Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Российских угольщиков могут потеснить в портах их казахские коллеги

14.11.2017   Транспортная политика
Российских угольщиков могут потеснить в портах их казахские коллеги

Как пишет «Коммерсант», Казахстан разработал проект межправсоглашения с РФ, которое дает казахским угольщикам право приоритетного доступа к экспортным портам России. Астана намерена с 2018 года вывозить через эти порты более 14 млн тонн угля в год, в первую очередь на Дальний Восток, получив до 10% всего объема экспортной перевалки угля в РФ и до 50% мощностей отдельных портов. Российские угольщики и стивидоры резко против льгот для конкурентов: на фоне высокого спроса и железнодорожная, и портовая инфраструктура Дальнего Востока перегружена и не справляется даже с экспортом угля из РФ.

Казахстан разработал проект межправсоглашения с РФ о сотрудничестве по перевозке и перевалке казахского угля (“Ъ” ознакомился с документом). Согласно проекту, страны с 1 января создают условия для перевозки и перевалки в портах РФ на экспорт до 14 млн тонн угля в год из Казахстана. Срок действия соглашения — 25 лет, в последующие годы объем может быть увеличен. Ежегодно до 1 октября стороны согласуют объемы и направления, казахская квота не должна быть выше 50% перевалки в порту. Тарифы железной дороги и портов для этого угля не должны быть выше, чем для российского.

Как пояснил “Ъ” заместитель исполнительного директора Ассоциации горно-металлургических предприятий (АГМП) Казахстана Максим Кононов, по межправсоглашению от Астаны работает министерство по инвестициям и развитию, от Москвы — Минтранс. «27 сентября наше предложение отправлено российской стороне, 30 октября они ответили, что в принципе готовы дополнительно доработать с учетом наших интересов»,— рассказывает он. Господин Кононов надеется, что соглашение подпишут в декабре.

Проект дополняет правила недискриминационного доступа к портовым услугам в РФ (ПНД, о них см. “Ъ” от 25 октября).

В ПНД устанавливается порядок доступа к портовой инфраструктуре, в частности вводится квота по межправсоглашениям со странами ЕАЭС: они получают преимущество даже перед долгосрочными клиентами из РФ. По данным АГМП, в 2016 году экспорт угля из Казахстана через порты РФ упал на 23%, до 2,98 млн тонн (2,87 млн тонн ушло на Балтику). Дальний Восток перспективен для казахского угля, но при потенциале экспорта до 3,2 млн тонн Астана отгружает 100 тыс. тонн в год, отмечают в ассоциации.

По мнению ассоциации, квота в портах призвана возместить снижение спроса на казахский уголь в энергетике РФ и должна предоставляться «в сопоставимом объеме» — 9,2–9,7 млн тонн в год. Если предусмотреть сохранение экспорта через порты РФ в объеме «не менее 5 млн тонн в год, ожидаемых в 2017 году», считают в АГМП, то в сумме поставки составят 14,2–14,72 млн тонн — около 10% перевалки угля в портах РФ. Как пояснил Максим Кононов, речь идет в основном об экспорте с Шубаркольского месторождения. На Дальнем Востоке интересен прежде всего порт Восточный (Находка), который к 2019 году сможет переваливать до 30 млн тонн в год (там, по словам господина Кононова, нужная большегрузным судам глубина). Направление, поясняет он, стало интересным после девальвации тенге в 2014 году (курс упал со 180 до 330 тенге за доллар.— “Ъ”) и вступления в силу правил ЕАЭС, по которым казахский уголь везут по российским тарифам.

Портовые квоты в РФ могут получить и другие страны ЕАЭС. В конце сентября первый вице-премьер Казахстана Аскар Мамин просил первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова ускорить согласование ПНД и рассмотреть возможность межправсоглашения. Также, сообщал господин Мамин, 11 августа на совещании министерств РФ и Казахстана достигнуты договоренности о включении в ПНД «нормы по подписанию двусторонних межправсоглашений» между РФ и членами ЕАЭС с гарантиями по объему перевозки и перевалки грузов через порты РФ. Максим Кононов также подчеркнул, что соглашение с Астаной двустороннее и подписать его с РФ могут Киргизия и Белоруссия.

Представитель Игоря Шувалова отметил, что в секретариат вице-премьера проект соглашения не поступал. Но в конце октября документ получил Минтранс РФ, который запросил Росжелдор, ОАО РЖД, Совет потребителей услуг ОАО РЖД и Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ). В ОАО РЖД “Ъ” сообщили лишь, что свое мнение направили.

Совет потребителей, где широко представлены угольщики РФ, также изложил свое мнение (“Ъ” ознакомился с письмом). По данным совета, сейчас обострилась проблема невывоза грузов, вызванная инфраструктурными ограничениями и рыночными факторами (дефицитом вагонов и т. д.). По экспертным оценкам, сообщается в письме, спрос на перевозки в долгосрочной перспективе не будет удовлетворяться полностью, объем невывоза угля к 2020 году прогнозируется в 42 млн тонн. Совет полагает, что приоритетный доступ Казахстана к железнодорожной инфраструктуре сократит перевозки российского угля, снизит его конкурентоспособность в мире, экспорт, добычу, налоговые поступления в бюджет и число рабочих мест.

Совет потребителей пишет, что принудительное изъятие части портовых мощностей, загруженных сейчас долгосрочными контрактами, «повлечет привлечение стивидорных компаний к гражданско-правовой ответственности». Также совет замечает, что соглашение не дает РФ эквивалентных прав (например, на закупку 50% казахского угля). Лобби потребителей считает, что документ нарушает принципы договора о ЕАЭС, нормы ФЗ о защите конкуренции и противоречит «национальным интересам РФ». В ФАС комментировать ситуацию не стали.

В Ассоциации морских торговых портов (АСОП) “Ъ” сообщили, что предприятия стран ЕАЭС должны иметь равный доступ к услугам в морских портах, согласно договору о союзе. При определении свободных мощностей и порядка доступа к ним не следует допускать привилегированного положения одного потребителя перед другими, говорят в АСОП, а именно это и предполагает межправсоглашение. В этом году угольщикам мешала нехватка вагонов, а мощности портов не были критическим фактором, заявил “Ъ” источник в угольной отрасли.

«ОАО РЖД, развивая железнодорожные подходы к портам Азово-Черноморского бассейна, Северо-Запада или Дальнего Востока, часто не видит прямой окупаемости проектов,— говорит источник “Ъ” в отрасли.— В бюджете компании они проходят как проекты в рамках поручений президента и правительства, так как становятся окупаемыми только при расчете кумулятивных эффектов в том числе для добывающих и перерабатывающих предприятий, для регионов, где возникают рабочие места. Если провозные способности ОАО РЖД будут безвозмездно переданы другому государству, то от загрузки в тоннах все эти эффекты образовываться не будут — или будут, но в другом государстве».

«Скорее всего, цифра 14 млн тонн завышена, чтобы было от чего отступить на переговорах и прийти к разумным объемам, не превышающим 1 млн тонн,— считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов.— Я не вижу в Казахстане 14 млн тонн экспортного угля». Если речь идет о шубаркольском угле, добавляет он, то там в основном угли марки Д, с учетом транспортировки их себестоимость в порту окажется на уровне $50–60 за тонну, что в текущих условиях приемлемо, но при снижении цен сделает поставку экономически нецелесообразной.


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Прогулочный катер «Посейдон» сел на мель в восточной части Финского залива

Прогулочный катер «Посейдон» сел на мель в восточной части Финского залива Прогулочный катер «Посейдон» сел на мель в восточной части Финского залива, потеряно перо руля. На б...

Горевший и тонувший сухогруз «Еруслан» вернулся во Владивосток

Горевший и тонувший сухогруз «Еруслан» вернулся во Владивосток В ночь на воскресенье, 17 июня, горевший и тонувший сухогруз «Еруслан» вновь оказался во Владивосток...

Российская экономика

Для развития экономики нужно создать инфраструктуру на арктических территориях - Трутнев

Для развития экономики нужно создать инфраструктуру на арктических территориях - Трутнев Создание инфраструктуры на Арктической территории России будут способствовать развитию северного мор...

Решение о строительстве моста на Сахалин должен принимать президент РФ - Трутнев

Решение о строительстве моста на Сахалин должен принимать президент РФ - Трутнев Решение о строительстве транспортного перехода с материковой части России на остров Сахалин может бы...

Транспортная политика

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса Как сообщает «Коммерсант», 15 июня замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский напи...

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота Своим письмом от 23.04.2018 N 05-01/8595-ИС «Об отнесении судов к рыбопромысловому флоту» Минтранс р...

Морские порты

«Туапсинский нефтяной терминал» выделят из состава «Туапсинского морского торгового порта» - акционеры

«Туапсинский нефтяной терминал» выделят из состава «Туапсинского морского торгового порта» - акционеры Акционерами принято решение о реорганизации АО «Туапсинский морской торговый порт» в форме выделения...

Проект «Новатэка» по перевалке СПГ позволит увеличить объем перевозок по Севморпути

Проект «Новатэка» по перевалке СПГ позволит увеличить объем перевозок по Севморпути Строительство на Камчатке морского терминала по перегрузке сжиженного природного газа (СПГ) ...




Морской транспорт

Паром «Балтийск» из Усть-Луги в Калининград возобновил работу

Паром «Балтийск» из Усть-Луги в Калининград возобновил работу Паром, который возил грузы из порта в Ленинградской области Усть-Луга в Калининград, возобновил рабо...

Рабочее проектирование ледокола «Лидер» нужно начать в IV квартале 2018 года – разработчик

Рабочее проектирование ледокола «Лидер» нужно начать в IV квартале 2018 года – разработчик Задержка на этом этапе работ может сказаться в существенной корректировке сроков сдачи судна, сообщи...

Речной транспорт

Пассажирское круизное судно «Сергей Есенин» совершило первый круговой рейс после модернизации

 Пассажирское круизное судно «Сергей Есенин» совершило первый круговой рейс после модернизации Завершился первый круговой рейс пассажирского судна круизной компании «Мостурфлот» «Сергей Есенин» п...

Флот Ленского пароходства работает на Вилюе

Флот Ленского пароходства работает на Вилюе С открытием арктической навигации, топливо в судах Ленского объединенного морского пароходства (...

Ж/Д транспорт

Калининградские железнодорожники договорились с польскими о транзите грузов через регион

Калининградские железнодорожники договорились с польскими о транзите грузов через регион Калининградская железная дорога и польская железнодорожная компания «Lotos Kolej» подписали договор ...

Минтранс подтвердил предложение ввести Дитриха в совет директоров РЖД

Минтранс подтвердил предложение ввести Дитриха в совет директоров РЖД Министерство транспорта РФ подтвердило, что направило предложение ввести главу министерства Евгения ...

Авто транспорт

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Повышение тарифа по госсистеме «Платон» пока не планируется - глава Росавтодора

Повышение тарифа по госсистеме «Платон» пока не планируется - глава Росавтодора Повышение тарифов в системе «Платон» в 2018 году не планируется, сообщил в четверг журналистам глава...

Аналитика

Транспортная политика

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан Первое Всероссийское собрание маринистов – форум представителей творческих сил, работающих по флотск...

Критерии важности

Критерии важности Приходится вновь констатировать, что административный прессинг в сфере так называемой транспортной б...

Морские порты

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли 29 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошла 31-я Конференция Ассоциации морских торговых портов ...

Морской транспорт

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка Правление ПАО «Совкомфлот» рассмотрело операционные и производственные результаты деятельности за 20...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...