Необходимо создание центра компетенций в области использования композитных материалов в судостроении - эксперты - Морские вести России

Необходимо создание центра компетенций в области использования композитных материалов в судостроении - эксперты

25.04.2016

Морской транспорт

В апреле в Центре импортозамещения и локализации в Санкт-Петербурге состоялась конференция «Применение композиционных материалов в судостроении». В работе конференции приняли участие ведущие организации в области композитных материалов и судостроения. В ней приняли участие ОАО «ОСК», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ОАО «Средне-Невский судостроительный завод», ИВС РАН, ГК «Композитные решения», ЗАО «НТЦ Прикладных нанотехнологий» и многие другие.

Мировая практика показывает, что на сегодняшний день композитные материалы уже нашли широкое применение в судостроении, и их доля продолжает расти. Отчет Transparency Market Research показывает, что мировой спрос на судостроительные композиты оценивается в $954,6 млн, а к 2019 году он достигнет показателя $1,55 млрд. Frost&Sullivan ожидают, что рынок судостроительных композитов вырастет от 135 000 тонн в 2011 году до 200 000 тонн в 2018, причем годовой прирост рынка составит 5,6%. Это соответствует общему росту прибыли от 900 миллионов долларов США в 2011 до 1500 миллионов долларов США в 2018 с годовым приростом 7,1%.

Внедрение полимерных композиционных материалов является основным приоритетом инновационного развития российского судостроения. По словам Дмитрия Колодяжного, вице-президента Объединенной судостроительной корпорации по техническому развитию, проблеме внедрения композиционных материалов как в военной, так и гражданской сфере ОСК в настоящее время уделяет пристальное внимание. «В рамках новой технической политики, формируемой в корпорации, будет налажено взаимодействие и с наукой, и с производителями материалов и компонентов, и с обладателями технологий производства изделий из ПКМ,» – отметил он. По мнению представителя ОСК, именно Санкт-Петербург должен стать центром инновационного судостроения России. Здесь сосредоточены ведущие научно-исследовательские и конструкторские учреждения и промышленные предприятия отрасли, в том числе флагман внедрения композиционных материалов — Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ), входящий в структуру ОСК.

АО «СНСЗ», по словам его генерального директора Владимира Середохо, в настоящее время проводит модернизацию, и к 2018 году мощности будут увеличены практически в три раза. Сейчас на заводе внедрены основные технологии изготовления крупногабаритных конструкций из композиционных материалов — это контактное формование, вакуумная инфузия и метод RTM, в том числе различные его модификации.

«На сегодняшний день по технологии вакуумной инфузии мы можем изготавливать изделия очень больших размеров. Но у нее в настоящее время есть один минус — высокая стоимость вспомогательных материалов. Другой высокопроизводительный метод — RTM – имеет ограничение по габаритам конструкций, поэтому на его основе в настоящее время изготавливаются панели среднего слоя, из которых формируются конструкции, – отметил Владимир Середохо в своем выступлении. – Сегодня создание конструкции из композиционных материалов — это несколько одновременных взаимосвязанных%ессов. Это входящие «простые» материалы и конструкционные материалы, которые формируются одновременно с конструкцией и с применением той или иной технологии. И именно понятие «конструкционный материал» — наша ответственность».

Но активное внедрение композитов в судостроении, что отмечают как предприятия судостроительной отрасли, так и отрасли производства композитов, ограничивает ряд важнейших вопросов технологического, организационного, правового планов. В частности, это общая проблема для всех новых технологий – с точки зрения их готовности к применению они всегда обгоняют нормативную базу для их использования. По словам начальника лаборатории прочности и проектирования конструкций из композиционных материалов ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Николая Федонюка, стандарты в судостроении сегодня в значительной степени устарели. Эти документы, созданные в конце 70-х – начале 80-х годов, уже не отвечают реалиям и зачастую противоречат друг другу. «Поэтому сегодня Крыловский центр участвует в разработке новых документов, которые устранят все противоречия,» – рассказал Николай Федонюк.

В сложившейся ситуации одним из наиболее эффективных шагов на пути решения проблем внедрения ПКМ в судостроение должен стать центр компетенций. По словам Алексея Заостровского, исполнительного директора ГК «Композитные решения», его создание позволит объединить потенциалы бизнеса, науки и органов власти и сформировать единую структуру, включающую все аспекты применения композиционных материалов в судостроении – от разработки новых материалов до сертификационных мероприятий и вывода на рынок, в том числе международный, продукции на основе ПКМ. Таким центром компетенций может стать Научно-инжиниринговый центр композитных технологий на базе Композитного кластера Санкт-Петербурга.

В этом вопросе мнение частного бизнеса поддерживается и со стороны крупнейших игроков. В частности, Владимир Середохо отметил, что в настоящее время СНСЗ работает по многим направлениям в рамках задач, ставящихся государством, в том числе в области ветроэнергетики, строительства мостов и др. «Решить все задачи одному предприятию сложно, поэтому интересно взаимодействие с другими участниками, имеющими технологические наработки и решения в области применения композиционных материалов в судостроении. Нам хотелось бы иметь возможность размещения в рамках кластера всех компетенций и добиться максимальной локализации производства деталей и узлов корабля на базе предприятий кластера,» – подчеркнул он.

Подводя итоги конференции, генеральный директор УК «Композитный Кластер Санкт-Петербурга» Вадим Зазимко отметил высокую значимость открытой дискуссии в решении стратегических проблем развития отрасли судостроения по применению ПКМ. Он подчеркнул, что резолюция мероприятия содержит основные предложения по решению проблем в отрасли, а также предложение по созданию рабочей группы и в дальнейшем Консультативного совета с участием профессионального сообщества, органов власти и бизнеса для проработки дальнейшего развития Центра компетенций. Также данная резолюция от имени кластера будет направлена в региональные и федеральные органы власти с просьбой оказания поддержки создаваемому центру и научно-технологическому комплексу.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ