Концепция нового Устава службы на судах морского флота нуждается в серьезной доработке – РПСМ - Морские вести России

Концепция нового Устава службы на судах морского флота нуждается в серьезной доработке – РПСМ

28.03.2017

Транспортная политика

Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) направил в Министерство транспорта России заключение к проекту Устава службы на судах морского флота Российской Федерации. Профсоюз считает, что документ в текущей редакции содержит нормы, способные ущемить права моряков. Проект необходимо доработать в интересах моряков и безопасной эксплуатации морских судов.

Это вторая попытка Минтранса обновить Устав службы на судах Министерства морского флота СССР, принятый в 1976 году. Первая была предпринята десять лет назад, но проект так и не удалось согласовать, так как фактически текст советского Устава был переписан с несущественными изменениями. Тогда возобладало мнение, что предлагаемый вариант осложнит жизнь российских судовладельцев, так как повлечет переработку систем управления безопасностью судоходных компаний в части изменения функциональных обязанностей членов экипажей судов.

Почему же предпринята очередная попытка внедрения этого документа? Дело в том, что ссылка на устав содержится в Кодексе торгового мореплавания, как на один из документов, которыми регулируются трудовые отношения на судне. Соответственно, альтернативой разработке нового устава является внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания.

По мнению РПСМ, само название документа – «Устав службы» – входит в противоречие с современной законодательной базой. Служба сегодня является исключительно государственной, гражданской или военной и регулируется не трудовым, а специальным законодательством.

Этот род деятельности связан с рядом ограничений. Например, нельзя состоять на госслужбе при наличии гражданства другого государства; близким родственникам нельзя служить в одной организации, если их должности находятся в прямом подчинении. Госслужащие также не могут быть предпринимателями, приобретать ценные бумаги, принимать без письменного разрешения руководства награды, почётные и специальные звания иностранных государств, международных организаций и других общественных объединений. После увольнения им не разрешается распространять сведения конфиденциального характера или служебную информацию.

Наряду с этим, такие сотрудники наделены правами, не предусмотренными трудовым законодательством для других работников. Например, они имеют право на бесплатный проезд при исполнении должностных обязанностей, единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период службы, на обеспечение форменной одеждой за счёт государства и т. п.

Между тем моряки, на которых предполагается распространить действие Устава службы, являются обычными работниками. Они не имеют дополнительных прав, установленных законом, а следовательно, не должны нести несвойственные им обязанности.

Например, проект Устава вменяет морякам обязанность носить «форменную одежду» в особо торжественных, оговоренных Уставом случаях. Что это за одежда – не уточняется, но очевидно, что имеется в виду парадная форма. Моряки, как известно, при работе на судне используют рабочую одежду, предоставляемую работодателем. Необходимость иметь парадную форму сегодня никаким нормативно-правовым актом не установлена и отнесена на усмотрение судовладельца. Некоторые компании организуют предоставление морякам формы, но, как правило, моряк компенсирует её стоимость.

Помимо этого, проект Устава предписывает использовать в этих случаях квазивоенные ритуалы, свойственные для воинской службы, что, по мнению РПСМ, совершенно неуместно для обычных трудовых отношений, к которым относится труд членов экипажей морских судов.

Содержащиеся в проекте Устава требования к поведению моряков в виде отдачи чести при посещении судна разного рода начальством, выполнения команд типа «смирно», «вольно», «разойдись» и прочие являются анахронизмами, которые выглядят особенно нелепо на фоне многочисленных нарушений трудовых прав моряков. Невозможно себе представить психологическое состояние капитана судна, вытягивающегося во фрунт, например, перед замминистра транспорта, если моряк не получал зарплату два-три месяца. Проект Устава уделяет довольно много места описанию торжественных процедур подъёма и спуска государственного флага РФ, которые по задумке должны воспитывать в моряках чувство патриотизма. Но разработчики видимо не ведают о том, что на практике все эти процедуры давно обесценены недобросовестным поведением некоторых российских судовладельцев, применяющих в ущерб интересам моряков и того же государства незаконные схемы эксплуатации морских судов под российским флагом, которые позволяют им уклоняться от российской юрисдикции.

При этом проектом Устава предусмотрено, что нарушение его требований может повлечь за собой наступление ответственности моряка. Причём формулировка применена такая, что форма ответственности может фактически устанавливаться судовладельцем, что противоречит трудовому законодательству. РПСМ полагает, что в такой редакции данная норма может привести к злоупотреблениям со стороны недобросовестных судовладельцев и ущемлению прав моряков. Также РПСМ считает, что проект Устава содержит отдельные противоречия с содержанием и терминологией Кодекса торгового мореплавания, на основании которого создаётся Устав службы.

По мнению экспертов РПСМ, подобный документ, основанный на Международном кодексе управления безопасностью и устанавливающий требования к организации вахт и работ на судне, имеет право на жизнь, но он должен носить иное название и быть подготовлен исключительно в интересах безопасной эксплуатации морских судов.

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ