Позиция ФАС по концессиям препятствует запуску новых инвестпроектов - Росавтодор - Морские вести России

Позиция ФАС по концессиям препятствует запуску новых инвестпроектов - Росавтодор

03.03.2017

Транспортная политика

Позиция Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ относительно концессий с использованием платы концедента препятствует запуску новых инвестиционных проектов в транспортной сфере, считают в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор).

«Такой подход блокирует запуск новых проектов в транспортной сфере, предполагающих возмещение инвестиций за счет платы концедента», - сообщил ТАСС представитель ведомства.

В январе этого года ФАС аннулировала результаты итогов открытого конкурса Госкомитета Башкирии по транспорту и дорожному хозяйству на заключение концессионного соглашения о финансировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации автомобильной дороги Стерлитамак - Магнитогорск, которая является одним из участков транспортного коридора Европа - Западный Китай.

Ранее на этой неделе глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что концессии, в которых концессионер не несет инвестиционной нагрузки, но при этом получает компенсации из бюджета в виде так называемой платы концедента, являются незаконными, а также пообещал, что регулятор будет преследовать и разрушать такие «формы мошенничества», назвав их «имитацией концессий» и пригрозив уголовной ответственностью концессионерам и организаторам конкурсов.

По мнению ФАС, тендер на строительство дороги Стерлитамак - Магнитогорск в Башкирии фактически представлял собой закупку государством работ по строительству в обход%едуры государственного заказа.

«Данный вывод фактически означает, что плата концедента, изначально рассматривавшаяся как альтернатива принятию концедентом на себя части расходов на создание (реконструкцию) и использование (эксплуатацию) объекта соглашения, не может обеспечивать (самостоятельно или в совокупности с иными финансовыми обязательствами концедента) полное возмещение затрат концессионера», - говорится в комментарии Росавтодора, имеющимся в распоряжении ТАСС.

Всего в законодательстве предусмотрены две возможные формы финансирования концессионых проектов. Одна из них - плата концедента, или компенсация инвестиционных и эксплуатационных затрат концессионера (точного определения этого термина в законодательстве нет). Вторая - капитальный грант, или софинансирование части расходов на объект за счет бюджетных инвестиций.

C учетом мировой практики, концессионные проекты с платой концедента являются одним из видов инвестиционных проектов государственно-частного партнерства, в которых частная сторона, не принимая на себя рисков спроса, принимает на себя иные (строительные, эксплутационные и т.д.) риски проекта. Инвестиционный характер проекта предполагает, что частный инвестор, осуществляя вложение инвестиций (софинансируя создание и(или эксплуатацию объекта) рассчитывает за счет платежей государственного партнера (платы концедента) обеспечить возврат осуществленных инвестиций с определенной в проекте и ожидаемой им доходностью. Возвратность таких инвестиций и получение доходности ставится под условие достижения объектом и соблюдения частным партнером установленных в соглашении технико-эксплуатационных параметров и требований.

Таким образом, концессионер несет риск невозврата осуществленных инвестиций в случае недостаточной эффективности его деятельности. Концедент несет часть расходов на создание, эксплуатацию объекта соглашения осуществляется в том случае, когда анализ совокупных расходов и доходов по проекту либо его специфика (например, в отношении ряда объектов образования, культуры, систем фото- и видеофиксации, зданий, строений и сооружений, предназначенных для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ) планово не позволяет обеспечить инвестиционную привлекательность проекта.

Росавтодор отмечает, что по целому ряду ключевых инфраструктурных проектов РФ на уровне правительства были приняты решения о заключении концессионных соглашений с платой концедента. В частности, речь идет об объектах системы «Платон», скоростной автомобильной дороге Москва - Санкт-Петербург на участках 543-646 км и 646-684 км, третьем и четвертом участках ЦКАД.

Концессионное соглашение с платой концедента может (при соблюдении прочих требований закона) содержать условие о несении концедентом части расходов на создание, реконструкцию объекта соглашения (условие о выплате капитального гранта), а также о выплате платы концедента, средства которой идут на покрытие операционных затрат проекта и возврат инвестиций концессионера (с учетом доходности) при принят.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ