Балтийский рубеж - Морские вести России

Балтийский рубеж

09.10.2022

Транспортная политика

Балтийский рубеж

Фото: пресс-служба Западного военного округа

Балтийское море станет морем НАТО – сегодня такие заявления буквально чуть ли не каждый день звучат от официальных представителей стран альянса. Особенно они участились после вступления Финляндии и Швеции в Североатлантический блок. Вот и президент Польши Анджей Дуда, комментируя расширение блока на двух новых членов, заявил, что теперь Балтика станет внутренним морем НАТО.

Борис Усвяцов, кандидат военных наук, профессор

Для России, чья история неразрывно связано с Балтийским морем, такие заявления звучат как очередной русофобский вызов. Напомню, что еще наши далекие предки называли Балтику и Варяжским, и Свейским морем и на стругах стремились к его дальним берегам, желая установить добрые соседские отношения с проживавшими там народами, наладить с ними обмен товарами. Но история свидетельствует, что и в те времена им чаще приходилось обороняться от нападения чужестранцев, с завидным постоянством стремившихся оторвать у русских хоть какой кусок земли.

Русский след на Балтике

В начале XVIII столетия Балтийское море стало для России «окном» в Европу. Правда «прорубать» его пришлось слишком долго – более двадцати лет. Именно столько продолжалась Северная война, по итогам которой Швеция потерпела поражение, а к России отошли Ингрия, Карелия, Эстляндия, Лифляндия и южная часть Финляндии (до Выборга). Российское влияние прочно утвердилось и в Курляндии. Была решена ключевая задача – обеспечение выхода России к морю и налаживание морской торговли с Европой.

В ходе Северной войны родился и Российский морской флот. Созданный гением Петра I, флот на Балтике сыграл главную роль в формировании и развитии всех других наших морских флотов. Именно он положил начало русской морской школе, не раз успешно противостоял врагу. На флоте служили ставшие впоследствии выдающимися флотоводцами адмиралы Ф.Ф. Ушаков, М. Лазарев, П. Нахимов, В. Корнилов, Г. Бутаков. В качестве командующего эскадрой именно адмирал Бутаков заложил основу современного флота России. Именно ему принадлежат слова: «От паровых судов можно и следует требовать мгновенности и внезапности перестроений, поворотов и захождений».

В лучших флотских традициях русские моряки-балтийцы в Первую мировую войну одержали немало побед над немецким флотом. Так, созданная русскими на Балтике минная угроза оказалась настолько эффективной, что немцы, потеряв большое количество боевых кораблей и транспортных судов, в том числе броненосный крейсер «Фридрих Карл», несколько эсминцев, в конце 1914 года надолго отказались от ведения морских боевых действий.

Особенно решительно и мужественно балтийцы действовали и в период Великой Отечественной войны. Даже несмотря на то что флот был вынужден уходить из мест постоянной дислокации, потеряв до 2/3 инфраструктуры и сократив на 30% личный состав, моряки вели на островах и побережье Балтийского моря ожесточенную борьбу против немецких захватчиков. Защищая Лиепаю, Таллин, Моонзундские острова, военно-морскую базу Ханко и удерживая Ораниенбаумский плацдарм, Балтийский флот отвлекал на себя крупные силы врага. Активные действия моряков, содействие войскам Ленинградского фронта помогли в обороне Ленинграда, в прорыве блокады города и последующих наступательных операциях Красной армии и флота.

В ходе войны выросли и закалились флотские военачальники Ю. Ралль, В. Дрозд, Ю. Пантелеев, И. Грен, Н. Амелько и многие другие.

Боевые успехи моряков Балтийского флота в Великой Отечественной войне были неразрывно связаны с их беззаветной преданностью Родине, непоколебимой верностью воинскому долгу. В годы войны более 150 балтийцев были удостоены звания Героя Советского Союза, а 20 кораблям и частям Балтфлота присвоено звание гвардейских.

В послевоенные годы Краснознаменский Балтийский флот превратился в главную силу региона. Надводные корабли, подводные лодки и морская авиация несли службу по охране рубежей нашей страны, ведения(ю) разведки и слежения(ю) за действиями натовских флотов, а также демонстрации флага в Северном и Средиземном морях, Атлантическом и Индийском океанах.

Перед развалом Союза ССР дважды Краснознаменский Балтийский флот имел в составе три военно-морские базы, эскадру подводных лодок, две дивизии надводных кораблей, восемь бригад боевых кораблей, отдельную бригаду морской пехоты, дивизию береговых войск, береговой ракетно-артиллерийский полк, восемь полков и две отдельные эскадрильи морской авиации флота. Военный совет флота во главе с командующим адмиралом Владимиром Григорьевичем Егоровым, несмотря на отвратительное отношение политического руководства страны к вооруженным силам, сумел сохранить боевой состав флота для выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности страны.

Школу Балтийского флота под руководством В.Г. Егорова прошли и ставшие впоследствии крупными военачальниками адмирал флота В. Куроедов, адмиралы В. Высоцкий, В. Кравченко, М. Абрамов, В. Комоедов, В. Гришанов, В. Валуев и другие. Именно на седой Балтике они, а также В. Чирков и К. Сиденко получили практику управления силами флота в ходе оперативно-стратегических учений и опыт подготовки ведения морских операций и взаимодействия с войсками приморских общевойсковых армий.

Катастрофа перестройки

Балтийское море всегда играло важную роль в жизни европейских государств, особенно тех, чьи границы выходят к морю – Германии, Польши, Дании, Швеции, Финляндии и России. Распад Советского Союза и образование прибалтийских государств, а тем более их вступление в Североатлантический альянс не могли не отразиться негативно на ситуации на Балтийском море. Откровенная враждебная позиция бывших союзных республик – Латвии, Эстонии, Литвы, а также бывшей Польской Народной Республики, размещение на их территориях войск и сил Североатлантического альянса предопределили частичную блокаду Калининградской области, превратив ее по существу в эксклав.

И тем не менее даже в этих условиях уже 20 лет Балтика продолжает занимать одну из наиболее значимых позиций во внешней торговле России. Через балтийские морские ворота осуществляется традиционный российский экспорт нефтепродуктов, угля, газа, металлов, леса и минеральных удобрений на европейский рынок. В эти годы практически весь грузопоток в акватории Балтийского моря стал идти через шесть российских морских торговых портов – Большой порт Санкт-Петербург, Высоцк, Приморск, Выборг, Усть-Луга и Калининград. Причем за последние 15 лет грузооборот вырос в три раза, составив по итогам 2021 года более 241,5 млн тонн.

Следует напомнить, что много лет после развала СССР российский экспорт по железной дороге шел нарастающей волной через доставшиеся этим прибалтийским территориям советские морские порты, как, впрочем, и через финские тоже. При этом, кстати, существенно пополняя бюджеты этих враждебных нашей стране режимов. И только в последние годы, когда торжество нацизма здесь стало яснее ясного, российская власть стала добиваться от своего бизнеса системного сокращения объемов перевалки экспортных грузов. И хотя небольшая часть экспортных грузов пока еще идет через порты Прибалтики и Финляндии, уже в ближайшее время они будут перенаправлены в российские морские порты.

По дну моря проходит газопровод «Северный поток-1», который связывает Россию и Германию. До 2021-го он считался самым протяженным в мире. Лидером стал газопровод «Северный поток-2», который получился на 10 км длиннее из-за обхода территориальных вод Дании. Строительство газопровода по дну Балтики подчеркивает значение Балтийского моря как канала транспортировки энергии. По этой причине Балтийское море в плане безопасности является важной территорией для России.

Что касается Балтийского флота, то он до нынешнего времени успешно решал все поставленные перед ним задачи – защиту экономической зоны и районов производственной деятельности, обеспечение безопасности судоходства, выполнение внешнеполитических задач нашего государства в экономически важных районах Мирового океана.

Трезвая оценка

Вместе с тем заявления о том, что Балтика станет внутренним морем НАТО, требует все же более трезвой оценки, насколько реально осуществление этой идеи и как Россия должна реагировать на нее. В этой связи нельзя не заметить, что блокада Балтийского моря в мирное время невозможна с точки зрения международного права. Так, проливы, через которые осуществляется выход из Балтийского моря в Северное море и далее в Атлантику, согласно Копенгагенской конвенции 1857 года являются международными водными путями. Также международным считается Кильский канал, который проложен по территории Германии и который соединяет Балтийское и Северное моря.

Конечно, учитывая, что сегодня коллективный Запад, поставивший целью уничтожение России, попирает все международные права, нельзя исключить, что то же самое он сделает и с этими проливами и Кильским каналом. Но, с одной стороны, это будет означать крах всей международной договорной системы, а с другой – встретит самый решительный отпор со стороны России.

Что касается Финского залива, то территориальные воды Эстонии и Финляндии не перекрывают его даже в самом узком месте (около 35 миль). Так что и его нельзя закрыть для российских кораблей и судов.

Поэтому напрашивается вывод, что все свои планы с Балтийским морем атлантисты связывают с военным противостоянием с Россией. Собственно говоря, тому свидетельством являются и их конкретные действия. Например, Эстония намерена вооружить свои войска системами большой дальности действия типа «поверхность-поверхность» в противокорабельном исполнении. При этом в Таллине не скрывают, что наличие таких систем позволит уничтожать корабли, идущие через Финский залив. Пока же Пентагон направил в Эстонию истребители-невидимки F-35, а также ударные вертолеты; Великобритания удвоила присутствие на военной базе Тапа примерно до 1700 человек.

В свою очередь министр обороны Швеции Хультквист заявил, что членство страны в НАТО должно сыграть свою роль в активизации вооруженных сил королевства и всего альянса на западном побережье, необходимой для контроля над входом в Балтийское море. Хотя ему следует знать, что с вступлением в НАТО Швеция и Финляндия потеряли не только нейтралитет, но и независимость. Однако Хультквист хочет увидеть подписание соглашения между Швецией, Норвегией и Данией, которое обяжет страны работать вместе для защиты западного побережья и всего Балтийского моря. Интересно от кого, от кого?

На языке «Искандеров»

Вынашивая такие планы, атлантисты не хотят учитывать ни уроков прошлого, ни предупреждения России об ответных мерах. Руководство нашей страны ранее не раз заявляло, что примет соответствующие шаги в ответ на создание базы американской противоракетной системы в Польше. Однако и в Варшаве, и в Вашингтоне эти заявления проигнорировали. Итогом чего можно считать развернутые в Калининградской области российские оперативно-тактические комплексы «Искандер». Там же обосновались и носители аэробаллистических ракет «Кинжал» высотные истребители-перехватчики МиГ-31К.

Россия будет и впредь наращивать свою военно-морскую мощь, в том числе и на Балтийском море, учитывая усиление борьбы среди мировых держав за ресурсы Мирового океана и морские транспортные пути. Об этом говорится в новой Морской доктрине, подписанной президентом РФ – Верховным главнокомандующим Владимиром Путиным 31 июля 2022 года в День Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге.

К районам, играющим важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности и экономической деятельности государства, доктрина относит Балтийское море и Балтийские проливы. При этом в качестве одного из приоритетов России указывается необходимость создания в Санкт-Петербурге, Калининградской и Ленинградской областях благоприятных условий для развития морского транспорта, строительства конкурентоспособных судов транспортного, ледокольного и рыбопромыслового флотов.

Документ предусматривает развитие и обеспечение транспортной доступности Калининграда. «Обеспечение транспортной доступности Калининградской области за счет функционирования паромной линии в направлении морских портов Усть-Луга и Санкт-Петербурга», – говорится в нем.

Доктрина также имеет целью развитие отечественной прибрежно-портовой инфраструктуры – железнодорожных путей, логистических центров и портовых комплексов по переработке грузов во всем Балтийском бассейне.

Вполне естественно, что новая доктрина в полной мере касается и системы базирования Балтийского флота, его способности гарантированно обеспечить защиту национальных интересов РФ в Балтийском море.

Учитывая небольшие размеры Балтийского моря, его мелководье, наиболее логичным представляется в дальнейшем повышение боевых возможностей флота за счет вооружения его легкими силами в качестве основного ударного средства поражения и более мощными ударными кораблями для их защиты. В частности, это должны быть хорошо вооруженные скоростные и мореходные ракетные катера, малозаметные в радиолокационном диапазоне.

Балтийскому флоту нужны и подводные лодки, но меньшего размера и водоизмещения. К сожалению, сегодня в России пока нет таких субмарин.

В авиации могут сыграть огромную роль вертолеты Ка-52К, но при условии обновления радиолокационных комплексов, что во взаимодействии с надводными кораблями обеспечит эффективную борьбу с подводными лодками вероятного противника.

Одним словом, Россия должна быть готова, и пусть соседи и их друзья не сомневаются, будет готова, как всегда, дать сокрушительный отпор любому агрессору, кто попытается помешать или ограничить ее интересы в акватории Балтийского моря.

Морские вести России №12 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика