Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Российских угольщиков могут потеснить в портах их казахские коллеги

14.11.2017   Транспортная политика
Российских угольщиков могут потеснить в портах их казахские коллеги

Как пишет «Коммерсант», Казахстан разработал проект межправсоглашения с РФ, которое дает казахским угольщикам право приоритетного доступа к экспортным портам России. Астана намерена с 2018 года вывозить через эти порты более 14 млн тонн угля в год, в первую очередь на Дальний Восток, получив до 10% всего объема экспортной перевалки угля в РФ и до 50% мощностей отдельных портов. Российские угольщики и стивидоры резко против льгот для конкурентов: на фоне высокого спроса и железнодорожная, и портовая инфраструктура Дальнего Востока перегружена и не справляется даже с экспортом угля из РФ.

Казахстан разработал проект межправсоглашения с РФ о сотрудничестве по перевозке и перевалке казахского угля (“Ъ” ознакомился с документом). Согласно проекту, страны с 1 января создают условия для перевозки и перевалки в портах РФ на экспорт до 14 млн тонн угля в год из Казахстана. Срок действия соглашения — 25 лет, в последующие годы объем может быть увеличен. Ежегодно до 1 октября стороны согласуют объемы и направления, казахская квота не должна быть выше 50% перевалки в порту. Тарифы железной дороги и портов для этого угля не должны быть выше, чем для российского.

Как пояснил “Ъ” заместитель исполнительного директора Ассоциации горно-металлургических предприятий (АГМП) Казахстана Максим Кононов, по межправсоглашению от Астаны работает министерство по инвестициям и развитию, от Москвы — Минтранс. «27 сентября наше предложение отправлено российской стороне, 30 октября они ответили, что в принципе готовы дополнительно доработать с учетом наших интересов»,— рассказывает он. Господин Кононов надеется, что соглашение подпишут в декабре.

Проект дополняет правила недискриминационного доступа к портовым услугам в РФ (ПНД, о них см. “Ъ” от 25 октября).

В ПНД устанавливается порядок доступа к портовой инфраструктуре, в частности вводится квота по межправсоглашениям со странами ЕАЭС: они получают преимущество даже перед долгосрочными клиентами из РФ. По данным АГМП, в 2016 году экспорт угля из Казахстана через порты РФ упал на 23%, до 2,98 млн тонн (2,87 млн тонн ушло на Балтику). Дальний Восток перспективен для казахского угля, но при потенциале экспорта до 3,2 млн тонн Астана отгружает 100 тыс. тонн в год, отмечают в ассоциации.

По мнению ассоциации, квота в портах призвана возместить снижение спроса на казахский уголь в энергетике РФ и должна предоставляться «в сопоставимом объеме» — 9,2–9,7 млн тонн в год. Если предусмотреть сохранение экспорта через порты РФ в объеме «не менее 5 млн тонн в год, ожидаемых в 2017 году», считают в АГМП, то в сумме поставки составят 14,2–14,72 млн тонн — около 10% перевалки угля в портах РФ. Как пояснил Максим Кононов, речь идет в основном об экспорте с Шубаркольского месторождения. На Дальнем Востоке интересен прежде всего порт Восточный (Находка), который к 2019 году сможет переваливать до 30 млн тонн в год (там, по словам господина Кононова, нужная большегрузным судам глубина). Направление, поясняет он, стало интересным после девальвации тенге в 2014 году (курс упал со 180 до 330 тенге за доллар.— “Ъ”) и вступления в силу правил ЕАЭС, по которым казахский уголь везут по российским тарифам.

Портовые квоты в РФ могут получить и другие страны ЕАЭС. В конце сентября первый вице-премьер Казахстана Аскар Мамин просил первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова ускорить согласование ПНД и рассмотреть возможность межправсоглашения. Также, сообщал господин Мамин, 11 августа на совещании министерств РФ и Казахстана достигнуты договоренности о включении в ПНД «нормы по подписанию двусторонних межправсоглашений» между РФ и членами ЕАЭС с гарантиями по объему перевозки и перевалки грузов через порты РФ. Максим Кононов также подчеркнул, что соглашение с Астаной двустороннее и подписать его с РФ могут Киргизия и Белоруссия.

Представитель Игоря Шувалова отметил, что в секретариат вице-премьера проект соглашения не поступал. Но в конце октября документ получил Минтранс РФ, который запросил Росжелдор, ОАО РЖД, Совет потребителей услуг ОАО РЖД и Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ). В ОАО РЖД “Ъ” сообщили лишь, что свое мнение направили.

Совет потребителей, где широко представлены угольщики РФ, также изложил свое мнение (“Ъ” ознакомился с письмом). По данным совета, сейчас обострилась проблема невывоза грузов, вызванная инфраструктурными ограничениями и рыночными факторами (дефицитом вагонов и т. д.). По экспертным оценкам, сообщается в письме, спрос на перевозки в долгосрочной перспективе не будет удовлетворяться полностью, объем невывоза угля к 2020 году прогнозируется в 42 млн тонн. Совет полагает, что приоритетный доступ Казахстана к железнодорожной инфраструктуре сократит перевозки российского угля, снизит его конкурентоспособность в мире, экспорт, добычу, налоговые поступления в бюджет и число рабочих мест.

Совет потребителей пишет, что принудительное изъятие части портовых мощностей, загруженных сейчас долгосрочными контрактами, «повлечет привлечение стивидорных компаний к гражданско-правовой ответственности». Также совет замечает, что соглашение не дает РФ эквивалентных прав (например, на закупку 50% казахского угля). Лобби потребителей считает, что документ нарушает принципы договора о ЕАЭС, нормы ФЗ о защите конкуренции и противоречит «национальным интересам РФ». В ФАС комментировать ситуацию не стали.

В Ассоциации морских торговых портов (АСОП) “Ъ” сообщили, что предприятия стран ЕАЭС должны иметь равный доступ к услугам в морских портах, согласно договору о союзе. При определении свободных мощностей и порядка доступа к ним не следует допускать привилегированного положения одного потребителя перед другими, говорят в АСОП, а именно это и предполагает межправсоглашение. В этом году угольщикам мешала нехватка вагонов, а мощности портов не были критическим фактором, заявил “Ъ” источник в угольной отрасли.

«ОАО РЖД, развивая железнодорожные подходы к портам Азово-Черноморского бассейна, Северо-Запада или Дальнего Востока, часто не видит прямой окупаемости проектов,— говорит источник “Ъ” в отрасли.— В бюджете компании они проходят как проекты в рамках поручений президента и правительства, так как становятся окупаемыми только при расчете кумулятивных эффектов в том числе для добывающих и перерабатывающих предприятий, для регионов, где возникают рабочие места. Если провозные способности ОАО РЖД будут безвозмездно переданы другому государству, то от загрузки в тоннах все эти эффекты образовываться не будут — или будут, но в другом государстве».

«Скорее всего, цифра 14 млн тонн завышена, чтобы было от чего отступить на переговорах и прийти к разумным объемам, не превышающим 1 млн тонн,— считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов.— Я не вижу в Казахстане 14 млн тонн экспортного угля». Если речь идет о шубаркольском угле, добавляет он, то там в основном угли марки Д, с учетом транспортировки их себестоимость в порту окажется на уровне $50–60 за тонну, что в текущих условиях приемлемо, но при снижении цен сделает поставку экономически нецелесообразной.


Вернуться к разделу Транспортная политика

Инфопартнеры

Loading...

Новости

Лента новостей

Экс-командиров эсминцев «Джон Маккейн» и «Фитцджеральд» обвинили в убийстве моряков

Экс-командиров эсминцев «Джон Маккейн» и «Фитцджеральд» обвинили в убийстве моряков Экс-командиров американских эсминцев «Джон Маккейн» и «Фитцджеральд», на которых в результате ЧП в 2...

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку В Аргентине заявили, что только Россия ведет поиски пропавшей подлодки. Военный эксперт Константин С...

Российская экономика

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей В сфере водного транспорта планируется реконструкция арктических портов, строительство речного вокза...

Транспортная политика

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов Правительство Севастополя совместно с Законодательным собранием города Севастополя рассмотрит вопрос...

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану Одним из наиболее перспективных проектов 2018 года для нашей страны является развитие трасс меридион...

Морские порты

«Транснефть» приостановила отгрузку нефти в порту Новороссийска

«Транснефть» приостановила отгрузку нефти в порту Новороссийска «Транснефть» приостановила отгрузку нефти на экспорт в порту Новороссийска из-за шторма, сообщил жур...

Грузооборот портов Каспийского бассейна сократился на 34%

Грузооборот портов Каспийского бассейна сократился на 34% По данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот портов Каспийского бассейна по итогам 2017...




Морской транспорт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт Груз-амортизатор установленный на легком синтетическом буксирном тросе предотвратит обрыв места его ...

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми На железнодорожные перевозки грузов в вагонах на паромах проекта CNF03 паромных линиях Кавказ - Поти...

Речной транспорт

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка Московское речное пароходство может продать теплоход «Максим Горький», более известный как «яхта Ста...

Ж/Д транспорт

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога Строительство второго Байкальского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали завершится в 2019 году, со...

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник «Российские железные дороги» (РЖД) проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 м...

Авто транспорт

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта Международная ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта, с 16 ...

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС Ограничения по перевозкам грузов всей номенклатуры по автомобильным дорогам РФ федерального значения...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...