Поезд, отправленный из Украины в Китай по «Шелковому пути», застрял в Китае - Морские вести России

Поезд, отправленный из Украины в Китай по «Шелковому пути», застрял в Китае

28.03.2016

Транспортная политика

Контейнерный поезд с Украины, отправленный в обход России для доставки грузов по «Шелковому пути», не выходит в обратный путь из-за отсутствия товаров для перевозки. Как передает ТАСС, об этом сообщило издание «Украинская правда» со ссылкой на исследовательский центр логистической компании Zammler.

«31 января поезд прибыл в пункт назначения - на станцию Достык на границе Казахстана с КНР. Там он до сих пор находится, и о его возвращении пока не сообщается. Поезд не загружен товаром - нет клиентов на перевозку, поэтому так и не вышел на обратный маршрут из Китая», - отмечают в Zammler.

Первый экспериментальный рейс по маршруту Украина- Грузия-Азербайджан-Казахстан-Китай отправился из Ильичевского морского порта (Одесская область) 15 января. Как было декларировано, маршрут станет новым направлением «Шелкового пути» для доставки грузов из Китая в Европу и в то же время альтернативой доставки грузов с Украины на эти рынки в обход территории России.

Первый демонстрационный поезд состоял из 10 вагонов, которые частично были пустыми, а частично загружены металлической заготовкой для разгрузки в Грузии. Пустые вагоны было запланировано загрузить товарами уже в Китае и доставить обратно.

Исполняющий обязанности главы «Укрзализныци» Александр Завгородний заявлял, что поезд вернется назад 15-17 марта 2016 года.

Но уже 1 февраля стало известно об отставании от графика. Продолжительность маршрута до границы Казахстана с КНР вместо 11-12 суток составила в итоге 15,5 суток. Движение экспериментального контейнерного поезда на двое суток было остановлено в Казахстане из-за задержки оплаты со стороны заказчика. Как сообщил национальный перевозчик «Казахстанские железные дороги», решение об остановке экспериментального поезда на станции Жанаарка (Карагандинская область) было принято 27 января, и «после осуществления заказчиком соответствующей оплаты контейнерный поезд отправился в путь».

Еще на этапе подготовки проекта у экспертов возникли вопросы, связанные с рентабельностью нового маршрута. Специалисты отмечали, что время доставки грузов окажется значительно больше, чем требует путь через Россию, а нерегулярность рейсов не даст бизнесу возможность планировать загрузку.

Сомнения вызывали и два морских этапа маршрута, которые поезд должен преодолевать на паромах. Это предполагает четыре захода в порты, въезд на паромы на специальном оборудовании, а также высокий риск неблагоприятных погодных условий на море, особенно зимой.

Тестовый запуск поезда показал, что сомнения были оправданны и что коммерческий успех проекта возможен только при условии решения ряда вопросов, отмечают эксперты.

Один из главных - это стоимость маршрута. Официально компания «Укрзализныця» озвучила цену 5-6 тысяч долларов, которая превышает стоимость автомобильной транзитной доставки через Россию в полтора-два раза.

Открытыми остаются и вопросы загруженности маршрута. Отмечается, что при разработке проекта не были достаточно учтены интересы логистического бизнеса, транспортных компаний, импортеров и экспортеров. «Прописанные четкие правила и стандарты являются основным условием участия экспортеров и импортеров в проекте. А от привлечения как можно большего количества клиентов напрямую зависит и цена перевозок», - говорит генеральный директор логиcтической компании Zammler Виктор Шевченко.

Как отметил в свою очередь эксперт Украинской логистической ассоциации (УЛА) по вопросам морских и речных перевозок Александр Лысенко, «самое главное - график «just in time», цена и надежность». «Есть надежность сейчас на маршруте «Нового шелкового пути»? Нет. Графика нет, надежности нет, цены нет», - подчеркнул он.

Идея создания транспортного, энергетического, торгового коридора между странами Центральной, Южной Азии и Европы была высказана еще в сентябре 2013 года председателем КНР Си Цзиньпином. Точный маршрут, по которому пройдет новый «Великий Шелковый путь», долгое время был до конца не разработан. В последнее время Киев начал активно продвигать идею использования территории страны для перевозки грузов в рамках этого проекта. Заместитель премьер-министра Казахстана Бакытжан Сагинтаев в то же время заявил, что проработка нового маршрута не связана с поиском транспортных путей в обход России. Сагинтаев пояснил, что Казахстан имеет свой терминал в китайском тихоокеанском порту Ляньюнган, поэтому республика разрабатывает различные пути доставки грузов из этого порта в Европу, чтобы зарабатывать на транзите.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ