В Госдуме предложили снизить ответственность РЖД за сроки перевозки - Морские вести России

В Госдуме предложили снизить ответственность РЖД за сроки перевозки

10.07.2017

Ж/Д транспорт

Ответственность ОАО «Российские железные дороги» за сроки перевозки может снизиться: депутаты Государственной думы хотят уменьшить штрафы для компании, пишет в понедельник «Коммерсантъ».

«Если сейчас монополия платит по 9% стоимости перевозки за сутки просрочки вплоть до полной потери дохода, то по новым правилам пеня упадет до 6% и не превысит 30% платы», - отмечает издание. Проект соответствующих поправок к Уставу железнодорожного транспорта РФ, сокращающие пени за просрочку доставки груза или порожних вагонов, может быть внесен в Госдуму, сообщает газета.

Автор документа депутат Владимир Афонский в пояснительной записке объясняет: нужно гармонизировать российские нормы с законодательствами стран-членов ЕЭС и соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), где ответственность, как правило, начинается с 6% платы за перевозку и ограничена 30%. Но в заключении правового управления Госдумы отмечается, что снижение пени и ее предельного размера «негативно скажется на стимулировании перевозчика надлежащим образом исполнить свои обязательства».

Издание напоминает, что условия доставки грузов ужесточились для РЖД в 2003 г., когда предел общего размера пени увеличился с 50% до 100% стоимости перевозки. В компании уверяют, что за последние годы она существенно повысила надежность доставки. «В 2016 г. в установленные сроки доставлено 96,7% груженых отправок, с начала года - 97,5%. Соответственно, снизился и объем претензий за просрочку», - сказал «Коммерсанту» представитель монополии.

Один из участников рынка также отметил, что еслм раньше у «Российских железных дорог» была «масса проблем с доставкой вовремя», то сейчас «по грузам сроки плюс-минус исполняются», а основной объем пени начисляется по претензиям операторов в рамках перевозки порожних вагонов. Это подтверждает и статистика самих РЖД, приведенная в материалах к заседанию экспортно-консультативного совета Госдумы на прошлой неделе. С 2014 по 2016 гг. общий объем взысканной с компании пени за просрочку сократился с 7,6 млрд до 1,8 млрд руб.

При этом наибольший вес в общей сумме поданных исков приходится на операторов. В 2014 г. 10% рассмотренных исков и 20% в общей их сумме приходилось на «Первую грузовую компанию» (ПГК) Владимира Лисина, в 2016 г. 27% суммы взыскивал «Газпромтранс», 25% - «РН-Транс». Собеседник издания на транспортном рынке отметил, что если грузоотправители выставляют претензии в соответствии с уставом, то между «Российскими железными дорогами» и ж/д операторами существует «джентльменское соглашение» о непредъявлении всего объема претензий. В ПГК, например, «Коммерсанту», сообщили, что с 2014 г. руководство компании «в целях развития партнерских отношений с РЖД» приняло решение вообще прекратить взыскивать пеню с перевозчика.

Но послабления для монополии сильно беспокоят грузоотправителей. Собеседники газеты среди них отмечают, что «логика инициативы выглядит, по меньшей мере, странной», поскольку неизбежно «повлечет снижение технологической и финансовой дисциплины «Российских железных дорог» и торможение развития отрасли». Вместо адекватных мер регулирования, подчеркнул один из грузоотправителей, наблюдаются «ставшие уже нормой для монополии преференции без учета потребностей остальных участников рынка».

Источник газеты среди операторов считает, что в качестве компромисса можно было бы просто вернуться к порогу общего размера пени в 50% платы за перевозку. С одной стороны, пояснил он, если перевозка выполнена, пусть и с задержкой, перевозчик должен что-то за нее получить. С другой стороны, в случае, например, со скоропортящимся грузом задержка напрямую влияет на его качество. По нормативам срок, после которого груз считается утраченным, составляет два месяца, но и до этого он может полностью потерять свои качества. Синхронизация же с международными нормами, полагает собеседник «Коммерсанта» - аргумент, к которому прибегают слишком избирательно. Например, СМГС разрешает перевозку контейнеров в полувагонах, но в России запрет этого пролоббировало подконтрольное РЖД ПАО «Трансконтейнер», и международные стандарты не стали аргументом.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ