Срок работы судов, обслуживающих атомные ледоколы, планируется продлить
06.12.2017
Морской транспорт
Госкорпорация «Росатом» намерена продлить до 2025 года срок эксплуатации трех своих уникальных судов технологического обслуживания атомных ледоколов — плавучих технических баз «Имандра» и «Лотта», а также теплохода для жидких радиоактивных отходов «Серебрянка», следует из материалов на сайте закупок Росатома.
Предприятие Росатома ФГУП «Атомфлот» (Росатомфлот) организовало открытый конкурс на выполнение научно-исследовательских работ по теме продления срока эксплуатации ядерных установок этих судов.
«Продление назначенного срока эксплуатации ядерных установок судов атомного технического обслуживания ПТБ «Имандра», ПТБ «Лотта» и спецсистем теплохода «Серебрянка» позволит эксплуатировать эти суда по прямому назначению до 2025 года», — отмечается в техническом задании.
Согласно техзаданию, до апреля 2018 года предстоит разработать частные программы и методики комплексного обследования систем, важных для безопасности ядерных установок судов атомного технического обслуживания, а также разработать методики определения и обоснования остаточного ресурса этих систем. До конца 2018 года надо будет провести такое комплексное обследование, и по его результатам подготовить отчет.
Плавучие технические базы были созданы в свое время в связи с необходимостью выполнять специфичные, ответственные и сложные операции по обслуживанию атомных энергетических установок, особенно для перезарядке реакторов атомных ледоколов. Также они предназначались для транспортировки отработавшего ядерного топлива, жидких и твердых радиоактивных отходов и передачи их на переработку или захоронение.
Плавтехбаза «Имандра» проекта 1948 была спроектирована в ЦКБ «Айсберг» и построена на Балтийском заводе в 1980 году. ПТБ «Лотта» была построена в 1960 году как лесовоз «Павлин Виноградов», а в 1984 судно было переоборудовано в плавучую техническую базу для хранения отработавшего ядерного топлива, название судна было изменено на «Лотта».
Теплоход «Серебрянка» в 1974 году стал первым судном для сбора и хранения жидких радиоактивных отходов. Для хранения и транспортировки этих отходов по проекту КБ «Вымпел» на базе корпуса сухогруза типа «Кишинев» был построен единичный специальный транспортный танкер «Серебрянка», предназначенный для обслуживания атомных ледоколов. В 2009 году специалисты КБ разработали проект дооборудования данного судна, предусматривающий возможность приема, временного хранения, транспортировки и выдачи жидких радиоактивных отходов, погрузки/разгрузки отработавших тепловыделяющих сборок в контейнеры.