Возраст рыболовецких судов в Арктике приближается к 30 годам - Морские вести России

Возраст рыболовецких судов в Арктике приближается к 30 годам

22.03.2017

Российская экономика

Возраст большинства судов, на которых ловят рыбу в Арктике, исчисляется десятками лет, примеры строительства новых судов единичны — у рыболовецких компаний на это не хватает средств. Как отмечают эксперты, этот вопрос остается одним из наиболее проблемных для всех компаний, работающих в самых крупных в России Северном и Дальневосточном рыбохозяйственных бассейнах.

Рыбаки ждут принятия властями РФ решения о квотах под инвестиции, но механизм его реализации вызывает много вопросов. Обновление рыбопромыслового флота Арктики станет главной темой международной конференции, которая откроется 22 марта в Мурманске.

«Темы строительства новых судов, технического перевооружения, международной кооперации в промышленном производстве и поставке высокотехнологичной продукции вызвали повышенный интерес как со стороны отечественных верфей и производств, так и со стороны зарубежных участников», — сообщили в правительстве Мурманской области.

Северный и Дальневосточный рыбохозяйственные бассейны являются крупнейшими в стране. По данным Росрыболовства, из общего вылова на конец февраля всех российских пользователей в объеме 680 тыс. тонн на Дальневосточный бассейн приходится 512,8 тыс. тонн, на Северный — 60,4 тыс. тонн. Для сравнения: вылов в Балтийском море составил 10,9 тыс. тонн. С Арктикой сопоставим только вылов российских рыбаков в зонах иностранных государств — 53,2 тыс. тонн.

При этом серьезное старение рыбопромыслового флота отмечают во всех регионах, предприятия которых осуществляют промысел в арктических морях, касается это как океанического промысла, так и прибрежного. Так, на Сахалине работают 18 крупных добывающих судов, все они построены более 20 лет назад, сообщили ТАСС в региональном агентстве по рыболовству. «Также на добыче работают 216 средних судов, из них 16 построены 10–15 лет назад, остальные — более 20 лет», — сказал сотрудник агентства.

Еще старше суда в Архангельской и Мурманской областях. Министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Ирина Бажанова сообщила ТАСС, что в составе рыбопромыслового флота предприятий региона находятся 17 судов, средний возраст которых составляет 27 лет.

«Самыми современными можно считать суда 2002 и 2013 года постройки, самое старое судно — 1976 года. Но в целом состояние судов предприятиями поддерживается на удовлетворительном уровне», — отметила министр.

По данным мурманского замминистра сельского и рыбного хозяйства Андрея Алексеева, общий состав флота рыбаков региона насчитывает более 200 судов, их средний возраст — 28 лет.

Новых судов рыболовецкие компании почти не строят. Таких примеров на весь арктический регион — с десяток.

Как рассказали ТАСС в департаменте рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края, в вопросе строительства новых судов речь прежде всего идет о малотоннажных рыбопромысловых судах для прибрежного рыболовства с длиной корпуса судна 24–39 метров и среднетоннажных морских рыбопромысловых судах длиной 60–75 метров.

Опыт строительства подобных судов имеется на таких предприятиях, как «Дальзавод», Ливадийский ремонтно-судостроительный завод, Восточная верфь, Приморский межколхозный судоремонтный завод, Дальневосточный завод «Звезда», Находкинский судоремонтный завод и Славянский судоремонтный завод. «В строительстве же крупнотоннажных судов с длиной корпуса более 80 метров Приморье сегодня существенно уступает конкурентам из Японии, Республики Корея и Китая», — уточнили в ведомстве.

По данным председателя правления ассоциации «Союз рыболовецких колхозов и предприятий Сахалинской области» Сергея Сенько, речи об обновления флота в регионе не идет. «При сегодняшних ценах на суда какое обновление может быть? Пока программа по модернизации флота находится на согласовании в правительстве РФ, это все вопрос времени. А пока есть только вопросы: кто, где, как, сколько по времени будет строить суда», — сказал он.

В Мурманской области рыбопромысловые компании построили в 2014–2015 годах всего три судна, при этом строить их предпочитают за границей, что порождает проблему «незаходных» судов. Сейчас есть контракты на строительство пяти судов на верфях Калининграда и Ленобласти. Как компромисс рыбопромысловые компании иногда покупают неновые иностранные суда, но таких примеров тоже не так много.

Архангельская область несколько отличается в лучшую сторону тем, что в регионе в соответствии с госпрограммой был разработан современный рыбопромысловый траулер проекта 50010. По данному проекту в ЦС «Звездочка» были построены в 1999 году траулер «Ягры», в 2002 году — траулер «Архангельск», в 2014 году — траулер «Койда-2». «Еще один траулер стоит на этапе завершения строительства на «Звездочке». Все построенные суда успешно себя зарекомендовали на промысле», — сказала глава Министерства агропромышленного комплекса и торговли региона Ирина Бажанова.

Рыбаки всех регионов Арктики ждут принятия постановления о квотах на инвестиционные цели. Согласно разрабатываемому проекту документа, определенную долю квот на вылов будут получать компании, строящие новые суда на отечественных верфях. Но уже сейчас это вызывает ряд вопросов.

Как отметил ТАСС замминистра сельского и рыбного хозяйства Мурманской области Андрей Алексеев, помимо квот, необходима обоснованная ценовая политика судостроителей. «Строительство судов должно быть эффективным для рыбаков, новые траулеры не должны стать «золотыми», чтобы конечная продукция была конкурентоспособна на отечественном и зарубежном рынках», — сказал он, добавив, что проблемой является вопрос технического оснащения судов, которое не должно уступать зарубежным образцам.

Архангельская область настаивает на том, чтобы инвестиционными льготами в виде квот могли воспользоваться и рыболовецкие колхозы со своими малыми и средними судами. «Рыболовецкие колхозы Архангельской области, являющиеся градо- и поселкообразующими на протяжении нескольких десятилетий, исторически интегрированы в систему жизнеобеспечения удаленных прибрежных сельских населенных пунктов, расположенных на побережье Белого моря», — пояснила Бажанова.

Пока федеральные власти разрабатывают проект поддержки отрасли в масштабах страны, регионы пытаются помочь рыбакам на местах. В департаменте рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края сообщили ТАСС, что в качестве поддержки в регионе разработан проект закона о мерах, стимулирующих рыбопромысловые компании края к размещению заказов на строительство флота на территории края. Он предусматривает льготы по налогу на имущество, в том числе для новых судов, построенных на территории Приморского края: 0% на первые пять налоговых периодов и 0,5% на пять последующих налоговых периодов. «В этом году проект будет рассмотрен региональным парламентом», — сообщили в ведомстве.

В Министерстве сельского и рыбного хозяйства Мурманской области отметили, что на компании рыбной отрасли распространяются общие правила получения инвестиционных льгот, утвержденных в регионе.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ