Значительная часть работ модернизации БАМа и Транссиба оплачена, но не выполнена – Счетная палата - Морские вести России

Значительная часть работ модернизации БАМа и Транссиба оплачена, но не выполнена – Счетная палата

29.04.2016

Российская экономика

Все назначенные к модернизации 88 объектов БАМа и Транссиба получили финансирование из фонда национального благосостояния (ФНБ). В то же время, на конец 2015 г., как выяснила Счетная палата, договоры заключены на модернизацию только 73 объектов, но примерно на половине из них никаких работ не велось. По части объектов, пишет Счетная палата, не утверждалась даже и проектная документация, а разрешения на строительство отсутствовали. Об этом сообщают «Ведомости».

Первый транш денег из ФНБ в количестве 50 млрд руб. поступил на расчетный счет РЖД в марте 2015 г. По состоянию на 1 января 2016 г. израсходовано 3,7 млрд из этих денег, или 7,4%. По договору РЖД и банка ВТБ за март - декабрь 2015 г. на остаток средств ФНБ на счете РЖД начислено процентов на 4,2 млрд руб., сообщает Счетная палата.

За выполненные и принятые в 2015 г. работы подрядчики получили более 1,5 млрд руб. средств ФНБ, из них 463,1 млн достались «РЖДстрою» («дочка» РЖД), 498,6 млн - «Бамстроймеханизации» и 565,7 млн - «Трансюжстрою». Всего по заключенным договорам «РЖДстрою» причитается 15,6 млрд руб., «Бамстроймеханизации» - 925,4 млн руб., «Трансюжстрою» - 14,2 млрд руб.

Счетная палата приводит конкретные примеры. Так, «РЖДстрой» не выполнил значительную часть договорных обязательств при реконструкции станции Мегет Восточно-Сибирской железной дороги. Работы стоимостью в 437 млн руб. должны были закончиться до 31 октября 2015 г., но к 30 ноября 2015 г. на объекте освоено всего 24,2 млн руб., или 5% стоимости работ. Другой пример: реконструкция мостов на Восточной-Сибирской железной дороге стоимостью 47,4 млн руб. Ее следовало закончить в конце октября 2015 г.

Отчасти это вызвано тем, что при проведении тендеров в составе конкурсных документаций отсутствовали проектно- сметные данные объектов, определяющие перечень работ, стоимость строительства и сроки исполнения, пишет Счетная палата. РЖД отвечала, что цены формировались средневзвешенно, исходя из сводного перечня работ по развитию местной железнодорожной инфраструктуры - за вычетом среднего уровня затрат на оборудование в размере 10% от стоимости выполнения строительномонтажных работ.

Но, по мнению Счетной палаты, часть контрактов была заключена на сумму, превышавшую стоимость работ по тендеру. К примеру, «РЖДстрой» выиграл и другой тендер на реконструкцию мостов на ВосточноСибирской железной дороге стоимостью 69,2 млн руб. «РЖДстрой» нанял субподрядчика, компанию «Строй-трест», которая была готова выполнить работу за 62,1 млн руб. Но затем договор с нею был расторгнут и перезаключен с компанией «Мост-Восток» за 71,1 млн руб.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров объясняет, что конкурс на выполнение работ проводился без подготовленного детального проекта, именно поэтому в РЖД не могли подсчитать точную стоимость. «Нужно было одновременно и допроектировать, и выбрать победителя конкурса», - говорит Бурмистров.

Установила Счетная палата и тот факт, что РЖД авансировала подрядчикам работы, хотя это запрещено распоряжением самой монополии. В 2014 г., к примеру, РЖД заключила договор с «Трансюжстроем», одним из условий которого была выплата аванса в течение 30 календарных дней с даты его подписания, и из средств ФНБ «Трансюжстрою» было перечислено 1,5 млрд руб.

Бурмистров считает, что претензии Счетной палаты обоснованы, но большинство из них может быть отнесено практически к любому стратегическому крупному проекту. Он уверен, что часть претензий не выглядит критической, в частности, недоосвоение средств бюджета и ФНБ. «Получение средств ФНБ осложнено чрезвычайно жесткими требованиями по наличию у заказчика утвержденной и согласованной проектно-сметной документации, что в российских условиях объективно не было реализовано ни у одного из крупнейших строительных госпроектов», - заключает Бурмистров.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ