Конституционный суд рассмотрит жалобы на «Платон» - Морские вести России

Конституционный суд рассмотрит жалобы на «Платон»

12.04.2016

Авто транспорт

Конституционный суд (КС) в четверг рассмотрит жалобу депутатов Госдумы от КПРФ на вызвавшее массовые протесты дальнобойщиков введение системы «Платон». В распоряжении «Коммерсанта» оказались отзывы органов власти на запрос думских коммунистов на неконституционность введенной с 15 ноября 2015 года спецплаты за проезд по федеральным трассам большегрузов и административной ответственности за несоблюдение этого требования, вызвавших массовые протесты дальнобойщиков.

Депутаты от КПРФ, которых представляют Вадим Соловьев и Юрий Синельщиков, оспаривают положения закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», постановления правительства «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» и КоАП. По мнению КПРФ, плата, по сути, является налогом, экономически не оправдана и вопреки Конституции основана не на законе, а на постановлении правительства».

Органы власти налогом обжалованную спецплату не считают, но отмечают «слабые места», которые может проверить КС. По мнению Минюста, Конституция не мешает правительству устанавливать ставки «обязательных фискальных платежей», но лишь «при определенных условиях». При этом должна учитываться позиция КС, что законодатели не должны решать произвольно вопрос о том, какие «элементы сборообложения» должны быть установлены законом и какие полномочия могут быть делегированы правительству.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов подтвердил наличие запрещенной Конституцией неопределенности в оспоренных нормах: цели оплаты не соответствуют Гражданскому кодексу, по которому возмещение вреда предусмотрено лишь за противоправные действия. Поэтому плату можно взимать лишь за «амортизацию дорог при правомерных действиях», считает он, отмечая, что проблема касается 800-900 тыс. транспортных средств, которыми владеют 44 тыс. юрлиц, в том числе 38,6 тыс. индивидуальных предпринимателей. Рентабельность их предприятий не превышает 10%.

Прогнозы Минтранса требуют корректировки, подтверждают в Минэкономики. Ведомство отмечает, что нагрузка на участников рынка возрастет на 50 млрд руб. и приведет к росту потребительских цен до 5% и падению объема заказов на транспортные услуги.

«Опора России» указала, что порядок определения размера спецплаты нуждается в корректировке, а механизм внесения платежей - «в совершенствовании», предлагая ввести вместо авансовой платы «постоплатный режим». Торгово-промышленная палата России отмечает, что спецплата взимается независимо от того, какой груз перевозится. Если масса превышает допустимую, транспортное средство автоматически попадает под действие сразу двух постановлений об оплате проезда по федеральным трассам.

Как отмечается во всех отзывах, власти пытаются погасить протесты против «Платона», не дожидаясь указания КС. Господин Барщевский напоминает, что в правительство внесен законопроект об освобождении от уплаты транспортного налога на сумму оспариваемых в КС платежей и одобренный Минфином проект поправок к Налоговому кодексу о включении их в перечень расходов для определения налоговой базы. В «Опоре России» отмечают, что правительство в феврале продлило до 1 июля 2017 года срок действия «оптимального» понижающего коэффициента 0,41.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ