В 2015 году процедуру аудита на этапе проектирования прошли в общей сложности 30 объектов БАМ - Транссиба - Михаил Абызов - Морские вести России

В 2015 году процедуру аудита на этапе проектирования прошли в общей сложности 30 объектов БАМ - Транссиба - Михаил Абызов

24.03.2016

Российская экономика

Задача по проведению публичного независимого технологического и ценового аудита всех крупных инвестиционных проектов с госучастием была поставлена в одном из майских указов президента 2012 года. В чём важность этой процедуры применительно к проекту модернизации БАМ-Транссиба в интервью ТАСС рассказал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

- Механизм публичного технологического и ценового аудита является, пожалуй, одним из самых надёжных и результативных инструментов контроля за эффективностью реализации крупных инвестиционных проектов с государственным участием и расходованием средств. Процедура аудита позволяет уже на этапе подготовки проекта рассмотреть альтернативные варианты его реализации - как с точки зрения технологических, так и стоимостных решений - и выбрать оптимальный вариант.

Что касается БАМ-Транссиба, задача первого этапа в рамках технологического и ценового аудита заключалась в проведении анализа основных параметров реконструкции магистралей: по объёму грузопотоков, по основным элементам, которые представляют узкие места, по базе перевозчиков и грузоотправителей, по портовым мощностям. В результате были выявлены направления для оптимизации, даны соответствующие замечания и предложения. При этом хочу отметить высокий уровень проработки со стороны «РЖД» уже на втором этапе всех выявленных замечаний.

В этой связи не соглашусь с формулировками, которые я видел в некоторых недавних сообщениях СМИ о завышении стоимости объектов железнодорожной магистрали. Менеджмент компании анализирует информацию с учетом появившихся данных, оперативно внося в документацию все необходимые коррективы, позволяющие снизить затраты на реализацию проекта, и в целом демонстрирует конструктивное взаимодействие с экспертами.

- Сколько мероприятий проекта БАМ-Транссиб такой аудит уже прошли, и какой экономии удалось достигнуть?

- Правительственная комиссия по транспорту в декабре 2014 года поручила «РЖД» обеспечить проведение технологического и ценового аудита проектной документации по 72 объектам Восточного полигона. В первую очередь, мероприятия отбирались исходя из их приоритетности, значимости и стоимости. По 12 из них решение о дальнейшей реализации принимается только после проведения аудита. В 2015 году%едуру на этапе проектирования прошли в общей сложности 30 объектов, в том числе 8, решение о реализации которых принимается только после проведения аудита. Итоги аудита 6 из них рассматривались на общественно-экспертных обсуждениях в феврале этого года, в которых принимал участие Совет потребителей при госмонополии и представители Экспертного совета при Правительстве. По итогам аудита 6 проектов, о которых я сказал, «РЖД» рассчитывает сэкономить 1,6 млрд. рублей при суммарной стоимости объектов порядка 18 млрд. рублей. Таким образом, речь идёт об экономии порядка 9%.

Важно, что по итогам аудита этих 6 объектов были сформулированы типовые замечания, которые компания будет учитывать при реализации остальных мероприятий Восточного полигона, а также других инфраструктурных проектов. А это дает уже эффект масштабирования. Сейчас компания внедряет систему контроля за применением рекомендаций как на уровне проектных институтов, так и ведомственной экспертизы и аудиторов. Кроме того, стоит отметить, что «РЖД» работает с экспертным сообществом, Советом потребителей и в части оценки сценарности развития проекта в целом, а также его возможной корректировки с учетом результатов технологического и ценового аудита - это ещё один очень важный результат нашего взаимодействия.

- Была ли скорректирована общая стоимость проекта модернизации магистрали?

- Оптимизация по отдельным элементам не означает, что это автоматически распространяется на общую суммарную стоимость проекта. Хотя, безусловно, сейчас формируются ресурсы, которые могут быть использованы в будущем. Во- первых, эти деньги могут быть перенаправлены в том числе на реализацию иных мероприятий и проектов, которые на сегодняшний день находятся в большой инвестпрограмме «РЖД» и не реализуются по причине дефицита инвестиционного бюджета. Второе - не исключено, что некоторые из элементов модернизации БАМ-Транссиба подорожают, и выявленная экономия может это компенсировать. Кроме того, некоторые из узлов требуют более сложных технологических решений, и по ним стоимость реализации может быть даже увеличена, но при этом эксплуатационные характеристики будут улучшены, а эксплуатационные затраты снижены.

- Открытое правительство и Вы лично занимаетесь повышением прозрачности работы госкомпаний. Насколько «РЖД» соблюдает принципы открытости?

- Курс на повышение открытости госкомпаний, заданный президентом и председателем правительства, является важной составляющей всей системы открытого госуправления. Взаимодействие «РЖД» с Открытым правительством, с Экспертным советом при Правительстве началось чуть более двух лет назад, и за это время удалось достичь значительных успехов. Именно благодаря тому, что компания в конструктивном и прозрачном режиме выстраивает работу и с аудиторами, и с Советом потребителей, и с экспертным сообществом, удаётся выявить резервы для оптимизации проектов. Нам действительно необходимы качественные и оптимальные решения, а не процедуры «для галочки». В этой связи готовность к работе с экспертами и аудиторами, раскрытие информации и открытость дискуссий не создают негативные рыночные ситуации, а наоборот повышают уровень доверия - в этом убедились и в самой компании.

Также напомню, что в конце октября 2015 года был подписан План взаимодействия «РЖД» и Экспертного совета при Правительстве, который детализирует конкретные аспекты совместной деятельности, в частности, в рамках технологического и ценового аудита, корпоративного управления, долгосрочной программы развития компании. Таким образом, качество нашей совместной работы вышло на принципиально новый уровень.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ