Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Страхи «Газпрома»: СПГ с Ямала ударит по трубопроводному газу в Европе?

07.12.2017   Российская экономика
Страхи «Газпрома»: СПГ с Ямала ударит по трубопроводному газу в Европе?

В пятницу, 8 декабря, запланирована первая погрузка сжиженного газа с «Ямал СПГ» на танкер. Однако в «Газпроме» уже заявили, что его поставки в Европу невыгодны для федерального бюджета из-за налоговых льгот для проекта и ударят по поставкам трубопроводного газа, пишет ИА EADaily.

Заместитель начальника департамента перспективного развития «Газпрома» Николай Кисленко заявил на форуме «Газ России», что любой поставленный на европейский рынок кубометр СПГ – это минус один кубометр российского трубопроводного газа, так как на европейском рынке тот имеет замыкающую функцию.

«Если мы говорим про наш, российский СПГ, то мы должны понимать, что тот же «Ямал СПГ» - это отсутствие экспортной пошлины, отсутствие НДПИ. А газ, который он заместит, это тот самый газ, за который «Газпром» передал бы (налоги) в бюджет РФ. То есть это явная потеря бюджетной эффективности», - сказал Николай Кисленко.

Так же он сообщил, что поступления в госбюджет от экспортной пошлины и НДПИ с экспортных потоков «Газпрома» превысят 4,1 тысячи рублей за каждую тысячу кубометров.

Действительно проект «Ямал СПГ» получил существенные налоговые льготы: на 12 лет он освобожден от уплаты экспортной пошлины, НДПИ, налога на имущество, а налог на прибыль снижен до 13,5%. Кроме того, государство финансирует строительство инфраструктуры: аэропорта, морского порта и ледокольного и транспортного флота.

«От «Ямал СПГ» бюджет не получит практически ничего и так будет 12 лет от начала добычи», - говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. В то же время, по словам эксперта, с каждой тысячи кубометров трубопроводного газа государство напрямую имеет около 900 рублей НДПИ и экспортную пошлину в 30%. «Сейчас это около 3500 рублей. Даже 1 млрд кубометров сразу лишит бюджет 45 млрд рублей. Почти столько же Минфин хочет дополнительно получить в 2018 году с «Газпрома» за счет увеличения дивидендных выплат. А выпавшего экспорта в зависимости от конъюнктуры на рынках Азии и Европы может быть и 3, и 5, даже 10 млрд кубометров после выхода «Ямал СПГ» на проектную мощность (16,5 млн тонн СПГ или около 23 млрд кубометров газа)», - считает эксперт.

Глава экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ) Марсель Салихов говорит, что сжиженный газ с «Ямал СПГ» будет поставляться и в Европу, так как одним из участников проекта является французская Total. Эта компания владеет 20%-долей в «Ямал СПГ» и заключила контракт на поставку 4 млн тонн сжиженного газа в год (5,5 млрд кубометров газа). Кроме того, еще 2,5 млн тонн (около 3,5 млрд кубометров) будут ежегодно поставляться по контракту испанской Gas Natural Fenosa.

«Даже для рынков, куда наш трубопроводный газ физически не поставляется, таких как Испании, Португалии или юг Франции, увеличение поставок СПГ при неизменном спросе, будет приводить к изменению потоков внутри Европы и снижать отборы из нашей трубы, - считает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач. – Не случайно же, когда обсуждалась либерализация экспорта СПГ в 2012 году, «Новатэк» убеждал всех и обещал властям, что весь газ с проекта пойдет в Азию и не будет конкурировать с российским трубопроводным экспортом». Единственная возможность, что СПГ не будет вступать в конкуренцию с трубопроводным газом в странах ЕС, считает эксперт, это если спрос Европы на российский газ будет на максимуме контрактных и физических возможностей, но не сможет при этом удовлетворять европейские потребности.

Сейчас, правда, сжиженному газу с «Ямал СПГ» сложно конкурировать с трубопроводным российским «голубым топливом» из-за цены. По данным Index Mundi, средняя стоимость российского газа на точках сдачи в Европе в октябре составляла $ 215. В то же время «Газпром» заключил контракт на поставку 2,5 млн тонн сжиженного газа с «Ямал СПГ» со сдачей в бельгийском Зебрюгге и, по подсчетам «Коммерсанта», будет покупать его сейчас для перепродажи в Индию по $ 280.

Так как самый выгодный и быстрорастущий рынок сегодня находится в Азии, то, как предполагают эксперты, туда и будет направляться львиная доля сжиженного газа с «Ямал СПГ», в том числе через европейских трейдеров, какими еще и являются французская Total и испанская Gas Natural Fenosa.

Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков полагает, что мнение представителя «Газпрома» могло быть высказано и в связи с планами по строительству «Балтийского СПГ». «Этот проект не получил таких льгот как «Ямал СПГ», так как газ будет браться из уже действующих месторождений и газопровода, завод будет располагаться в более благоприятных климатических условиях. Однако любая компания хочет их получить и Shell, которая является партнером «Газпрома» по «Балтийскому СПГ», может давить на «Газпром», чтобы тот уговорил российское руководство», - считает эксперт.

Что касается поддержки государством проекта «Ямал СПГ», то сами власти, отмечает Игорь Юшков, не раз заявляли, что за ним должны последовать и другие проекты по освоению Арктики, которые будут использовать уже существующую инфраструктуру.

«Ямал СПГ» – ключевой компонент Северного морского пути России и арктической стратегии, так как он экономически оправдывает развитие новой инфраструктуры», - сказал изданию Arcticnow директор программ по природному газу Оксфордского института энергетических исследований Джеймс Хендерсон. Он считает, что поддержка правительства демонстрирует ключевую роль проекта.

«Ямал СПГ» – один из немногих успешных проектов в российской Арктике. Это также и демонстрация успешного международного сотрудничества. Всего несколько проектов устояли в условиях санкций», - заметила исследователь Стокгольмского международного института изучения мира Екатерина Клименко.

«Газпром» тоже много говорил о проектах СПГ, например, третьей очереди «Сахалин-2». Однако ничего так и не было сделано», - считает глава экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ) Марсель Салихов. По его словам, «Ямал СПГ» имеет налоговые льготы, однако будут они и у «Газпрома» по поставкам газа по «Силе Сибири». «Газ в Китай также будет приносить в бюджет меньше средств, чем экспорт в Европу. Без ямальского проекта Россия не может увеличивать поставки газа на мировой рынок и льготы даны проекту все-таки на определенный срок, после которого начнутся налоговые платежи. Замечу, что много говорилось о повороте на Восток и привлечении китайских инвесторов в Россию. «Ямал СПГ» – один из немногих проектов, в который действительно зашли и инвестировали китайские компании», - говорит Марсель Салихов. Госкомпания CNPC приобрела 20% проекта, а фонд «Шелковый путь» – 9,9%.

В проект «Ямал СПГ» вложили $ 27 млрд и инвестиции позитивно повлияют на ВВП, считает заместитель директора аналитического кредитного рейтингового агентства АКРА Василий Танурков. Среди плюсов он называет также создание новых рабочих мест и то, что не все, но налоги будут платиться. Как заявлял глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон, за три года строительства создали 22 тысячи новых рабочих мест.

На Ямале практически не использовали российское оборудование, замечает при этом Игорь Юшков. «Многое закупили, например, в Китае. Однако в следующем проекте, «Арктик СПГ-2», НОВАТЭК обещает использовать российское оборудование и технологии. Например, в Мурманской области планируют строить гравитационные платформы, на которых разместят модульный завод по производству сжиженного газа», - говорит ведущий аналитик ФНЭБ. По его словам, «эволюция» с использованием чужих-своих технологий и оборудования, локализация производства логичны и необходимы: «По-моему, это логичная задача проекта. Мы еще посмотрим, как она будет выполняться, однако, как показала практика санкций, мы должны рассчитывать на себя и заниматься реальным импортозамещением». Обкатать российскую технологию сжижения в НОВАТЭКе пообещали, по сути, уже на «Ямал СПГ». Участники проекта рассматривают возможность строительства дополнительной четвертой очереди мощностью 1 млн тонн. Ее проектирование заказали структуре «Сибура» - НИПИГАЗ. Технологии мало- и среднетоннажного сжижения в России есть и используются, а вот крупнотоннажного пока не было.


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Тарифы стивидоров: рублевый почин

Тарифы стивидоров: рублевый почин Летом 2017 года в соответствии с поручением президента РФ Минфин разработал законопроект, обязывающи...

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...