ГТЛК представила консолидацию парка общественности - Морские вести России

ГТЛК представила консолидацию парка общественности

18.04.2016

Ж/Д транспорт

Аналитический центр при правительстве России направил в советы операторов и потребителей при РЖД анализ разработанного Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) плана консолидации парка полувагонов. «Ведомости» ознакомились с расчетами центра, подготовленными по поручению Минтранса.

Идея ГТЛК такова: она сама или «ВЭБ лизинг» собирают 200 000 полувагонов - либо путем перенайма парка, находящегося в лизинге у малых и средних операторов, либо выкупив вагоны у их собственников. Деньги ГТЛК рассчитывает либо занять. Собрав целевой парк, ГТЛК или «ВЭБ лизинг» передают их в сублизинг консолидированному оператору, который станет одним из пяти крупнейших операторов подвижного состава.

Напрямую объединенный оператор будет управлять не менее чем 50 000 вагонов, считают эксперты аналитического центра, еще около 150 000 передаст в управление ПГК, ФГК и другим операторам. Их агентское вознаграждение составит 1% от оборота, а коммерческая политика останется независимой.

Около 20 000 полувагонов предлагается в первый год не использовать. Со временем вагонный парк будет сокращаться, а грузооборот - расти: в 2016 г. он прибавит 1%; в результате цена аренды вагона вырастет, по прогнозу аналитического центра, с нынешних 550-650 руб./сутки до 1100 руб./сутки к концу года (включая НДС).

Это позволит новому оператору взять на себя обслуживание задолженности перед лизинговыми компаниями за нанятые или купленные полувагоны - сейчас это 340 млрд руб. На этапе роста ставок объединенной компании нужно будет инвестировать в подвижной состав до 5 млрд руб., оценивают они. Если долг будет рефинансирован, объединенный оператор сможет вернуть эти 5 млрд руб. за семь лет, если нет - за 10 лет.

Есть риск, что, расторгая действующие контракты, заключенные на высоком рынке, лизинговые компании будут вынуждены снизить лизинговый платеж и продлить срок лизинга до 10 лет в связи с неблагоприятной конъюнктурой рынка, предупреждают аналитики.

В долгосрочной перспективе полувагоны, консолидированные на балансе ГТЛК, окажутся вытеснены в низкий ценовой сегмент и финансовая модель не сработает.

Грузоотправители полагают, что консолидировать парк в 200 000 вагонов за год вряд ли удастся: большая его часть занята по контрактам аренды, расторгнуть которые можно, только если арендатор не платит в срок. Арендная ставка, на росте которой основана финансовая состоятельность проекта, ограничена уровнем 850 руб. за вагон в сутки, а если она будет выше, грузоотправителям будет выгоднее арендовать или покупать собственный парк.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ