Украина начала продажу стратегических портов - Морские вести России

Украина начала продажу стратегических портов

20.10.2016

Морские порты

Сложная экономическая ситуация на Украине заставляет власти прибегать все к новым способам пополнять бюджет, пусть даже и путем раздачи стратегически важных объектов в частные руки. Сегодня в Киеве официально заявили о том, что готовы передать в концессию, то есть, отдать в полное управление инвесторам, специальный морской порт «Октябрьск», а также Херсонский морской торговый порт. Заниматься процессом передачи объектов будет Министерство инфраструктуры Украины вместе с международными финансовыми организациями.

Уже до конца этого года в Киеве планируют подготовить соответствующую документацию, а в начале следующего года провести среди потенциальных инвесторов торги,  по итогам которых и должно решиться, к кому же перейдут два украинских порта.

Впрочем, эксперт Александр Кашапов напоминает, что в итоге передача портов может и вовсе не состояться.

«У данных портов может быть сложная система собственников, поэтому все, что провозглашается, может в итоге утонуть в бюрократических барьерах, в барьерах о невыясненных собственниках. Некоторые из владельцев могут вовремя не проявить себя, другие могут просто не отдать свою часть, которую собирается отдать государство. Тем более, в условиях такой неясной ситуации с коррумпированностью, с нестабильной политической ситуацией».

Впрочем, даже если уладить все вопросы получится, заинтересуют ли эти объекты серьезных инвесторов? Как утверждает экономист, Александр Кашапов: «Вообще порты – это всегда привлекательные активы, с точки зрения туристической и логистической, так как морской водный путь гораздо дешевле, чем дорожный,  железнодорожный и тем более воздушный. Но относится ли это к украинским портам – большой вопрос».

И действительно, с портами «Октябрьск» и Херсонский проблем немало. Особенно стоит остановиться на СМП «Октябрьск», который для Украины является стратегически важным объектом. Данный порт традиционно специализируется на вывозе боеприпасов и вооружения. Однако даже несмотря на это Киев готов пожертвовать столь важным активом и передать его в частные руки. Вот только инвесторов с ним подстерегают серьезные осложнения, ведь порт по-прежнему должен будет переправлять боеприпасы, а это вызовет ряд ограничений для новых владельцев.

Еще одна проблема обоих портов — одни из самых низких грузопотоков на Украине. На долю Херсонского порта приходится всего 5% грузооборота, а на «Октябрьский» и того меньше – только 3%. Более того, за текущий год объемы грузопотока тут сильно сократились, и тенденций к улучшению пока нет.

Чтобы повысить грузопотоки, необходимо будет серьезно модернизировать инфраструктуру, например, построить новые, более вместительные хранилища. Обойдется это недешево, а вот будет ли отдача? Одних только вливаний инвесторов в развитие портов недостаточно, ведь причина падения грузооборота во  многом связана с неспособностью украинской железной дороги нормально функционировать.

Недавно из-за отсутствия подвижного состава на Украине даже закрылся один из крупнейших заводов «Кнауф Гипс Киев», который принадлежит ведущему  европейскому предприятию в сфере производства строительных материалов «Кнауф».

Проблему с железными дорогами очевидно необходимо решать на государственном уровне, однако правительству Украины сейчас явно не до этого, поэтому ситуация, видимо, так и будет постепенно ухудшаться. А раз так, то и нарастить грузооборот морских перевалочных пунктов будет крайне сложно.

В итоге, специалисты полагают, что если порты «Октябрьский» и Херсонский все-таки вызовут интерес, то только у местных украинских инвесторов. Это могут быть предприятия, которым переправлять свою продукцию по дорогам или ж/д на Украине уже не выгодно, а водный путь может дать им определенную экономию.

Естественно, самостоятельно власти Украины не хотят, да и просто не могут развивать данные порты, так как в бюджете на это банально нет денег. Поэтому они с радостью отдают важные активы желающим взять их себе. Хотя пока речь идет лишь о концессии, впоследствии дело вполне может дойти и до приватизации, и в итоге государство окончательно лишится важных перевалочных пунктов. Впрочем, выбирать сейчас Киеву не приходится: если не отдать эти порты прямо сейчас, совсем скоро их ценность и вовсе упадет практически до нуля, так что даже инвесторов будет не найти.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ