Индийский министр: развитие транспортного коридора «Чабахар» служит интересам всей Азии - Морские вести России

Индийский министр: развитие транспортного коридора «Чабахар» служит интересам всей Азии

04.12.2017

Транспортная политика

Первая очередь строительства транспортного коридора по проекту «Чабахар», открывающего новый, более эффективный путь для грузоперевозок из Азии в Европу, введена в эксплуатацию в воскресенье. Как сообщил индийский телеканал NDTV, на торжественной церемонии открытия в иранском порту Чабахар наряду с президентом Ирана Хасаном Роухани в качестве почетных гостей присутствовали представители 17 стран региона, в том числе министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж.

«Это событие - важный знак для всего мира, многоцелевой торговый коридор соединит Индию с Центральной Азией и откроет новые безграничные возможности для стран, участвующих в проекте, - отметила глава индийского внешнеполитического ведомства. - Мы приветствуем усилия иранской стороны и готовы подтвердить свою решимость и далее содействовать развитию этого важнейшего инфраструктурного проекта, в котором заинтересованы миллионы людей».

По словам Роухани, «проект имеет особое значение, в том числе политическое, поскольку он связан с торговыми коридорами, которые проходят через Иран в океаническое пространство».

Реализация первой очереди проекта началась в 2007 году, общая сумма инвестиций в нее составила около $1 млрд. Ежегодный грузооборот единственного в Иране океанского порта в результате проведенных работ практически утроился и достиг 8,5 млн тонн. Отныне в него смогут заходить суда водоизмещением свыше 100 тыс. тонн. Общий проект развития предусматривает четыре этапа, по завершению которых объем грузовых перевозок порта составит 82 млн тонн в год.

Индийский интерес

Индия и Иран договорились о совместном развитии порта Чабахар в 2003 году, но проект отложили его реализацию из-за международных санкций против Исламской Республики. Маршрут через порт позволит провозить индийские товары в Афганистан в обход Пакистана, с которым у Нью-Дели сохраняются напряженные отношения, обусловленные территориальным спором. По признанию МИД Индии, «реализация проекта станет стратегическим оплотом для большего потока людей и товаров между тремя странами и в регионе в целом». Как ожидается, Афганистан перенаправит часть своих грузов для Индии через Иран, отказавшись от использования пакистанского порта Карачи.

В соответствии с соглашением с Тегераном от 2016 года, индийское правительство выделило на развитие порта $500 млн, планируя присоединиться к создающемуся важному транспортному коридору. Индия в свою очередь получит в аренду на 10 лет два портовых дока в Иране. Экспорт иранской нефти через Чабахар, как ожидается, сократит расходы Индии на ее транспортировку примерно на 30%.

В настоящее время Иран экспортирует в Индию 350 тысяч баррелей нефти в сутки. По признанию официальных лиц, отныне отношения Ирана с Индией в энергетической отрасли не будут ограничиваться лишь импортом сырой нефти из Исламской Республики. Также, как ожидается, порт Чабахар, расположенный на богатом энергоресурсами южном побережье Персидского залива, к которому можно легко добраться с западного побережья Индии, минуя Пакистан, упростит общие торговые коммуникации Индии, Афганистана и Ирана.

На следующем этапе реализации транспортного проекта индийское правительство предлагает построить протяженную и разветвленную систему автомобильных и железных дорог, стоимость которой оценивается в $15 млрд.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ