Правовое регулирование смены статуса порта с речного на морской проработано слабо – эксперт. - Морские вести России

Правовое регулирование смены статуса порта с речного на морской проработано слабо – эксперт.

29.05.2017

Морские порты

Правовое регулирование смены статуса порта с речного на морской проработано плохо и создает серьезные сложности для инвесторов. Об этом заявил Игорь Степанов, управляющий партнер адвокатского бюро «Степанов и Аксюк», выступая на конференции «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация», организованной журналом «Морские порты» и прошедшей в Санкт-Петербурге.

«С 2008 года на юге России осуществляется реформа портов. Устьевые порты рек Дон и Волга получили новый статус, из речных портов они стали морскими, – сообщил он. – В результате и портовики, и инвесторы терминалов столкнулись с целым рядом вызовов. Например, появились новые, более жесткие требования в вопросах безопасности – как в морском транспорте».

«Правовое регулирование в вопросах изменения статуса обусловлено очень большим количеством правовых актов, от федеральных, до региональных и ведомственных. Это создает дополнительные сложности», – добавил Игорь Степанов.

Эксперт перечислил основные сложности и недостатки правового регулирования.

Недостатки регулирования:

- значительный объем актов разных уровней регулирования

- нечеткость терминологии

- спорность в определении полномочий органов государственной власти

- отсутствие ряда актов в открытом доступе

Практические сложности:

- изменения требований к технологическому проектированию портов при присвоении статуса морских портов (например, изменение ширины и глубины акватории);

- переоформление договоров аренды земельных участков при изменении статуса порта;

- выход за пределы земельного участка при строительстве причальных сооружений;

- сложности включения земельного участка с терминалом в границы морского порта;

- определение порядка осуществления строительства терминала не в границах морского порта (уполномоченный орган на выдачу разрешения на строительство, проведение государственной экспертизы проектной документации, уполномоченный орган на ввод объекта в эксплуатацию и пр.).

«Очень часто спорным является определение полномочий, – продолжил глава адвокатского бюро. – Изменение статуса речных портов на морские только усугубило проблему. Например, инвесторы получали земельный участок у местных властей, как того требует основе законодательство 2008 года (Земельный и Градостроительный кодексы). Однако, спустя два-три года некоторые госорганы стали требовать разрешения, теперь уже федеральных органов, несмотря на то, что все экспертизы пройдены, все разрешения получены, а в некоторых случаях уже 70% сооружений построены.

Инвесторы были вынуждены обратиться в суд, и суды тоже впадали в две крайности. Одни говорили: никаких поблажек, порт теперь имеет статус морского и и применяйте требования для морских портов. Другие признавали, что хотя территория попадает под действие закона о морских портах, но учитывая, что территория «морского» порта находится далеко от моря, то применять специальные требования не имеет смысла».

В качестве выхода из сложной ситуации эксперт привел пример Ростовской области, где было создано Агентство инвестиционного развития. Эта организация занимается по заказу правительства области сопровождением инвестиционных проектов. При этом с инвестора деньги не взымается, работа оплачивается из регионального бюджета. Задача таких организаций – снятие административных барьеров.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ