Рост погрузки на сети РЖД в 2016 году можно считать признаком оживления экономики - эксперты - Морские вести России

Рост погрузки на сети РЖД в 2016 году можно считать признаком оживления экономики - эксперты

09.01.2017

Российская экономика

Рост погрузки на сети ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в 2016 году свидетельствует о росте экономической активности, но пока не является основанием для более оптимистичных ожиданий по динамике экономического роста, заявили опрошенные ТАСС эксперты.

Ранее сегодня РЖД сообщили, что погрузка по итогам 2016 года выросла на 0,6% - до 1 млрд 222,3 млн тонн. Рост годового объема погрузки зафиксирован впервые с 2012 года - в 2013-2015 гг. отмечался ежегодный спад погрузки. Кроме того, компания отмечает рост погрузки с начала 2017 года: за 8 дней января погрузка выросла на 10,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

«Рост погрузки свидетельствует как о росте предпринимательской активности, так и о привлекательности новых услуг и продуктов РЖД, предложенных клиентам», - отметили в компании.

По мнению генерального директора Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, итоги работы железных дорог в 2016 году можно назвать удовлетворительными. «Рост погрузки на 0,6% по отношению к 2015 году не является критерием роста экономики или активной работы РЖД по привлечению клиентов на железную дорогу», - считает Иванкин.

«Важным показателем, скорее, является то, что не снизился объем перевозок. Это свидетельствует о том, что, вероятнее всего, ухудшения состояния экономики ожидать не приходится. Говорить же о начале экономического роста по текущим показателям операционной деятельности РЖД пока сложно. Важно, чтобы монополия смогла освоить растущие грузопотоки при текущих инфраструктурных ограничениях», - отметил он. При этом эксперт напомнил, что в 2017 году РЖД не планирует прирост объемов погрузки, при том, что прогноз социально-экономического развития страны закладывает рост ВВП.

Несмотря на то, что погрузка является опережающим индикатором динамики экономической активности в стране, не стоит ориентироваться только на этот показатель при оценке потенциального возобновления экономического роста, отмечают эксперты.

Уже во II полугодии 2016 года статистика свидетельствовала о росте погрузки, и, как следствие, указывала на вероятный подъем экономической активности, добавляет главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. «Данные по грузообороту вообще со второй половины прошлого года показывали небольшой, но рост. И это, в принципе, показатель того, что экономическая активность растет постепенно в экономике. На этот опережающий индикатор можно ориентироваться», - говорит эксперт.

Экономическая активность в России начала ощутимый подъем во II полугодии 2016 года, а в декабре этот показатель достиг максимума с марта 2011 года. Так, совокупный индекс деловой активности (PMI) в российской экономике, разработанный агентством HIS Markit, в декабре вырос до 56,6 пункта (максимума с 2011 года) с 55,8 пункта в ноябре. Официальная статистика также весь год свидетельствовала о замедлении спада. Так, падение ВВП в годовом выражении замедлилось до 0,4% в III квартале 2016 года с 1,2% в I квартале. В IV квартале 2016 года эксперты прогнозируют рост российского ВВП от 0 до 0,1%.

Тем не менее, делать выводы о ближайших перспективах экономического роста в России, основываясь на одной лишь погрузке железнодорожного транспорта, неразумно, считает главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. «Я бы не стал делать выводы, исходя из только одного индикатора, потому что помимо этого нужно смотреть и динамику остальных компонент грузооборота транспорта, и динамику ряда других показателей: строительства и инвестиций. Если посмотреть на эти показатели, можно видеть определенную положительную динамику и на основании этого надеяться на то, что это означает начало определенного экономического оживления», - отметил экономист.

По итогам 2016 года Минэкономразвития прогнозирует снижение ВВП на 0,5%, ЦБ РФ ожидает инфляцию на уровне 5,4-5,8%, а Минфин ждет дефицита бюджета на уровне 3,7% ВВП. Несмотря на непростую ситуацию в экономике в начале года, политики и чиновники высокого уровня неоднократно указывали на готовность российской экономики к изменению внешних условий.

Президент РФ Владимир Путин в ходе ежегодной пресс- конференции в декабре 2016 года отметил, что рост погрузки на транспорте свидетельствует об оживлении промышленности.

В конце 2016 года стало ясно, что ожидания руководства страны по выходу экономики на траекторию восстановления оправдались. Теперь, по официальным прогнозам Минфина и ЦБ на 2017 год, ситуация выглядит значительно позитивнее, чем в начале прошлого года: рост ВВП ожидается на уровне 1-1,5%, инфляция на конец следующего года замедлится до 4%, а дефицит бюджета составит 3,2% ВВП при среднегодовой цене нефти Urals на уровне $40 за баррель.

При этом аналитики также стали более позитивно смотреть на российскую экономику. В среднем, по оценкам 47 экономистов, опрошенных Bloomberg, рост ВВП России в 2017 году может составить 1,1%, инфляция замедлится до 5,1%, а дефицит бюджета составит 3% ВВП.

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ