Российских угольщиков могут потеснить в портах их казахские коллеги

14.11.2017   Транспортная политика
Российских угольщиков могут потеснить в портах их казахские коллеги

Как пишет «Коммерсант», Казахстан разработал проект межправсоглашения с РФ, которое дает казахским угольщикам право приоритетного доступа к экспортным портам России. Астана намерена с 2018 года вывозить через эти порты более 14 млн тонн угля в год, в первую очередь на Дальний Восток, получив до 10% всего объема экспортной перевалки угля в РФ и до 50% мощностей отдельных портов. Российские угольщики и стивидоры резко против льгот для конкурентов: на фоне высокого спроса и железнодорожная, и портовая инфраструктура Дальнего Востока перегружена и не справляется даже с экспортом угля из РФ.

Казахстан разработал проект межправсоглашения с РФ о сотрудничестве по перевозке и перевалке казахского угля (“Ъ” ознакомился с документом). Согласно проекту, страны с 1 января создают условия для перевозки и перевалки в портах РФ на экспорт до 14 млн тонн угля в год из Казахстана. Срок действия соглашения — 25 лет, в последующие годы объем может быть увеличен. Ежегодно до 1 октября стороны согласуют объемы и направления, казахская квота не должна быть выше 50% перевалки в порту. Тарифы железной дороги и портов для этого угля не должны быть выше, чем для российского.

Как пояснил “Ъ” заместитель исполнительного директора Ассоциации горно-металлургических предприятий (АГМП) Казахстана Максим Кононов, по межправсоглашению от Астаны работает министерство по инвестициям и развитию, от Москвы — Минтранс. «27 сентября наше предложение отправлено российской стороне, 30 октября они ответили, что в принципе готовы дополнительно доработать с учетом наших интересов»,— рассказывает он. Господин Кононов надеется, что соглашение подпишут в декабре.

Проект дополняет правила недискриминационного доступа к портовым услугам в РФ (ПНД, о них см. “Ъ” от 25 октября).

В ПНД устанавливается порядок доступа к портовой инфраструктуре, в частности вводится квота по межправсоглашениям со странами ЕАЭС: они получают преимущество даже перед долгосрочными клиентами из РФ. По данным АГМП, в 2016 году экспорт угля из Казахстана через порты РФ упал на 23%, до 2,98 млн тонн (2,87 млн тонн ушло на Балтику). Дальний Восток перспективен для казахского угля, но при потенциале экспорта до 3,2 млн тонн Астана отгружает 100 тыс. тонн в год, отмечают в ассоциации.

По мнению ассоциации, квота в портах призвана возместить снижение спроса на казахский уголь в энергетике РФ и должна предоставляться «в сопоставимом объеме» — 9,2–9,7 млн тонн в год. Если предусмотреть сохранение экспорта через порты РФ в объеме «не менее 5 млн тонн в год, ожидаемых в 2017 году», считают в АГМП, то в сумме поставки составят 14,2–14,72 млн тонн — около 10% перевалки угля в портах РФ. Как пояснил Максим Кононов, речь идет в основном об экспорте с Шубаркольского месторождения. На Дальнем Востоке интересен прежде всего порт Восточный (Находка), который к 2019 году сможет переваливать до 30 млн тонн в год (там, по словам господина Кононова, нужная большегрузным судам глубина). Направление, поясняет он, стало интересным после девальвации тенге в 2014 году (курс упал со 180 до 330 тенге за доллар.— “Ъ”) и вступления в силу правил ЕАЭС, по которым казахский уголь везут по российским тарифам.

Портовые квоты в РФ могут получить и другие страны ЕАЭС. В конце сентября первый вице-премьер Казахстана Аскар Мамин просил первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова ускорить согласование ПНД и рассмотреть возможность межправсоглашения. Также, сообщал господин Мамин, 11 августа на совещании министерств РФ и Казахстана достигнуты договоренности о включении в ПНД «нормы по подписанию двусторонних межправсоглашений» между РФ и членами ЕАЭС с гарантиями по объему перевозки и перевалки грузов через порты РФ. Максим Кононов также подчеркнул, что соглашение с Астаной двустороннее и подписать его с РФ могут Киргизия и Белоруссия.

Представитель Игоря Шувалова отметил, что в секретариат вице-премьера проект соглашения не поступал. Но в конце октября документ получил Минтранс РФ, который запросил Росжелдор, ОАО РЖД, Совет потребителей услуг ОАО РЖД и Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ). В ОАО РЖД “Ъ” сообщили лишь, что свое мнение направили.

Совет потребителей, где широко представлены угольщики РФ, также изложил свое мнение (“Ъ” ознакомился с письмом). По данным совета, сейчас обострилась проблема невывоза грузов, вызванная инфраструктурными ограничениями и рыночными факторами (дефицитом вагонов и т. д.). По экспертным оценкам, сообщается в письме, спрос на перевозки в долгосрочной перспективе не будет удовлетворяться полностью, объем невывоза угля к 2020 году прогнозируется в 42 млн тонн. Совет полагает, что приоритетный доступ Казахстана к железнодорожной инфраструктуре сократит перевозки российского угля, снизит его конкурентоспособность в мире, экспорт, добычу, налоговые поступления в бюджет и число рабочих мест.

Совет потребителей пишет, что принудительное изъятие части портовых мощностей, загруженных сейчас долгосрочными контрактами, «повлечет привлечение стивидорных компаний к гражданско-правовой ответственности». Также совет замечает, что соглашение не дает РФ эквивалентных прав (например, на закупку 50% казахского угля). Лобби потребителей считает, что документ нарушает принципы договора о ЕАЭС, нормы ФЗ о защите конкуренции и противоречит «национальным интересам РФ». В ФАС комментировать ситуацию не стали.

В Ассоциации морских торговых портов (АСОП) “Ъ” сообщили, что предприятия стран ЕАЭС должны иметь равный доступ к услугам в морских портах, согласно договору о союзе. При определении свободных мощностей и порядка доступа к ним не следует допускать привилегированного положения одного потребителя перед другими, говорят в АСОП, а именно это и предполагает межправсоглашение. В этом году угольщикам мешала нехватка вагонов, а мощности портов не были критическим фактором, заявил “Ъ” источник в угольной отрасли.

«ОАО РЖД, развивая железнодорожные подходы к портам Азово-Черноморского бассейна, Северо-Запада или Дальнего Востока, часто не видит прямой окупаемости проектов,— говорит источник “Ъ” в отрасли.— В бюджете компании они проходят как проекты в рамках поручений президента и правительства, так как становятся окупаемыми только при расчете кумулятивных эффектов в том числе для добывающих и перерабатывающих предприятий, для регионов, где возникают рабочие места. Если провозные способности ОАО РЖД будут безвозмездно переданы другому государству, то от загрузки в тоннах все эти эффекты образовываться не будут — или будут, но в другом государстве».

«Скорее всего, цифра 14 млн тонн завышена, чтобы было от чего отступить на переговорах и прийти к разумным объемам, не превышающим 1 млн тонн,— считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов.— Я не вижу в Казахстане 14 млн тонн экспортного угля». Если речь идет о шубаркольском угле, добавляет он, то там в основном угли марки Д, с учетом транспортировки их себестоимость в порту окажется на уровне $50–60 за тонну, что в текущих условиях приемлемо, но при снижении цен сделает поставку экономически нецелесообразной.


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи»

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» «Адмиралтейские верфи» (входят в ОСК) согласились построить батискаф для спуска на дно Мариа...

Координационный совет ОСК оценит эффект внедрения ПС на заводе «Красное Сормово»

Координационный совет ОСК оценит эффект внедрения ПС на заводе «Красное Сормово» 11 декабря 2018 года Координационный совет по развитию производственной системы (ПС) ОСК во ...

Российская экономика

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и Промсвязьбанк и подписали кредитны...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Из Благовещенска хотят сделать свободный порт

Из Благовещенска хотят сделать свободный порт Правительство Амурской области и администрация Благовещенска оформляют заявку на получение статуса с...

Владивостокский порт восстанавливает специализацию по обработке рыбных грузов

Владивостокский порт восстанавливает специализацию по обработке рыбных грузов Площадку под строительство терминала посетил 7 декабря в ходе поездки во Владивосток заместитель мин...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...