Россия нуждается в срочном обновлении ледокольного флота для развития Арктики – эксперты

15.03.2017   Российская экономика
Россия нуждается в срочном обновлении ледокольного флота для развития Арктики – эксперты

Устойчивое развитие Арктической зоны РФ невозможно без срочного обновления как атомного, так и дизельного ледокольного флота, считают эксперты. В настоящее время для бесперебойной работы Северного морского пути Россия использует более 30 дизель-электрических и 4 атомных ледокола, но флот стремительно стареет, рассказал ТАСС председатель совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслав Штыров.

«Три из четырех действующих атомохода потребуют вывода из эксплуатации в период с 2020 по 2022 годы. Большая часть дизель-электрических ледоколов «Росморпорта» подлежит списанию к 2017-2019 годах», - отмечает сенатор.

Штыров добавил, что для отстаивания национальных интересов России необходимо срочно обновить свой атомный ледокольный флот на новой технологической основе.

На проблему развития и обновления флота указывают многие эксперты. Так, член Научного совета РАН Михаил Григорьев сообщил ТАСС о старении флота и нехватке ледоколов. «У нас есть три пароходства - Мурманское, Северное и Ленское объединенное речное, давно работающие на Северном морском пути. Оборотных средств на строительство нового флота у них не хватает, так как в стране пока нет «длинных» и «дешевых» денег, а за рубежом их не получить. Так что идет объективное старение парка судов», - пояснил он. Ситуация с ледоколами, по словам эксперта, также «остается настораживающей».

Однако, по словам некоторых экспертов, ледокольный флот России в последнее время получил существенное развитие. «Лет 8-10 назад мы говорили, что у нас весь ледокольный флот - и атомный и дизельный - устаревает и подлежит списанию. Сейчас строится новое поколение дизельных и атомных ледоколов: серия двухосадочных атомных ледоколов 22220 «Арктика», «Сибирь» и «Урал», которые заменят старые ледоколы типа «Арктика», и дизель-электрические ледоколы различного назначения», - отмечает главный конструктор Крыловского центра по судам ледового класса Валерий Беляшов.

Генеральный директор «Росморпорта» Андрей Тарасенко в ответе на запрос ТАСС сообщил, что на сегодняшний день в ведении компании находится 36 дизельных ледоколов. Основной задачей флота предприятия, по его словам, является обеспечение ледокольных проводок судов в 15 замерзающих морских портах РФ и на подходах к ним. «В 2018 году планируется ввод в эксплуатацию дизель-электрического ледокола проекта 22600М «Виктор Черномырдин» с мощностью судовой энергетической установки 25 МВт, способного круглогодично осуществлять проводки судов в прибрежной части трассы Севморпути», - рассказал директор.

Беляшов отмечает, что обновление дизельного флота происходит, в том числе, за счет компаний, работающих в Арктической зоне РФ. Так компания «Норильский никель» владеет собственным транспортным флотом ледового класса. «Это позволяет обеспечить круглогодичные поставки продукции в Европу своими силами, сегодня флот «Норникеля» состоит из шести судов усиленного ледового класса ARC7 - пять контейнеровозов типа «Норильский никель» и один танкер «Енисей», - рассказал корреспонденту ТАСС представитель компании.

Говоря о потребности в ледокольном флоте, эксперты сходятся во мнении - с увеличением грузопотока по Северному морскому пути и развитием крупных экономических проектов в Арктической зоне потребность в ледоколах будет только расти.

Некоторые специалисты считают, что потребности России только для обслуживания грузопотоков в Арктике составляют 14 ледоколов, включающих 6 атомных, 4 дизельных линейных и 4 ледокола-снабженца для обслуживания буровых платформ. Однако, как считает сенатор Штыров, на самом деле ледокольный флот должен быть значительно больше.

«По плану к 2030 году грузопоток по Северному морскому пути должен увеличиться до 80 млн тонн. Значит, нам необходимо обеспечить постоянно действующую морскую трассу, которая может эксплуатироваться круглогодично, непрерывно. Это грандиозная задача, для решения которой в первую очередь потребуется значительное количество ледоколов, построенных по новым технологиям», - поясняет собеседник агентства.

По мнению конструктора Беляшова, судостроительные верфи смогут удовлетворить потребности России по увеличению количества необходимых стране ледоколов. «С учетом планов развития транспортной системы - вывоза с «Ямала СПГ» 15 млн тонн, а также через строящийся терминал «Арктик СПГ-2» еще 15-17 млн тонн сжиженного газа - потребности в ледоколах вырастут. В районе порта Дудинка в перспективе также будет вывозиться уголь с Таймырского полуострова, и нефть с месторождения Таналан. Нефте- и рудодобывающие компании не смогут реализовывать свои планы без наличия надежной транспортной системы, поэтому новое поколение ледоколов строится как раз вовремя. С учетом всех этих планов надо будет строить еще два универсальных ледокола проекта - 22220», - добавил он.

Что касается строительства атомных ледоколов, то, как рассказал ТАСС гендиректор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша, в Санкт-Петербурге идет строительство серии из трех универсальных атомных ледоколов ЛК60 («Арктика», «Урал» и «Сибирь»). «ЛК60 будут постепенно заменять действующие атомоходы», - сказал Рукша.

Кроме того, при поддержке Минпромторга России начинается разработка технического проекта ледокола будущего - «Лидер». Данный ледокол обеспечит круглогодичное плавание по трассам Северного морского пути. «Это позволит России конкурировать с традиционными трассами перевозки грузов с Запада на Восток», - добавляет Беляшов.

Финансирование, которое потребуется для строительства новых ледоколов, оценивается в 333,4 млрд рублей, считает сенатор Штыров. «В частности, 169 млрд. рублей на строительство еще трех ледоколов, включая ледокол «Лидер», 14 млрд рублей на строительство инфраструктуры для эксплуатации новых ледоколов. Расходы на поддержание сети метеостанций вдоль Северного морского пути - 1,3 млрд рублей ежегодно, расходы на развитие сети метеостанций - 2,5 млрд рублей. Расходы на реконструкцию портов оценивается в 146 млрд рублей», - рассказал он.

Председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики, заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин ранее сообщил в интервью «Российской газете», что обеспечить круглогодичный проход судов по Северному ледовитому океану, а также обслуживание портов смогут 5-6 атомных ледоколов мощностью 60-110 МВт, 6-8 неатомных ледоколов мощностью 25-30 МВт и 8-10 неатомных ледоколов мощностью 16-18 МВт.

«А вот чего у России реально не хватает, так это серьезных судов технического назначения. Например, нет мощных кранов, буровых судов ледового плавания. <…> Мало кто может строить такие суда, которые способны работать в тяжелых арктических условиях. Это перспективное направление для российской промышленности - такое судно можно использовать в любой акватории мира, но надежность его будет высочайшей», - считает Рогозин.

Тема развития транспорта в Арктике станет одной из основных на международном форуме «Арктика - территория диалога», который пройдет 29-30 марта в Архангельске. Форум призван объединить международные организации, органы государственной власти, научные и бизнес-сообщества из России и других стран для координации подходов в развитии международного сотрудничества, консолидации усилий по обеспечению стабильного развития Арктики и повышения уровня жизни населения на арктических территориях.


Вернуться к разделу Российская экономика

Инфопартнеры

Loading...

Новости

Лента новостей

Минобороны РФ провело успешное испытание «Булавы»

Минобороны РФ провело успешное испытание «Булавы» Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий» произвел успешный пуск межко...

Разлив нефтепродуктов ликвидирован в порту Санкт-Петербург

Разлив нефтепродуктов ликвидирован в порту Санкт-Петербург От причала 4 Кировского завода и вдоль Кривой дамбы порта Большого порта Санкт-Петербург наблюдалась...

Российская экономика

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год Первая очередь комплекса, которую планируется сдать в 2017 году, включает реконструкцию действующего...

Более 1,28 млн тонн могут выловить рыбаки на Дальнем Востоке в III квартале 2017 года

Более 1,28 млн тонн могут выловить рыбаки на Дальнем Востоке в III квартале 2017 года По прогнозам специалистов «ТИНРО-Центр» в третьем квартале 2017 года в Дальневосточном рыбохозяйстве...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

Рюдигер Грубе возглавит наблюдательный совет HHLA

Рюдигер Грубе возглавит наблюдательный совет HHLA Наблюдательный совет портовой и транспортно-логистической компании Hamburger Hafen und Logistik AG н...

Росморпорт начал прием заявок на приобретение донного грунта, извлекаемого при строительстве терминала в порту Зарубино

Росморпорт начал прием заявок на приобретение донного грунта, извлекаемого при строительстве терминала в порту Зарубино ФГУП «Росморпорт» информирует о разработке в 2017 году проектной документации по объекту «Специализи...




Морской транспорт

Завершена глубокая модернизация тренажерной базы Архангельского филиала «Макаровки»

Завершена глубокая модернизация тренажерной базы Архангельского филиала «Макаровки» Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова завершил глубокую м...

Фрахтовые ставки из Азии в Южную Америку достигли $3,6 тыс. за TEU

Фрахтовые ставки из Азии в Южную Америку достигли $3,6 тыс. за TEU Спотовые ставки на контейнерные перевозки из Азии в Южную Америку по итогам прошлой недели увеличили...

Речной транспорт

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен»

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен» 8 июня 2017 года Невский Судостроительно-Судоремонтный завод сдал казахстанскому заказчику девятое м...

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Ж/Д транспорт

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть железных дорог, ссылаясь на...

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы ОАО «Российские ж...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...