Таможня: итоги 2016 года

22.12.2016   Российская экономика
Таможня: итоги 2016 года

Нынешний год ознаменовался самыми масштабными реформами российских таможенных органов за более чем десятилетие. Причем все это происходило на фоне продолжающегося снижения доходов бюджета, администрируемых таможенными органами.

Еще в начале года Федеральная таможенная служба ушла «под крыло» Минфина и начала интегрироваться с налоговой. Потом последовала громкая отставка казавшегося непотопляемым Андрея Бельянинова, в биографии которого была не только детская роль в популярном кинофильме, но и более весомые строчки - служба в ГДР в 1980-х годах, а затем совместная работа с Сергеем Чемезовым в «Рособоронэкспорте».

Вместе с «революционными» шагами предпринимался и ряд системных, а также точечных мер - как в первом полугодии, при Бельянинове, так и после, когда руководить таможней начал его преемник Владимир Булавин, в прошлом также чекист. Главный вопрос: удастся ли восстановить перечисления в казну таможенных пошлин, которые традиционно составляли порядка половины доходов бюджета? С величины в более чем 7 трлн руб. по итогам 2014 г. в текущем году они, скорее всего, снизятся до гораздо более скромных 4,4 трлн руб.

Интеграция ФНС и ФТС

Интеграция ФТС и Федеральной налоговой службы под началом Минфина позволит снизить число экономических нарушений, говорил Бельянинов в конце января. «Мне представляется, что интеграция наших информационных систем, прежде всего, позволит делать сквозной анализ, сквозную проверку от момента, допустим, прихода импортных товаров в Россию до продажи всего этого уже в розницу», - заявил он.

Чиновник отмечал, что существует разрыв между моментами, когда товар получил таможенную очистку и когда он попал в оптовые и розничные сети. В результате, по словам Бельянинова, «ломаются инвойсы через фирмы-однодневки, идет изменение стоимости, идет изменение страны происхождения». Сквозной контроль, по его мнению, мог бы позволить избежать многочисленных нарушений.

За несколько дней до этого сайт Кремля сообщил, что ФТС и Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка переданы в ведение Минфина. До сих пор оба ведомства подчинялись правительству напрямую. Помимо двух новых подотчетных органов власти, в ведении Минфина уже были ФНС и Федеральное казначейство.

Бизнес во гневе

Ближе к весне пошли и конкретные действия, которые не могли не обеспокоить бизнес. ФТС, которая всегда жаловалась на трудности, но никогда не разочаровывала власти в выполнении задачи по ежегодным поступлениям средств в бюджет, зачастую просто «закручивая гайки», взялась за решение задачи новыми методами.

В середине февраля ведомство разослало телетайпограмму начальникам таможен, а схожий с ней по содержанию приказ 16 февраля подписал Бельянинов. Формально эти документы не вносили никаких изменений в регулирование, но при этом существенно меняли фактическую ситуацию на таможне. В приказе давался ряд поручений, направленных на повышение эффективности таможенного контроля, недопущение нарушений установленного порядка при принятии решений о таможенной стоимости ввозимых товаров, обеспечение единообразного подхода при осуществлении таможенного контроля, а также усиление персональной ответственности.

«Трудно представить, как таможенные органы после недавних кадровых сокращений смогут анализировать каждую таможенную декларацию с ценой ниже установленной для ввоза в РФ, ведь таких деклараций - огромное количество. Это явно приведет к огромной череде направлений в функциональные отделы таможен, в которых и так на сегодняшний день решения принимаются долго», - говорил тогда «Интерфаксу» сотрудник компании - федерального таможенного представителя.

«Из опыта можно спрогнозировать, что без внесения на расчетные счета таможен обеспечения, покрывающего разницу в платежах, выпуск товаров в свободное обращение производиться не будет. Далеко не все импортеры смогут себе позволить замораживать огромные суммы на счетах таможен на длительные сроки», - говорил собеседник агентства. Недовольство тех, кто зарабатывает на таможенных операциях, можно объяснить прямым личным интересом, но вскоре проблема была поставлена уже на самом высоком уровне.

«Сейчас сказывается очень интересная ситуация, по которой мы - четыре союза (РСПП, ТПП, «Опора» и «Деловая Россия» - ИФ) - собираемся писать письмо президенту», - заявил владелец «Северстали» Алексей Мордашов, выступая в апреле на общественном совете Федеральной таможенной службы.

«Ситуация, которая связана с массовыми жалобами участников ВЭД на резкое обострение ситуации, связанное с тем, что таможня стала подвергать сомнению таможенную стоимость всех товаров, которые пресекают границу», - сказал бизнесмен.

Однако глава ФТС рапортовал, что эффект от мер по усилению контроля за таможенной стоимостью ввозимых товаров к маю уже превысил 30 млрд руб. «Сейчас говорят, что мы своим единым подходом по всей стране нанесли ущерб какому-то сегменту бизнеса. Давайте посмотрим, кто больше всех жаловался. Жалуются, как правило, больше всех те, к кому больше всех вопросов в этой части», - говорил Бельянинов в интервью «Интерфаксу» и «Коммерсанту». Ввозимые такими участниками ВЭД товары, по мнению прежнего руководителя ФТС, хотя и трудно назвать контрабандой в чистом виде, но речь идет о «пограничной ситуации».

В июне в ведомстве и вовсе заявили, что напряженность по поводу ужесточения контроля за таможенной стоимостью спала. «Мы встречаемся (с бизнесом - ИФ) постоянно по этому поводу, напряженность упала. Наши коллеги по внешнеэкономической деятельности увидели, что ничего такого сверх правового поля мы не требуем. Понимают, что нужно заботиться о наполнении бюджета, что было продиктовано нашим приказом», - сказал Бельянинов в кулуарах Петербургского международного экономического форума.

Два представления

Глава ФТС, применяя «карательные» меры на таможне, мог не слишком опасаться нервной реакции крупного бизнеса и его жалоб президенту: Бельянинов сам довольно давно хотел уйти из ФТС и заняться среднеазиатской проблематикой (например, на посту главы ЕАБР). Однако кадровые решения такого уровня - всегда целая цепочка перестановок, замыкать которую можно долго. Но вопрос решился внезапно и быстро.

В конце июля стало известно о том, что сотрудники Следственного комитета провели обыски у главы ФТС и двух его заместителей. Обыски проходили в рамках расследования дела о контрабанде алкоголя, возбужденного против гендиректора холдинга «Форум» Дмитрия Михальченко, сообщал тогда официальный представитель СКР.

«В ходе проведенных обысков у Бельянинова изъято 9,5 млн рублей, $390 тыс. и 350 тыс. евро. Кроме этого, изъяты ювелирные изделия», - сообщил позже источник агентства в правоохранительных органах. Он отметил, что в ходе расследования будут проверяться источники получения этих средств. Глава ФТС, по словам собеседника «Интерфакса», объяснил наличие крупных сумм личными накоплениями. Следственные действия сопровождались демонстрацией фото с места событий, что было сразу воспринято как «черная метка» - раз уж такое показали публике, значит, фигуранта ничего хорошего не ждет.

Однако Кремль на следующий день сообщил, что глава ФТС ни в чем не обвиняется и находится в статусе свидетеля по делу о контрабанде элитного алкоголя. Еще сутки спустя премьер-министр Дмитрий Медведев освободил Бельянинова от должности с нейтральной формулировкой «по его просьбе». Впоследствии высокопоставленные чиновники говорили, что «шоу» вокруг обысков у Бельянинова состоялось без необходимых в подобных случаях благословлений, и что эта ситуация стала предметом «серьезного разговора».

Одновременно премьер назначил на должность главы ФТС Владимира Булавина, который перед этим указом президента Владимира Путина был освобожден от должности полномочного представителя главы государства в Северо-Западном федеральном округе. И отставка, и назначение прошли в торжественной обстановке: изгоем Андрей Бельянинов себя явно не чувствовал. Вице-премьер Аркадий Дворкович выразил ему благодарность от лица президента и правительства «за сложную работу во главе ФТС». Оба они приняли участие в представлении коллективу ФТС нового руководителя.

Продолжение укрепления вертикали Минфина

Для непосвященных поначалу особых изменений в работе таможни после смены руководства не проявлялось - разве что спустя два месяца после назначения Булавина распоряжением правительства был отправлен в отставку первый замглавы ФТС Владимир Малинин. При этом заместители руководителя таможенного ведомства Руслан Давыдов и Андрей Струков, у которых наряду с Бельяниновым проходили обыски в июле, свои должности сохранили. Кроме того, осталась на посту и замглавы службы Татьяна Голендеева.

Раз в квартал журналистов начали приглашать на открытые коллегии ФТС. На одной из них - в октябре - Владимир Булавин заявил, что видит резервы по сбору таможенных платежей в бюджет в совершенствовании ведомственной системы управления рисками (СУР).

Применение новых таможенных технологий подразумевает существенную модернизацию СУР, констатировал глава российской таможни. «Одно из центральных мест в выборе объектов контроля в соответствии с реализованными ФТС алгоритмами занимает категорирование. Субъектно ориентированный подход позволяет дифференцированно применять меры по минимизации рисков участников ВЭД», - подчеркнул Булавин.

В ближайшее время таможня планирует перейти на трехуровневую модель категорирования, подразумевающую высокий, средний и низкий уровни риска. Это, по мнению Булавина, позволит точнее выбирать объекты контроля и повысить его результативность.

«В ФТС уже сегодня есть понимание приоритетных направлений развития службы в тесном взаимодействии с другими подведомственными министерству финансов органами исполнительной власти. В течение ближайших месяцев, как уже докладывалось на совещании у министра финансов, мы планируем с министерством финансов, коллегами, бизнесом, общественными организациями конкретизировать это понимание в едином документе - комплексной программе развития таможенной службы РФ», - заключил глава таможенного ведомства.

«Нам нужно делать единую систему управления рисками. Собственно, это тоже не новая тема, и в целом ряде стран существуют единые подходы, единая система управления рисками для таможенной и для налоговой службы», - отметил, в свою очередь, министр финансов Антон Силуанов, также присутствовавший на коллегии. Это повысит эффективность работы ведомств и упростит бизнес добросовестных налогоплательщиков, считает он. Кроме того, министр призвал ФТС ускорить либерализацию взаимодействия с бизнесом, что может как увеличить доходную часть бюджета, так и улучшить бизнес-климат.

Также Силуанов в ходе выступления на коллегии таможенной службы коснулся вопроса создания механизма полной прослеживаемости товаров на территории РФ. Он напомнил о решении Евразийского межправительственного совета, предусматривающем с 1 февраля 2018 года пилотный проект по внедрению механизма прослеживаемости товаров, а в течение 2018 года - эксплуатацию системы на постоянной основе, исходя из результатов пилотного проекта.

Силуанов отметил важность усиления координации между таможенной и налоговой службами, особенно в части проведения совместных постконтрольных мероприятий, обмена данными по налогоплательщикам и участникам внешнеэкономической деятельности, учета данных в системах управления рисками.

А доходы бюджета все падают

Несмотря на рапорты о выполнении старых и наметках новых инициатив, в конце октября стало известно о снижении плана по перечислениям в бюджет для ФТС в 2016 году с 4,73 до 4,36 трлн руб. Ровно через месяц Булавин заявил, что таможня «идет в графике 100%-ного выполнения прогнозного плана». Выступая на очередной - на этот раз финальной в текущем году - коллегии ведомства, он подчеркнул, что впервые за последние годы доходы от импорта товаров превысили доходы от экспорта энергоносителей. Доля импортных платежей достигла 53% в общей сумме доходов, администрируемых таможенной службой.

«Таможенных пошлин и налогов, взимаемых при ввозе товаров, собрано более 2 трлн руб., что на 6,6% превышает показатель аналогичного периода 2015 года», - отметил глава ФТС.

В конце декабря он заявил, что «на сегодняшний день в доходную часть бюджета перечислено 4 трлн 238 млрд рублей, это более 97% контрольного задания, которое мы имеем от Минфина». Тем не менее, план по сборам средств в бюджет на 2016 год на 11 с лишним процентов меньше фактических сборов прошлого года, составивших порядка 4,92 трлн руб. В свою очередь, за рекордный 2014 год, пока экономический кризис еще не разгорелся в полную силу, таможней было перечислено в бюджет 7,1 трлн рублей.


Вернуться к разделу Российская экономика

Инфопартнеры

Loading...

Новости

Лента новостей

Новейший МРК «Вышний Волочёк» готовится к ходовым и государственным испытаниям

Новейший МРК «Вышний Волочёк» готовится к ходовым и государственным испытаниям Новейший малый ракетный корабль (МРК) Черноморского флота (ЧФ) «Вышний Волочёк», пос...

ВМС США приостановят операции по всему миру из-за инцидента с эсминцем

ВМС США приостановят операции по всему миру из-за инцидента с эсминцем ВМС США приостановят операции по всему миру в связи со столкновением американского эсминца «Джона Ма...

Российская экономика

Ткачев считает, что Россия может вернуть лидерство по экспорту пшеницы в этом сельхозгоду

Ткачев считает, что Россия может вернуть лидерство по экспорту пшеницы в этом сельхозгоду Россия может вернуть лидерство по экспорту пшеницы в 2017-2018 сельскохозяйственном году, заявил гл...

Молодь гребешка на «морских огородах» в Приморье погибла из-за наводнения

Молодь гребешка на «морских огородах» в Приморье погибла из-за наводнения Предприятиям марикультуры в Приморье компенсируют ущерб за гибель молоди гребешка после августовског...

Транспортная политика

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов Литовский премьер-министр предупреждает Беларусь о стратегической опасности и экономической невыгодн...

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта»

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта» Структура, отвечающая за развитие Северного морского пути, не обязательно должна объединять все служ...

Морские порты

Резидент чукотской ТОР планирует отгрузить 200 тыс. тонн угля в Китай до конца навигации

Резидент чукотской ТОР планирует отгрузить 200 тыс. тонн угля в Китай до конца навигации Резидент территории опережающего развития (ТОР) «Беринговский» компания «Берингопромуголь» п...

Изменение границ территории морского порта Советская Гавань

Изменение границ территории морского порта Советская Гавань Распоряжением Правительства России от 28.07.2017 № 1634-р принято решение об изменении границ террит...




Морской транспорт

Приватизация «Совкомфлота» должна вывести компанию на новые рынки – Орешкин

Приватизация «Совкомфлота» должна вывести компанию на новые рынки – Орешкин Приватизация «Совкомфлота» должна не только принести доходы в бюджет, но и вывести компанию на новые...

Египет вдвое снижает сборы за транзит контейнеров через Суэцкий канал

Египет вдвое снижает сборы за транзит контейнеров через Суэцкий канал Правительство Египта объявило на прошлой неделе о введении скидок в размере 3%- 50% на транз...

Речной транспорт

В Ярославле презентовали скоростную моторную яхту на подводных крыльях

В Ярославле презентовали скоростную моторную яхту на подводных крыльях Вместе с мэрами Союза городов Золотого кольца глава Ярославской области Дмитрий Миронов совершил про...

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла В Ростове-на-Дону 18 августа 2017 года заместитель руководителя Федерального агентства морского и ре...

Ж/Д транспорт

РЖД в случае продажи доли в «Трансконтейнере» нужно продавать все 50% на аукционе – вице-президент

РЖД в случае продажи доли в «Трансконтейнере» нужно продавать все 50% на аукционе – вице-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в случае принятия решения о продаже доли в «Трансконт...

РЖД в случае продажи доли в «Трансконтейнере» хотят создать его аналог - вице-президент

РЖД в случае продажи доли в «Трансконтейнере» хотят создать его аналог - вице-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в случае продажи доли в «Трансконтейнере» хочет получ...

Авто транспорт

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией Министерство транспорта готовит предложения о дублере опасного участка на границе с Финляндией в рай...

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов Электрический транспорт в ближайшие 20 лет станет основным видом, но не сможет полностью заменить бе...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...