Идея наладить строительство крупных танкеров на российских верфях к 2020 году не нашла понимания в отрасли - Морские вести России

Идея наладить строительство крупных танкеров на российских верфях к 2020 году не нашла понимания в отрасли

25.03.2016

Российская экономика

Вице-премьер Аркадий Дворкович поддержал идею Минтранса о том, чтобы с 2020 года произведенный в РФ СПГ и добытая на российском шельфе нефть перевозились только судами отечественного производства, сообщает ТАСС. По данным «Интерфакса», такое решение было принято по итогам совещания 17 марта. Предложение Минтранса о том, чтобы обязать все танкеры с экспортными нефтью и газом ходить под российским флагом, было поручено дополнительно проработать, пишет «Коммерсант».

Участники отрасли связывают появление этой инициативы с намерением главы «Роснефти» Игоря Сечина загрузить строящуюся верфь «Звезда» под Владивостоком. Топ-менеджер, в частности, просил Владимира Путина обязать другие нефтегазовые компании строить шельфовую технику и суда только на «Звезде» . Сейчас 75% минус 2 акции «Звезды» у СП «Роснефти» и Газпромбанка, блокпакет - у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Предполагается, что контролирующим акционером «Звезды» станет «Роснефтегаз» (его совет директоров возглавляет Игорь Сечин) - после того, как внесет в капитал верфи 60 млрд руб.

Сейчас компании РФ не используют крупнотоннажные танкеры отечественного производства. Но и шельфовые проекты в РФ под вопросом из-за санкций, а реализация СПГ-проектов затруднена. Поэтому перечень проектов, которым могут понадобиться танкеры после 2020 года, невелик: это СПГ- завод НОВАТЭКа на Гыдане, СПГ-заводы «Газпрома» на Сахалине и Балтике, Долгинское месторождение в Печорском море («Газпром нефть»).

«Все можно сделать, но надо ставить реальные задачи, а не пытаться за три года построить суда, которые мы 30 лет не могли освоить»,- говорит источник в одной из нефтегазовых компаний.

В ОСК сообщили, что «потенциально у корпорации есть возможности для строительства крупных морских танкеров и газовозов, если заказы на них появятся». Там отметили, что для строительства судов такого класса может быть использован новый комплекс петербургской «Северной верфи», две очереди которого планируется сдать в 2018 году. В ОСК напомнили, что в конце 2015 года заключили соглашение о сотрудничестве с «Совкомфлотом» о строительстве серии танкеров Aframax на «Северной верфи».

Источники издания, знакомые с ситуацией, отмечают, что крупные танкеры и газовозы в России не строятся, «свободных мощностей на верфях фактически нет», в основном сдаются небольшие серийные танкеры типа «река-море». Балтзавод, который мог бы принять такие заказы, занят ледоколами, «Севмаш» загружен военными заказами. Источники подчеркивают, что «проблемой является и отсутствие ряда компетенций, которые есть у южнокорейских верфей, занимающихся этим серийно», есть сложность в получении ряда технологий под санкциями. «В итоге преждевременно говорить о том, что к 2020 году можно обеспечить серийное строительство танкеров и газовозов большого дедвейта»,- отмечает один из них.

По мнению аналитиков, в идее возить нефть и СПГ на танкерах отечественного производства есть логика, если она не будет жестко привязана к 2020 году. «Если отсрочка по тем или иным позициям будет до десяти лет и будет возможность исключений из запрета по некоторым типам судов, то норму можно будет постепенно ввести»,- полагает эксперт. Кроме того, запрет на пользование иностранными судами, по мнению аналитиков, может стимулировать зарубежных судостроителей к локализации в России своей продукции, так как этого потребуют покупатели углеводородов.

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ