания CNPC приобрела 20% проекта, а фонд «Шелковый путь» – 9,9%.

В проект «Ямал СПГ» вложили $ 27 млрд и инвестиции позитивно повлияют на ВВП, считает заместитель директора аналитического кредитного рейтингового агентства АКРА Василий Танурков. Среди плюсов он называет также создание новых рабочих мест и то, что не все, но налоги будут платиться. Как заявлял глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон, за три года строительства создали 22 тысячи новых рабочих мест.

На Ямале практически не использовали российское оборудование, замечает при этом Игорь Юшков. «Многое закупили, например, в Китае. Однако в следующем проекте, «Арктик СПГ-2», НОВАТЭК обещает использовать российское оборудование и технологии. Например, в Мурманской области планируют строить гравитационные платформы, на которых разместят модульный завод по производству сжиженного газа», - говорит ведущий аналитик ФНЭБ. По его словам, «эволюция» с использованием чужих-своих технологий и оборудования, локализация производства логичны и необходимы: «По-моему, это логичная задача проекта. Мы еще посмотрим, как она будет выполняться, однако, как показала практика санкций, мы должны рассчитывать на себя и заниматься реальным импортозамещением». Обкатать российскую технологию сжижения в НОВАТЭКе пообещали, по сути, уже на «Ямал СПГ». Участники проекта рассматривают возможность строительства дополнительной четвертой очереди мощностью 1 млн тонн. Ее проектирование заказали структуре «Сибура» - НИПИГАЗ. Технологии мало- и среднетоннажного сжижения в России есть и используются, а вот крупнотоннажного пока не было.


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Команда МГУ им Невельского вошла в топ-6 неофициального молодежного чемпионата мира по морской робототехнике

Команда МГУ им Невельского вошла в топ-6 неофициального молодежного чемпионата мира по морской робототехнике Сборная команда Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского по автономным...

Объявлена деловая программа II Международного рыбопромышленного форума

Объявлена деловая программа II Международного рыбопромышленного форума Состоялась пресс-конференция заместителя министра сельского хозяйства России — руководителя Росрыбол...

Российская экономика

Строительство СШХ поможет улучшить транспортную и социальную сферы ЯНАО - врио губернатора

Строительство СШХ поможет улучшить транспортную и социальную сферы ЯНАО - врио губернатора Строительство Северного широтного хода - новой железной дороги в Ямало-Ненецком автономном округе - ...

Кабмин распорядился заключить концессию по дороге Обская - Салехард - Надым

Кабмин распорядился заключить концессию по дороге Обская - Салехард - Надым Правительство РФ распорядилось заключить концессионное соглашение с ООО «СШХ» по строительству желез...

Транспортная политика

Развитие портовой инфраструктуры с подходами – ключ к реализации комплексного проекта Мурманского транспортного узла

Развитие портовой инфраструктуры с подходами – ключ к реализации комплексного проекта Мурманского транспортного узла Ускорение комплексного развития транспортной инфраструктуры Мурманской области – главная тема совеща...

Минтранс проработал меры на случай прекращения Украиной ж/д и автобусного сообщения с РФ

Минтранс проработал меры на случай прекращения Украиной ж/д и автобусного сообщения с РФ Минтранс РФ проработал пакет ответных мер на случай, если Украина решит прекратить железнодорожное и...

Морские порты

Власти Колымы просят передать рыбный порт Магадана в собственность региона

Власти Колымы просят передать рыбный порт Магадана в собственность региона Временно исполняющий обязанности губернатора Магаданской области Сергей Носов направил письмо предсе...

УПК направил более 600 тыс. рублей на социальную поддержку работников

УПК направил более 600 тыс. рублей на социальную поддержку работников С начала 2018 года в рамках реализации социальной программы ООО «Универсальный перегрузочный комплек...




Морской транспорт

Танкер «Губернатор Фархутдинов» доставит 600-ю партию нефти проекта «Сахалин-2»

Танкер «Губернатор Фархутдинов» доставит 600-ю партию нефти проекта «Сахалин-2» Челночный танкер группы компаний «Совкомфлот» «Губернатор Фархутдинов» принял на борт юбилейную 600-...

Круизное судно на СПГ AIDAnova готово к спуску на воду

Круизное судно на СПГ AIDAnova готово к спуску на воду Круизное судно на сжиженном природном газе (СПГ) AIDAnova будет спущено на воду 21 августа. ...

Речной транспорт

Уникальное для Китая грузовое судно «река-море» совершило свой 14-й рейс

Уникальное для Китая грузовое судно «река-море» совершило свой 14-й рейс Ранее в Китае не было грузовых судов, которые можно было бы эксплуатировать и на реке и на море. Для...

Хабаровский речторгпорт в I полугодии увеличил чистый убыток на 3%, несмотря на рост перевалки

Хабаровский речторгпорт в I полугодии увеличил чистый убыток на 3%, несмотря на рост перевалки ОАО «Хабаровский речной торговый порт» в первом полугодии 2018 года увеличило чистый убыток по РСБУ ...

Ж/Д транспорт

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития ОАО «Российские железные дороги» может принять решение о возможной продаже части акций логистической...

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор ФГУП «Крымская железная дорога» (КЖД), которое в настоящее время дотируется из бюджета, план...

Авто транспорт

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Дорожники введут ограничения движения на автоподходе к Крымскому мосту в ночное время

Дорожники введут ограничения движения на автоподходе к Крымскому мосту в ночное время Дорожные службы в августе в ночное время на час будут приостанавливать движение машин на автоподходе...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...