Россия нуждается в срочном обновлении ледокольного флота для развития Арктики – эксперты

15.03.2017   Российская экономика
Россия нуждается в срочном обновлении ледокольного флота для развития Арктики – эксперты

Устойчивое развитие Арктической зоны РФ невозможно без срочного обновления как атомного, так и дизельного ледокольного флота, считают эксперты. В настоящее время для бесперебойной работы Северного морского пути Россия использует более 30 дизель-электрических и 4 атомных ледокола, но флот стремительно стареет, рассказал ТАСС председатель совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслав Штыров.

«Три из четырех действующих атомохода потребуют вывода из эксплуатации в период с 2020 по 2022 годы. Большая часть дизель-электрических ледоколов «Росморпорта» подлежит списанию к 2017-2019 годах», - отмечает сенатор.

Штыров добавил, что для отстаивания национальных интересов России необходимо срочно обновить свой атомный ледокольный флот на новой технологической основе.

На проблему развития и обновления флота указывают многие эксперты. Так, член Научного совета РАН Михаил Григорьев сообщил ТАСС о старении флота и нехватке ледоколов. «У нас есть три пароходства - Мурманское, Северное и Ленское объединенное речное, давно работающие на Северном морском пути. Оборотных средств на строительство нового флота у них не хватает, так как в стране пока нет «длинных» и «дешевых» денег, а за рубежом их не получить. Так что идет объективное старение парка судов», - пояснил он. Ситуация с ледоколами, по словам эксперта, также «остается настораживающей».

Однако, по словам некоторых экспертов, ледокольный флот России в последнее время получил существенное развитие. «Лет 8-10 назад мы говорили, что у нас весь ледокольный флот - и атомный и дизельный - устаревает и подлежит списанию. Сейчас строится новое поколение дизельных и атомных ледоколов: серия двухосадочных атомных ледоколов 22220 «Арктика», «Сибирь» и «Урал», которые заменят старые ледоколы типа «Арктика», и дизель-электрические ледоколы различного назначения», - отмечает главный конструктор Крыловского центра по судам ледового класса Валерий Беляшов.

Генеральный директор «Росморпорта» Андрей Тарасенко в ответе на запрос ТАСС сообщил, что на сегодняшний день в ведении компании находится 36 дизельных ледоколов. Основной задачей флота предприятия, по его словам, является обеспечение ледокольных проводок судов в 15 замерзающих морских портах РФ и на подходах к ним. «В 2018 году планируется ввод в эксплуатацию дизель-электрического ледокола проекта 22600М «Виктор Черномырдин» с мощностью судовой энергетической установки 25 МВт, способного круглогодично осуществлять проводки судов в прибрежной части трассы Севморпути», - рассказал директор.

Беляшов отмечает, что обновление дизельного флота происходит, в том числе, за счет компаний, работающих в Арктической зоне РФ. Так компания «Норильский никель» владеет собственным транспортным флотом ледового класса. «Это позволяет обеспечить круглогодичные поставки продукции в Европу своими силами, сегодня флот «Норникеля» состоит из шести судов усиленного ледового класса ARC7 - пять контейнеровозов типа «Норильский никель» и один танкер «Енисей», - рассказал корреспонденту ТАСС представитель компании.

Говоря о потребности в ледокольном флоте, эксперты сходятся во мнении - с увеличением грузопотока по Северному морскому пути и развитием крупных экономических проектов в Арктической зоне потребность в ледоколах будет только расти.

Некоторые специалисты считают, что потребности России только для обслуживания грузопотоков в Арктике составляют 14 ледоколов, включающих 6 атомных, 4 дизельных линейных и 4 ледокола-снабженца для обслуживания буровых платформ. Однако, как считает сенатор Штыров, на самом деле ледокольный флот должен быть значительно больше.

«По плану к 2030 году грузопоток по Северному морскому пути должен увеличиться до 80 млн тонн. Значит, нам необходимо обеспечить постоянно действующую морскую трассу, которая может эксплуатироваться круглогодично, непрерывно. Это грандиозная задача, для решения которой в первую очередь потребуется значительное количество ледоколов, построенных по новым технологиям», - поясняет собеседник агентства.

По мнению конструктора Беляшова, судостроительные верфи смогут удовлетворить потребности России по увеличению количества необходимых стране ледоколов. «С учетом планов развития транспортной системы - вывоза с «Ямала СПГ» 15 млн тонн, а также через строящийся терминал «Арктик СПГ-2» еще 15-17 млн тонн сжиженного газа - потребности в ледоколах вырастут. В районе порта Дудинка в перспективе также будет вывозиться уголь с Таймырского полуострова, и нефть с месторождения Таналан. Нефте- и рудодобывающие компании не смогут реализовывать свои планы без наличия надежной транспортной системы, поэтому новое поколение ледоколов строится как раз вовремя. С учетом всех этих планов надо будет строить еще два универсальных ледокола проекта - 22220», - добавил он.

Что касается строительства атомных ледоколов, то, как рассказал ТАСС гендиректор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша, в Санкт-Петербурге идет строительство серии из трех универсальных атомных ледоколов ЛК60 («Арктика», «Урал» и «Сибирь»). «ЛК60 будут постепенно заменять действующие атомоходы», - сказал Рукша.

Кроме того, при поддержке Минпромторга России начинается разработка технического проекта ледокола будущего - «Лидер». Данный ледокол обеспечит круглогодичное плавание по трассам Северного морского пути. «Это позволит России конкурировать с традиционными трассами перевозки грузов с Запада на Восток», - добавляет Беляшов.

Финансирование, которое потребуется для строительства новых ледоколов, оценивается в 333,4 млрд рублей, считает сенатор Штыров. «В частности, 169 млрд. рублей на строительство еще трех ледоколов, включая ледокол «Лидер», 14 млрд рублей на строительство инфраструктуры для эксплуатации новых ледоколов. Расходы на поддержание сети метеостанций вдоль Северного морского пути - 1,3 млрд рублей ежегодно, расходы на развитие сети метеостанций - 2,5 млрд рублей. Расходы на реконструкцию портов оценивается в 146 млрд рублей», - рассказал он.

Председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики, заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин ранее сообщил в интервью «Российской газете», что обеспечить круглогодичный проход судов по Северному ледовитому океану, а также обслуживание портов смогут 5-6 атомных ледоколов мощностью 60-110 МВт, 6-8 неатомных ледоколов мощностью 25-30 МВт и 8-10 неатомных ледоколов мощностью 16-18 МВт.

«А вот чего у России реально не хватает, так это серьезных судов технического назначения. Например, нет мощных кранов, буровых судов ледового плавания. <…> Мало кто может строить такие суда, которые способны работать в тяжелых арктических условиях. Это перспективное направление для российской промышленности - такое судно можно использовать в любой акватории мира, но надежность его будет высочайшей», - считает Рогозин.

Тема развития транспорта в Арктике станет одной из основных на международном форуме «Арктика - территория диалога», который пройдет 29-30 марта в Архангельске. Форум призван объединить международные организации, органы государственной власти, научные и бизнес-сообщества из России и других стран для координации подходов в развитии международного сотрудничества, консолидации усилий по обеспечению стабильного развития Арктики и повышения уровня жизни населения на арктических территориях.


Вернуться к разделу Российская экономика

Инфопартнеры

Loading...

Новости

Лента новостей

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины Сотрудники МЧС по Татарстану спасли рыбаков, которых унесло на льдине на фарватер Камы. К терпящим б...

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) «Вепрь» проекта 971 после ремонта и модернизации ...

Российская экономика

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами Выборгский судостроительный завод, входящий в состав ОСК, подписал меморандум о сотрудничестве с ита...

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3%

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3% ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) в первом квартале 2017 года направило на ...

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8%

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8% В I квартале 2017 года контейнерооборот ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) с...




Морской транспорт

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения Президент ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор Агентства по технологическому развитию Максим ...

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море 28 апреля 2017 года новый дизель-электрический ледокол «Новороссийск» приступил к ледовым испытаниям...

Речной транспорт

В центре Москвы теплоход сел на мель

В центре Москвы теплоход сел на мель Теплоход сел на мель под Новоспасским мостом в Москве, пострадавших нет, сообщили «Интерфаксу» в пре...

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Ж/Д транспорт

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб.

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб. Чистая прибыль ОАО РЖД по российским стандартам бухгалтерского учета в первом квартале 2017 г. снизи...

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов ООО «РЖД Интернешнл» (входит в холдинг РЖД) создает дочернюю компанию в Греции для реализаци...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...