Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Страхи «Газпрома»: СПГ с Ямала ударит по трубопроводному газу в Европе?

07.12.2017   Российская экономика
Страхи «Газпрома»: СПГ с Ямала ударит по трубопроводному газу в Европе?

В пятницу, 8 декабря, запланирована первая погрузка сжиженного газа с «Ямал СПГ» на танкер. Однако в «Газпроме» уже заявили, что его поставки в Европу невыгодны для федерального бюджета из-за налоговых льгот для проекта и ударят по поставкам трубопроводного газа, пишет ИА EADaily.

Заместитель начальника департамента перспективного развития «Газпрома» Николай Кисленко заявил на форуме «Газ России», что любой поставленный на европейский рынок кубометр СПГ – это минус один кубометр российского трубопроводного газа, так как на европейском рынке тот имеет замыкающую функцию.

«Если мы говорим про наш, российский СПГ, то мы должны понимать, что тот же «Ямал СПГ» - это отсутствие экспортной пошлины, отсутствие НДПИ. А газ, который он заместит, это тот самый газ, за который «Газпром» передал бы (налоги) в бюджет РФ. То есть это явная потеря бюджетной эффективности», - сказал Николай Кисленко.

Так же он сообщил, что поступления в госбюджет от экспортной пошлины и НДПИ с экспортных потоков «Газпрома» превысят 4,1 тысячи рублей за каждую тысячу кубометров.

Действительно проект «Ямал СПГ» получил существенные налоговые льготы: на 12 лет он освобожден от уплаты экспортной пошлины, НДПИ, налога на имущество, а налог на прибыль снижен до 13,5%. Кроме того, государство финансирует строительство инфраструктуры: аэропорта, морского порта и ледокольного и транспортного флота.

«От «Ямал СПГ» бюджет не получит практически ничего и так будет 12 лет от начала добычи», - говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. В то же время, по словам эксперта, с каждой тысячи кубометров трубопроводного газа государство напрямую имеет около 900 рублей НДПИ и экспортную пошлину в 30%. «Сейчас это около 3500 рублей. Даже 1 млрд кубометров сразу лишит бюджет 45 млрд рублей. Почти столько же Минфин хочет дополнительно получить в 2018 году с «Газпрома» за счет увеличения дивидендных выплат. А выпавшего экспорта в зависимости от конъюнктуры на рынках Азии и Европы может быть и 3, и 5, даже 10 млрд кубометров после выхода «Ямал СПГ» на проектную мощность (16,5 млн тонн СПГ или около 23 млрд кубометров газа)», - считает эксперт.

Глава экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ) Марсель Салихов говорит, что сжиженный газ с «Ямал СПГ» будет поставляться и в Европу, так как одним из участников проекта является французская Total. Эта компания владеет 20%-долей в «Ямал СПГ» и заключила контракт на поставку 4 млн тонн сжиженного газа в год (5,5 млрд кубометров газа). Кроме того, еще 2,5 млн тонн (около 3,5 млрд кубометров) будут ежегодно поставляться по контракту испанской Gas Natural Fenosa.

«Даже для рынков, куда наш трубопроводный газ физически не поставляется, таких как Испании, Португалии или юг Франции, увеличение поставок СПГ при неизменном спросе, будет приводить к изменению потоков внутри Европы и снижать отборы из нашей трубы, - считает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач. – Не случайно же, когда обсуждалась либерализация экспорта СПГ в 2012 году, «Новатэк» убеждал всех и обещал властям, что весь газ с проекта пойдет в Азию и не будет конкурировать с российским трубопроводным экспортом». Единственная возможность, что СПГ не будет вступать в конкуренцию с трубопроводным газом в странах ЕС, считает эксперт, это если спрос Европы на российский газ будет на максимуме контрактных и физических возможностей, но не сможет при этом удовлетворять европейские потребности.

Сейчас, правда, сжиженному газу с «Ямал СПГ» сложно конкурировать с трубопроводным российским «голубым топливом» из-за цены. По данным Index Mundi, средняя стоимость российского газа на точках сдачи в Европе в октябре составляла $ 215. В то же время «Газпром» заключил контракт на поставку 2,5 млн тонн сжиженного газа с «Ямал СПГ» со сдачей в бельгийском Зебрюгге и, по подсчетам «Коммерсанта», будет покупать его сейчас для перепродажи в Индию по $ 280.

Так как самый выгодный и быстрорастущий рынок сегодня находится в Азии, то, как предполагают эксперты, туда и будет направляться львиная доля сжиженного газа с «Ямал СПГ», в том числе через европейских трейдеров, какими еще и являются французская Total и испанская Gas Natural Fenosa.

Ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков полагает, что мнение представителя «Газпрома» могло быть высказано и в связи с планами по строительству «Балтийского СПГ». «Этот проект не получил таких льгот как «Ямал СПГ», так как газ будет браться из уже действующих месторождений и газопровода, завод будет располагаться в более благоприятных климатических условиях. Однако любая компания хочет их получить и Shell, которая является партнером «Газпрома» по «Балтийскому СПГ», может давить на «Газпром», чтобы тот уговорил российское руководство», - считает эксперт.

Что касается поддержки государством проекта «Ямал СПГ», то сами власти, отмечает Игорь Юшков, не раз заявляли, что за ним должны последовать и другие проекты по освоению Арктики, которые будут использовать уже существующую инфраструктуру.

«Ямал СПГ» – ключевой компонент Северного морского пути России и арктической стратегии, так как он экономически оправдывает развитие новой инфраструктуры», - сказал изданию Arcticnow директор программ по природному газу Оксфордского института энергетических исследований Джеймс Хендерсон. Он считает, что поддержка правительства демонстрирует ключевую роль проекта.

«Ямал СПГ» – один из немногих успешных проектов в российской Арктике. Это также и демонстрация успешного международного сотрудничества. Всего несколько проектов устояли в условиях санкций», - заметила исследователь Стокгольмского международного института изучения мира Екатерина Клименко.

«Газпром» тоже много говорил о проектах СПГ, например, третьей очереди «Сахалин-2». Однако ничего так и не было сделано», - считает глава экономического департамента Института энергетики и финансов (ИЭФ) Марсель Салихов. По его словам, «Ямал СПГ» имеет налоговые льготы, однако будут они и у «Газпрома» по поставкам газа по «Силе Сибири». «Газ в Китай также будет приносить в бюджет меньше средств, чем экспорт в Европу. Без ямальского проекта Россия не может увеличивать поставки газа на мировой рынок и льготы даны проекту все-таки на определенный срок, после которого начнутся налоговые платежи. Замечу, что много говорилось о повороте на Восток и привлечении китайских инвесторов в Россию. «Ямал СПГ» – один из немногих проектов, в который действительно зашли и инвестировали китайские компании», - говорит Марсель Салихов. Госкомпания CNPC приобрела 20% проекта, а фонд «Шелковый путь» – 9,9%.

В проект «Ямал СПГ» вложили $ 27 млрд и инвестиции позитивно повлияют на ВВП, считает заместитель директора аналитического кредитного рейтингового агентства АКРА Василий Танурков. Среди плюсов он называет также создание новых рабочих мест и то, что не все, но налоги будут платиться. Как заявлял глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон, за три года строительства создали 22 тысячи новых рабочих мест.

На Ямале практически не использовали российское оборудование, замечает при этом Игорь Юшков. «Многое закупили, например, в Китае. Однако в следующем проекте, «Арктик СПГ-2», НОВАТЭК обещает использовать российское оборудование и технологии. Например, в Мурманской области планируют строить гравитационные платформы, на которых разместят модульный завод по производству сжиженного газа», - говорит ведущий аналитик ФНЭБ. По его словам, «эволюция» с использованием чужих-своих технологий и оборудования, локализация производства логичны и необходимы: «По-моему, это логичная задача проекта. Мы еще посмотрим, как она будет выполняться, однако, как показала практика санкций, мы должны рассчитывать на себя и заниматься реальным импортозамещением». Обкатать российскую технологию сжижения в НОВАТЭКе пообещали, по сути, уже на «Ямал СПГ». Участники проекта рассматривают возможность строительства дополнительной четвертой очереди мощностью 1 млн тонн. Ее проектирование заказали структуре «Сибура» - НИПИГАЗ. Технологии мало- и среднетоннажного сжижения в России есть и используются, а вот крупнотоннажного пока не было.


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Ветераны морского и речного флота подарили школьникам «Мир»

Ветераны морского и речного флота подарили школьникам «Мир» В канун Дня защитника Отечества Совет ветеранов морского и речного флота и сотрудники Росморречфлота...

Родственники погибших на платформе «Кольская» подали жалобу в ЕСПЧ

Родственники погибших на платформе «Кольская» подали жалобу в ЕСПЧ Родные погибших на самоподъемной плавучей буровой установке «Кольская» (СПБУ, судовладелец ОАО «...

Российская экономика

НОВАТЭК купит газовые активы АЛРОСА за 30,3 млрд рублей

НОВАТЭК купит газовые активы АЛРОСА за 30,3 млрд рублей «НОВАТЭК» выиграл аукцион по продаже газовых активов АК «АЛРОСА» , предложив 30,3 млрд рублей, сообщ...

Грузооборот транспорта в России в январе вырос на 0,9% - Росстат

Грузооборот транспорта в России в январе вырос на 0,9% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе 2018 г. вырос по сравнению с показателем за аналогичный пер...

Транспортная политика

Минтранс создает «зеленый коридор» для транзита грузов через Россию - первый замминистра

Минтранс создает «зеленый коридор» для транзита грузов через Россию - первый замминистра Внедрение электронных навигационных пломб на транзитных и международных грузоперевозках, которые осу...

Трассу Rail Baltica утвердили все страны Балтии

Трассу Rail Baltica утвердили все страны Балтии Исполнительный директор и председатель правления проекта RB Rail Байба Рубеса заявила, что территори...

Морские порты

Суда Тихоокеанского флота на Камчатке разбивают льды для безопасности венных кораблей и субмарин

Суда Тихоокеанского флота на Камчатке разбивают льды для безопасности венных кораблей и субмарин На Камчатке для устранения сложной ледовой обстановки вспомогательные суда Тихоокеанского флота (...

Большой порт Санкт-Петербург возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов в январе 2018 г.

Большой порт Санкт-Петербург возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов в январе 2018 г. Морские порты РФ по итогам января 2018 года перевалили 27,9 млн тонн сухих грузов, что на 11% пр...




Морской транспорт

Финляндия отказалась возвращать деньги Tallink

Финляндия отказалась возвращать деньги Tallink Несмотря на принятые ранее решения, Верховный суд Финляндии отказал иностранным судоходным компаниям...

Мировой рекорд по эксплуатации ядерной установки на ледоколе побит на атомоходе «Вайгач»

Мировой рекорд по эксплуатации ядерной установки на ледоколе побит на атомоходе «Вайгач» Атомоход «Вайгач» побил мировой рекорд по длительности эксплуатации ядерной энергетической установки...

Речной транспорт

Объявлен конкурс на имя для нового круизного лайнера проекта «Золотое кольцо»

Объявлен конкурс на имя для нового круизного лайнера проекта «Золотое кольцо» Группа компаний «ГАМА» при поддержке Федерального агентства по туризму объявляет конкурс на имя для ...

Развитие порта Камбарка позволит Удмуртии экономить около 400 млн руб. в год - власти

Развитие порта Камбарка позволит Удмуртии экономить около 400 млн руб. в год - власти Развитие и дозагрузка порта Камбарка в Удмуртии позволит ежегодно экономить около 400 млн рублей рег...

Ж/Д транспорт

«Нефтетранссервиса» планирует купить у ОТЭКО более 14 тыс. цистерн

«Нефтетранссервиса» планирует купить у ОТЭКО более 14 тыс. цистерн «Нефтетранссервис» (НТС) Вячеслава и Вадима Аминовых и Алексея Лихтенфельда планирует приобр...

РЖД планирует инвестировать в закупку подвижного состава 104 млрд руб. в 2018 г.

РЖД планирует инвестировать в закупку подвижного состава 104 млрд руб. в 2018 г. РЖД предусмотрели в инвестиционной программе 2018 г. около 104 млрд руб. на закупку подвижного соста...

Авто транспорт

Крупнейшую ледовую дорогу открыли на Байкале, возобновив сообщение с островом Ольхон

Крупнейшую ледовую дорогу открыли на Байкале, возобновив сообщение с островом Ольхон Крупнейшая в Иркутской области ледовая дорога, соединяющая с материком единственный населенный на Ба...

Сборы в системе «Платон» в 2018 г. могут составить 23 млрд руб., в 2019 г. - 25 млрд руб.

Сборы в системе «Платон» в 2018 г. могут составить 23 млрд руб., в 2019 г. - 25 млрд руб. Минтранс рассчитывает, что сборы в системе взимания платы с большегрузных автомобилей "Платон» ...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот: работа над поручениями президента будет продолжена

Росморречфлот: работа над поручениями президента будет продолжена Совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Федеральном агентстве морско...

Военно-морская политика России в действии

Военно-морская политика России в действии Предлагаемая на суд читателей газеты статья подготовлена по итогам двух указов президента РФ В.В. Пу...

Морские порты

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период Один из крупнейших по грузообороту российских морских портов – Новороссийск – из года в год демонстр...

В фарватере большой политики

В фарватере большой политики В середине августа президент РФ Владимир Путин провел в Калининграде совещание по развитию транспорт...

Морской транспорт

Арест судна

Арест судна Почему держателю коносамента не удалось арестовать судно в случае выдачи груза без предъявления ориг...

Текущее и оперативное планирование работы флота

Текущее и оперативное планирование работы флота Советская система планирования приняла свой законченный вид в течение 50-х годов. К этому времени он...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

Привлечь, обучить, удержать!

Привлечь, обучить, удержать! «Когда к нам вторгаются иностранные капиталы, мы знаем, что не для нашей, а для своей выгоды они при...

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет В №4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом ...

Грузовая база

Рынок минудобрений: рост с укрупнением

Рынок минудобрений: рост с укрупнением Производство минеральных удобрений в России с каждым годом растет и уже превысило 20 млн тонн в год...

Экспорт зерна против профицита

Экспорт зерна против профицита Текущий сельскохозяйственный год проходит под знаком очередного высокого урожая зерна, который по ра...

Безопасность мореплавания

Обвиняются «хамелеоны»

Обвиняются «хамелеоны» Навигационно-офтальмологический детектив.

IQ судоводителя и пересмотр МППСС

IQ судоводителя и пересмотр МППСС Статья Н. Григорьева и М. Наконечного «Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения» (М...

Севморпуть

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ Одним из инструментов, обеспечивающих устойчивое развитие государства, является стратегическое плани...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу Северный морской путь (СМП) является кратчайшим морским путем из Азии в Европу и, по оценкам...




Судостроение

Существующий и перспективный флот

Существующий и перспективный флот Потребность в судах для водного транспорта, возможности верфей и пароходств по развитию флота, новые...

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...