Таможня: итоги 2016 года

22.12.2016   Российская экономика
Таможня: итоги 2016 года

Нынешний год ознаменовался самыми масштабными реформами российских таможенных органов за более чем десятилетие. Причем все это происходило на фоне продолжающегося снижения доходов бюджета, администрируемых таможенными органами.

Еще в начале года Федеральная таможенная служба ушла «под крыло» Минфина и начала интегрироваться с налоговой. Потом последовала громкая отставка казавшегося непотопляемым Андрея Бельянинова, в биографии которого была не только детская роль в популярном кинофильме, но и более весомые строчки - служба в ГДР в 1980-х годах, а затем совместная работа с Сергеем Чемезовым в «Рособоронэкспорте».

Вместе с «революционными» шагами предпринимался и ряд системных, а также точечных мер - как в первом полугодии, при Бельянинове, так и после, когда руководить таможней начал его преемник Владимир Булавин, в прошлом также чекист. Главный вопрос: удастся ли восстановить перечисления в казну таможенных пошлин, которые традиционно составляли порядка половины доходов бюджета? С величины в более чем 7 трлн руб. по итогам 2014 г. в текущем году они, скорее всего, снизятся до гораздо более скромных 4,4 трлн руб.

Интеграция ФНС и ФТС

Интеграция ФТС и Федеральной налоговой службы под началом Минфина позволит снизить число экономических нарушений, говорил Бельянинов в конце января. «Мне представляется, что интеграция наших информационных систем, прежде всего, позволит делать сквозной анализ, сквозную проверку от момента, допустим, прихода импортных товаров в Россию до продажи всего этого уже в розницу», - заявил он.

Чиновник отмечал, что существует разрыв между моментами, когда товар получил таможенную очистку и когда он попал в оптовые и розничные сети. В результате, по словам Бельянинова, «ломаются инвойсы через фирмы-однодневки, идет изменение стоимости, идет изменение страны происхождения». Сквозной контроль, по его мнению, мог бы позволить избежать многочисленных нарушений.

За несколько дней до этого сайт Кремля сообщил, что ФТС и Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка переданы в ведение Минфина. До сих пор оба ведомства подчинялись правительству напрямую. Помимо двух новых подотчетных органов власти, в ведении Минфина уже были ФНС и Федеральное казначейство.

Бизнес во гневе

Ближе к весне пошли и конкретные действия, которые не могли не обеспокоить бизнес. ФТС, которая всегда жаловалась на трудности, но никогда не разочаровывала власти в выполнении задачи по ежегодным поступлениям средств в бюджет, зачастую просто «закручивая гайки», взялась за решение задачи новыми методами.

В середине февраля ведомство разослало телетайпограмму начальникам таможен, а схожий с ней по содержанию приказ 16 февраля подписал Бельянинов. Формально эти документы не вносили никаких изменений в регулирование, но при этом существенно меняли фактическую ситуацию на таможне. В приказе давался ряд поручений, направленных на повышение эффективности таможенного контроля, недопущение нарушений установленного порядка при принятии решений о таможенной стоимости ввозимых товаров, обеспечение единообразного подхода при осуществлении таможенного контроля, а также усиление персональной ответственности.

«Трудно представить, как таможенные органы после недавних кадровых сокращений смогут анализировать каждую таможенную декларацию с ценой ниже установленной для ввоза в РФ, ведь таких деклараций - огромное количество. Это явно приведет к огромной череде направлений в функциональные отделы таможен, в которых и так на сегодняшний день решения принимаются долго», - говорил тогда «Интерфаксу» сотрудник компании - федерального таможенного представителя.

«Из опыта можно спрогнозировать, что без внесения на расчетные счета таможен обеспечения, покрывающего разницу в платежах, выпуск товаров в свободное обращение производиться не будет. Далеко не все импортеры смогут себе позволить замораживать огромные суммы на счетах таможен на длительные сроки», - говорил собеседник агентства. Недовольство тех, кто зарабатывает на таможенных операциях, можно объяснить прямым личным интересом, но вскоре проблема была поставлена уже на самом высоком уровне.

«Сейчас сказывается очень интересная ситуация, по которой мы - четыре союза (РСПП, ТПП, «Опора» и «Деловая Россия» - ИФ) - собираемся писать письмо президенту», - заявил владелец «Северстали» Алексей Мордашов, выступая в апреле на общественном совете Федеральной таможенной службы.

«Ситуация, которая связана с массовыми жалобами участников ВЭД на резкое обострение ситуации, связанное с тем, что таможня стала подвергать сомнению таможенную стоимость всех товаров, которые пресекают границу», - сказал бизнесмен.

Однако глава ФТС рапортовал, что эффект от мер по усилению контроля за таможенной стоимостью ввозимых товаров к маю уже превысил 30 млрд руб. «Сейчас говорят, что мы своим единым подходом по всей стране нанесли ущерб какому-то сегменту бизнеса. Давайте посмотрим, кто больше всех жаловался. Жалуются, как правило, больше всех те, к кому больше всех вопросов в этой части», - говорил Бельянинов в интервью «Интерфаксу» и «Коммерсанту». Ввозимые такими участниками ВЭД товары, по мнению прежнего руководителя ФТС, хотя и трудно назвать контрабандой в чистом виде, но речь идет о «пограничной ситуации».

В июне в ведомстве и вовсе заявили, что напряженность по поводу ужесточения контроля за таможенной стоимостью спала. «Мы встречаемся (с бизнесом - ИФ) постоянно по этому поводу, напряженность упала. Наши коллеги по внешнеэкономической деятельности увидели, что ничего такого сверх правового поля мы не требуем. Понимают, что нужно заботиться о наполнении бюджета, что было продиктовано нашим приказом», - сказал Бельянинов в кулуарах Петербургского международного экономического форума.

Два представления

Глава ФТС, применяя «карательные» меры на таможне, мог не слишком опасаться нервной реакции крупного бизнеса и его жалоб президенту: Бельянинов сам довольно давно хотел уйти из ФТС и заняться среднеазиатской проблематикой (например, на посту главы ЕАБР). Однако кадровые решения такого уровня - всегда целая цепочка перестановок, замыкать которую можно долго. Но вопрос решился внезапно и быстро.

В конце июля стало известно о том, что сотрудники Следственного комитета провели обыски у главы ФТС и двух его заместителей. Обыски проходили в рамках расследования дела о контрабанде алкоголя, возбужденного против гендиректора холдинга «Форум» Дмитрия Михальченко, сообщал тогда официальный представитель СКР.

«В ходе проведенных обысков у Бельянинова изъято 9,5 млн рублей, $390 тыс. и 350 тыс. евро. Кроме этого, изъяты ювелирные изделия», - сообщил позже источник агентства в правоохранительных органах. Он отметил, что в ходе расследования будут проверяться источники получения этих средств. Глава ФТС, по словам собеседника «Интерфакса», объяснил наличие крупных сумм личными накоплениями. Следственные действия сопровождались демонстрацией фото с места событий, что было сразу воспринято как «черная метка» - раз уж такое показали публике, значит, фигуранта ничего хорошего не ждет.

Однако Кремль на следующий день сообщил, что глава ФТС ни в чем не обвиняется и находится в статусе свидетеля по делу о контрабанде элитного алкоголя. Еще сутки спустя премьер-министр Дмитрий Медведев освободил Бельянинова от должности с нейтральной формулировкой «по его просьбе». Впоследствии высокопоставленные чиновники говорили, что «шоу» вокруг обысков у Бельянинова состоялось без необходимых в подобных случаях благословлений, и что эта ситуация стала предметом «серьезного разговора».

Одновременно премьер назначил на должность главы ФТС Владимира Булавина, который перед этим указом президента Владимира Путина был освобожден от должности полномочного представителя главы государства в Северо-Западном федеральном округе. И отставка, и назначение прошли в торжественной обстановке: изгоем Андрей Бельянинов себя явно не чувствовал. Вице-премьер Аркадий Дворкович выразил ему благодарность от лица президента и правительства «за сложную работу во главе ФТС». Оба они приняли участие в представлении коллективу ФТС нового руководителя.

Продолжение укрепления вертикали Минфина

Для непосвященных поначалу особых изменений в работе таможни после смены руководства не проявлялось - разве что спустя два месяца после назначения Булавина распоряжением правительства был отправлен в отставку первый замглавы ФТС Владимир Малинин. При этом заместители руководителя таможенного ведомства Руслан Давыдов и Андрей Струков, у которых наряду с Бельяниновым проходили обыски в июле, свои должности сохранили. Кроме того, осталась на посту и замглавы службы Татьяна Голендеева.

Раз в квартал журналистов начали приглашать на открытые коллегии ФТС. На одной из них - в октябре - Владимир Булавин заявил, что видит резервы по сбору таможенных платежей в бюджет в совершенствовании ведомственной системы управления рисками (СУР).

Применение новых таможенных технологий подразумевает существенную модернизацию СУР, констатировал глава российской таможни. «Одно из центральных мест в выборе объектов контроля в соответствии с реализованными ФТС алгоритмами занимает категорирование. Субъектно ориентированный подход позволяет дифференцированно применять меры по минимизации рисков участников ВЭД», - подчеркнул Булавин.

В ближайшее время таможня планирует перейти на трехуровневую модель категорирования, подразумевающую высокий, средний и низкий уровни риска. Это, по мнению Булавина, позволит точнее выбирать объекты контроля и повысить его результативность.

«В ФТС уже сегодня есть понимание приоритетных направлений развития службы в тесном взаимодействии с другими подведомственными министерству финансов органами исполнительной власти. В течение ближайших месяцев, как уже докладывалось на совещании у министра финансов, мы планируем с министерством финансов, коллегами, бизнесом, общественными организациями конкретизировать это понимание в едином документе - комплексной программе развития таможенной службы РФ», - заключил глава таможенного ведомства.

«Нам нужно делать единую систему управления рисками. Собственно, это тоже не новая тема, и в целом ряде стран существуют единые подходы, единая система управления рисками для таможенной и для налоговой службы», - отметил, в свою очередь, министр финансов Антон Силуанов, также присутствовавший на коллегии. Это повысит эффективность работы ведомств и упростит бизнес добросовестных налогоплательщиков, считает он. Кроме того, министр призвал ФТС ускорить либерализацию взаимодействия с бизнесом, что может как увеличить доходную часть бюджета, так и улучшить бизнес-климат.

Также Силуанов в ходе выступления на коллегии таможенной службы коснулся вопроса создания механизма полной прослеживаемости товаров на территории РФ. Он напомнил о решении Евразийского межправительственного совета, предусматривающем с 1 февраля 2018 года пилотный проект по внедрению механизма прослеживаемости товаров, а в течение 2018 года - эксплуатацию системы на постоянной основе, исходя из результатов пилотного проекта.

Силуанов отметил важность усиления координации между таможенной и налоговой службами, особенно в части проведения совместных постконтрольных мероприятий, обмена данными по налогоплательщикам и участникам внешнеэкономической деятельности, учета данных в системах управления рисками.

А доходы бюджета все падают

Несмотря на рапорты о выполнении старых и наметках новых инициатив, в конце октября стало известно о снижении плана по перечислениям в бюджет для ФТС в 2016 году с 4,73 до 4,36 трлн руб. Ровно через месяц Булавин заявил, что таможня «идет в графике 100%-ного выполнения прогнозного плана». Выступая на очередной - на этот раз финальной в текущем году - коллегии ведомства, он подчеркнул, что впервые за последние годы доходы от импорта товаров превысили доходы от экспорта энергоносителей. Доля импортных платежей достигла 53% в общей сумме доходов, администрируемых таможенной службой.

«Таможенных пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, собрано более 2 трлн руб., что на 6,6% превышает показатель аналогичного периода 2015 года», - отметил глава ФТС.

В конце декабря он заявил, что «на сегодняшний день в доходную часть бюджета перечислено 4 трлн 238 млрд рублей, это более 97% контрольного задания, которое мы имеем от Минфина». Тем не менее, план по сборам средств в бюджет на 2016 год на 11 с лишним процентов меньше фактических сборов прошлого года, составивших порядка 4,92 трлн руб. В свою очередь, за рекордный 2014 год, пока экономический кризис еще не разгорелся в полную силу, таможней было перечислено в бюджет 7,1 трлн рублей.


Вернуться к разделу Российская экономика

Инфопартнеры

Loading...

Новости

Лента новостей

Моряки «Совкомфлота» пришли на выручку

Моряки «Совкомфлота» пришли на выручку Двое моряков «Совкомфлота» – Эдуард Скаченко и Максим Юрчук – помогли полиции задержать мужчину, кот...

На Сахалине 20 рыбаков унесло в Охотское море на отколовшейся льдине

На Сахалине 20 рыбаков унесло в Охотское море на отколовшейся льдине Около 20 рыбаков-любителей находятся, по предварительным данным, на льдине, отколовшейся от припая в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

Минкавказа разработало стратегию развития портов Дагестана и Астрахани за счет Ирана и Индии

Минкавказа разработало стратегию развития портов Дагестана и Астрахани за счет Ирана и Индии Министерство Северного Кавказа намерено провести масштабную модернизацию портов Каспийского бассейна...

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Морские порты

«Компания Усть-Луга» полностью погасила долг перед Ленобластью

«Компания Усть-Луга» полностью погасила долг перед Ленобластью ОАО «Компания Усть-Луга» полностью выплатило своего остатки долга перед правительством Ленинградской...

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...