В Росморречфлоте состоялось заседание Совета руководителей администраций бассейнов внутренних водных путей - Морские вести России

В Росморречфлоте состоялось заседание Совета руководителей администраций бассейнов внутренних водных путей

29.06.2017

Речной транспорт

В Федеральном агентстве морского  и речного транспорта 29 июля прошло очередное, 24-е заседание Совета руководителей администраций бассейнов внутренних водных путей. В рамках исполнения поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Госсовета в августе прошлого года были рассмотрены вопросы развития внутреннего водного транспорта в Волжском и в Камском бассейнах внутренних водных путей и повышения эффективности их использования. На два этих речных бассейна приходится почти 60 проц грузооборота по ВВП европейской части России.

Было отмечено, что пропускная способность внутренних водных путей Волжского бассейна за исключением лимитирующего участка между Горьковским гидроузлом и Нижним Новгородом достаточная для наращивания грузопотоков.

В этом бассейне в 2016 г. перевезено 33,2 млн. тонн грузов (по сравнению с 2015 годом рост составил 1,6%). Из всей номенклатуры грузов, по сравнению с 2015 годом, наиболее увеличились показатели по перевозки соли  на - 80%, всех видов металла на - 52%, химических минеральных удобрений на - 55%, а также серы и лесных грузов по - 25%. На 10% увеличились перевозки наливных грузов. При этом отрицательную динамику к 2016 году показали показатели перевозки строительных материалов. Перевозки угля и руды полностью переориентированы на железную дорогу.

Существенный рост показателей по пассажирским перевозкам связан с  расширением деятельности организаций, осуществляющих перевозки пассажиров на местных пригородных линиях, прежде всего в Самарской области.

Моделирование грузопотоков по тарифным ставкам и расстояниям показывает, что стоимость перевозки внутренним водным транспортом становится ниже стоимости перевозки автомобильным транспортом на расстояние более 200 - 300 км для сухогрузных судов и более 600 км для нефтеналивных. Наиболее высокий уровень конкурентоспособности речных перевозок по сравнению с железнодорожным транспортом достигается при доставке металла и металлоизделий на расстояние более 200 км, агропромышленных грузов – на расстояние более 250 км, нефтепродуктов – более 700 км.

На территории Волжского бассейна стабильную деятельность осуществляют более 10 крупных речных портов, имеющих инфраструктуру применительно к навалочным, зерновым и генеральным грузам, 5 крупных портов, переваливающих нефтепродукты. Все они являются узловыми, связующими звеньями общей транспортной логистики. Однако, при этом большинство даже крупных речных портов требует обновления или нового строительства, ощущается недостаточность причального фронта с наличием подъездных железнодорожных путей.

С навигации 2014 года администрация Волжского бассейна проводит постоянную совместную работу с заинтересованными судоходными компаниями и администрациями соответствующих субъектов РФ по повышению категорийности участков внутренних водных путей и развитию инфраструктуры внутреннего водного транспорта. По принятым перспективным направлениям на основании расчета дополнительных затрат внесены изменения в государственное задание на содержание ВВП бассейна и в перечень судовых ходов на навигацию 2017 года.

В Камском бассейне структура перевозимых грузов за последние два года практически не менялась – это минерально-строительные грузы, нефтепродукты, лесоматериалы, удобрения, техническая соль, зерновые и прочие грузы. Доминирующее положение занимают минерально-строительные грузы (МСГ). При сравнении структуры грузов за 2013-2016, наблюдается перераспределение номенклатуры в пользу МСГ.

Для приема и отправки грузов в Камском бассейне создана сеть пристаней и речных портов, имеющих выход на магистральные железнодорожные пути. Кроме того, в Соликамске, Березниках, Уфе и Нижнекамске имеются крупные промпорты и грузовые терминалы предприятий (ОАО «Соликамскбумпром», ОАО «Азот», ПАО «Уралкалий», нефтеперерабатывающих заводов и другие).

В навигацию 2016 года судовладельцами в Камском бассейне  перевезено на 9,2 %  меньше по сравнению с 2015 г., а перевозка пассажиров увеличилась на 3,5 %. При этом спрос на пассажирские перевозки остается на постоянно высоком уровне.

В нынешнем году в бассейне фиксируют рост грузопотоков. За первые два месяца текущей навигации в бассейне перевезено 2174,5 тыс. тонн грузов (в 2016 г. 1469,0 тыс. тонн). В целом произошло увеличение перевозок лесных грузов в 2,2 раза, нефтепродуктов в 2,1 раза, минерально-строительных грузов на 37,8 %. Возобновились перевозки бумаги. За первое полугодие прогнозируется увеличение объема межбассейновых перевозок на 48 %.

В перспективе в Камском бассейне возможно увеличение объемов перевозок при вводе в строй в Верхне-Камском регионе новых мощностей по добыче и производству минеральных удобрений, а также при реализации проекта создания крупного перегрузочного терминала для нефтепродуктов в районе населенного пункта Агидель, с возможностью захода крупнотоннажных судов.

Также на дальнейшую перспективу рассматриваются предложения в удовлетворении потребностей деревообрабатывающих предприятий г. Уфа с восстановлением перевозок древесины по р. Уфа в судах и плотах.

В марте 2017 года в целях развития водного транспорта в Республике Башкортостан, снижения нагрузки на дорожное полотно и обеспечения строительных комплексов г.Уфа нерудно-строительными материалами, заключено трёхстороннее Соглашение между Правительством республики Башкортостан в лице Государственного комитета по транспорту и дорожному хозяйству РБ, Администрацией внутренних водных путей Камского бассейна и ООО «Речной порт Уфа»,  предусматривающее восстановление условий для судоходства на участке реки В. Белая от устья реки Уфа до 32 км.  Данное соглашение в навигацию 2017 года  начало действовать, выставлена неосвещаемая навигационная обстановка.

Перспективы развития водных путей Камского бассейна связаны как с обустройством международных транспортных коридоров, так и с восстановлением утраченных в 90-е годы габаритов судовых ходов на участках Камы и Белой, где прогнозируется увеличение объемов перевозок водным транспортом. В 2017 г. в перечень судовых ходов с установленными гарантированными габаритами судовых ходов, были внесены два участка: Боровская воложка р. Кама (2511 км.) и участок от устья р. Уфа до Нагаевского спрямления протяженностью 32 км. В результате ООО «Речной порт «Уфа» с  Киешкинского карьера  на терминалы порта увеличил отправку внутренним водным транспортом песчано-гравийных смесей.

По итогам обсуждения вопросов повестки дня принято решение продолжить практику рассмотрения вопросов на общественных советах бассейнов, связанных с изысканием грузопотоков на внутренний водный транспорт. Администрациям бассейнов ВВП поручено разработать комплекс мер по дальнейшему привлечению грузопотоков.

Планом работы Совета руководителей администраций бассейнов внутренних водных путей предусмотрено продолжить в 2017 г. рассмотрение вопросов развития перевозок грузов и пассажиров в Обском, Обь-Иртышском и Енисейском бассейнах внутренних водных путей.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ