Керченский пролив может больше - Морские вести России

Керченский пролив может больше

28.02.2022

Транспортная политика

Керченский пролив может больше

Фото: taman.rosavtodor.ru

Развитие транспортной инфраструктуры на Азово-Черноморском бассейне направлено на обеспечение перегрузки грузов на искусственно образованных рейдовых перегрузочных районах в акваториях Азовского моря на транспортные суда грузоподъемностью 50 000 тонн.

В. Устинов, доцент кафедры технологии транспортных процессов и управления водным транспортом, к.т.н. ФГБОУ ВО «Государственный университетимени адмирала Ф.Ф. Ушакова»

Г. Зеленков, профессор кафедры высшей математики и физики, д.ф.-м.н. ФГБОУ ВО «Государственный университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»

Технические характеристики Крымского моста позволяют проход судов с надводным высотным габаритом не более 33 метров при длине до 252 метров и осадкой не более восьми метров. Однако фактические глубины Керченского пролива не позволяют осуществлять безопасное плавание таким судам, и, как следствие, рейдовую погрузку судов среднего и крупного тоннажа 50-100 тыс. тонн вынуждены осуществлять в Черном море, теряя при этом время на технологический простой в ожидании подвоза грузов на судах «река-море» из портов Волго-Донского бассейна.

Канал четырех колен

Согласно пункту 47 Обязательных постановлений по порту Керчь на Керчь-Еникальском канале (КЕК) устанавливается двустороннее движение судов, однако этим же пунктом установлено, что «в зоне подмостового перехода КЕК от пары буев №19 и №20 до пары буев №23 и №24 устанавливается одностороннее движение для судов длиной более 20 метров. Регулирование движения осуществляется СУДС».

Данное требование прохода судов под Крымским мостом практически сводит к нулю двустороннее движение для судов, следующих по всему пути Керченского пролива, в связи с чем судовладельцы и грузовладельцы вынуждены тратить значительное время на прохождение Керченского пролива, простаивая в очереди ожидания прохода КЕК.

Керчь-Еникальский канал состоит из четырех колен: Павловское, Бурунское, Еникальское и Чушкинское (рис. 1), на которых установлены глубины: Павловское – 8,3 метра; Бурунское – 9,2 метра; Еникальское – 9,2 метра; Чушкинское – 9,3 метра.

Рисунок 1. Керченский пролив с двумя проходными каналами КЕК и ТСП.

Источник: www.shippingexplorer.net/ru/features

Таманский судоходный путь

В качестве альтернативы КЕК в период, когда Крым был украинским, в Керченском проливе Морской администрацией порта Темрюк под руководством В.В. Сазонова на российской стороне пролива был создан Таманский судоходный путь (ТСП), образованный фарватерами №52 и №50 с глубинами до 4,5 метра с двусторонним движением.

ТСП проходит параллельно коленам КЕК и соединяется с ним в районе пары буев №19, №20 с юга и в районе пары буев №23, №24 с севера. То есть в районе участка прохода под Крымским мостом на протяжении 1,6 морской мили (м.м.).

Рисунок 2. ТСП с участком перехода между фарватерами № 50 и № 52 с зоной подмостового перехода

Источник: www.shippingexplorer.net/ru/features

На рисунке 2 показан участок ТСП с участком перехода между фарватерами №50 и №52 с зоной подмостового перехода. Протяженность одностороннего движения от первого осевого буя ТСП до пары буев №19, №20 КЕК составляет 2,3 мили. Данное обстоятельство также сводит двустороннее движение по ТСП к минимуму и составляет единичные случаи при встречном движении судов из порта Керчь в северном направлении при встрече с судами, следующими по ТСП с севера на юг. Но никак не способствует эффективности пропускной способности Керченского канала как до строительства Крымского моста, так и после его ввода в эксплуатацию. Следует отметить, что навигационная ширина подмостового прохода составляет 185 метров. Следовательно, имеются основания пересмотреть возможность расхождения судов под мостом исходя не из длины, а из ширины, скорости судов и скорости течения. Ведь основное количество судов, проходящих по каналу, – это суда типа «река-море», имеющие ширину до 16-18 метров.

Если бы при проектировании Крымского моста был учтен Таманский судоходный путь с перспективой доведения глубин аналогично КЕК, то Крымский мост был бы спроектирован и построен с двумя судоходными арками – одна для прохода по КЕК с юга на север и вторая для прохода по ТСП с севера на юг.

Сегодня, несмотря на то что в Обязательных постановлениях по портам Керчь и Кавказ объявлено двустороннее плавание по КЕК и ТСП, по факту СУДС регулирует исключительно реверсивное движение в составе караванов судов. Исключительность реверсивного движения в составе караванов судов объясняется множеством условий, регламентирующих одностороннее движение, в числе которых много судов с опасными грузами. К данному условию караванной методики прохода пролива относится неравномерное распределение проходной нагрузки между КЕК и ТСП вследствие малых глубин на ТСП. В результате этого скапливается большое количество судов на рейдовых стоянках на севере и на юге в ожидании прохода пролива.

Для того чтобы сократить время прохода судов по Керченскому проливу в условиях одной судоходной арки Крымского моста, необходимо:

1. ТСП довести до параметров КЕК, т.е. углубить до проходной осадки 9,5-10,0 метра.

2. Расширить КЕК и ТСП до границ, позволяющих расхождение и обгон судов с различными видами грузов и максимальными размерами судов (длина 252 м, ширина 25 м), установленными Обязательными постановлениями по портам Керчь и Кавказ.

3. Разработать математическую модель оптимизации скоростного режима подходящих к проливу и следующих через Керченский пролив судов в целях увеличения пропускной способности пролива и исключения стоянки судов в ожидании прохода пролива.

После выполнения данных трех условий станет возможным снять все ограничения по двустороннему движению в Керченском проливе, за исключением участка под Крымским мостом для определенных групп судов. То есть установить прохождение по КЕК только с юга на север, а по Таманскому судоходному пути только с севера на юг. Очередность реверсивного прохода под Крымским мостом контролирует и регулирует СУДС на базе математической модели оптимизации скоростного режима подходящих к проливу и следующих по проливу судов.

Такая модель позволит регулировать реверсивное движение судов только при проходе под Крымским мостом, то есть на участке канала КЕК между буями №19, №20 и буями №23, №24 (расстояние 1,6 м.м.).

В основу такой математической модели закладывается расчет скорости подходящих к проливу судов в обеспечение поддержания расстояния не менее 1 м.м. между судами, следующими одновременно по КЕК и ТСП в противоположных направлениях и в обеспечение наличия одного судна на участке канала КЕК между буями №19, №20 и буями №23, №24, следующего в том или ином направлении (с юга на север или с севера на юг). При этом математическая модель оптимизации скоростного режима судов в реальном режиме времени:

1) контролирует указанные выше параметры скорости и расстояния между судами на КЕК и ТСП;

2) при необходимости выдает голосовые рекомендации для оператора СУДС и для капитана того или иного судна, в отношении которого необходима корректировка скоростного режима в обеспечении как расстояния между судами, так и одного судна под мостом участка канала КЕК между буями №19, №20 и буями №23, №24;

3) в автоматическом режиме и в реальном времени принимает и обрабатывает возмущающие факторы, влияющие на судоходство, такие как скорость и направление ветра и течения на всех участках фарватеров КЕК и ТСП;

4) принимает и обрабатывает команды оператора СУДС по вводу в модель за 48 часов, за 24 часа, за 2 часа данных по судам, подходящим к КЕК и ТСП с юга и севера соответственно.

Таким образом, за счет двустороннего движения судов по КЕК и ТСП удастся увеличить пропускную способность Керченского пролива.

Факторы повышения конкурентоспособности портов

Очевидно, что если будет принято решение довести глубины КЕК и Таманского судоходного пути до проходной осадки 9,5-10,0 метра, а также расширить фарватеры КЕК и Таманского судоходного пути до границ, обеспечивающих безопасное расхождение судов длиной до 252 метров при ширине до 25 метров, то это положительно отразится на конкурентоспособности портов России Волго-Донского бассейна.

Исключение времени простаивания судов в ожидании прохода Керченского пролива из времени рейсов увеличит оборот судов между портами Черного моря, Средиземноморья и рейдовыми перегрузочными районами порта Кавказ. Это, соответственно, потребует от стивидорных компаний инвестиций в технические и технологические процессы в целях увеличения пропускной способности терминалов и портов.

Напомним, только по рынку зерновых культур Россия находится на третьем месте в мире по производству пшеницы (8,3% мирового производства), по экспорту зерна (12,6% мировой торговли). Россия занимает первое место в мире по производству ячменя (14,2% от мирового производства) и четвертое по его экспорту (12,0% мировой торговли). По экспорту нефтепродуктов из портов Южного бассейна Россия также находится в первой десятке экспортеров.

Модернизация существующих и создание новых объектов рыночной инфраструктуры требует значительных объемов инвестиций, имеющих длительные сроки окупаемости, что предопределяет необходимость существенной господдержки как финансовой, так и организационно-технической, которая может быть реализована в форме государственно-частного партнерства на базе ФГУП «Росморпорт».

Российский зерновой союз предложил разработать государственную целевую программу «Развитие инфраструктуры рынка зерна и продуктов его переработки». Данная госпрограмма предусматривает строительство мощностей по хранению зерна, оптимизацию территориальной структуры размещения мощностей портовых элеваторов, развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с прогнозными показателями увеличения объемов экспорта зерна и продуктов его переработки, предусмотренными средними и долгосрочными прогнозами развития агропродовольственного сектора.

Таким образом, видна потребность в развитии транспортной инфраструктуры в Азово-Черноморском бассейне для обеспечения экспортного потенциала грузов с учетом его увеличения в будущем. При необходимости значительного увеличения отгрузки экспортной пшеницы требуется увеличить эксплуатационное время перегрузочных процессов за счет сокращения времени транспортировки водным транспортом от устья Дона до перегрузки на рейде в морские транспортные суда.

В настоящее время такая перегрузка осуществляется на рейдовых перегрузочных районах порта Кавказ в Черном море, в то время как условия плавания по Керченскому проливу для большегрузных транспортных судов позволяют проходить под Крымским мостом по надводным габаритам судов. Следовательно, если довести глубины на КЕК, ТСП и в местах искусственно образованных рейдовых перегрузочных районов в Азовском море до 15-18 метров, то суда грузоподъемностью 50-60 тыс. тонн смогут пройти в Азовское море на рейдовую погрузку.

Таким образом, сократится путь доставки грузов из речных портов Волжского бассейна, морских портов Азовского моря и морского порта Ростов-на-Дону до рейдовой погрузки грузов на транспортные морские суда в Азовском море.

Разработка такого проекта рейдовой перегрузки зерновых в Азовском море должна заинтересовать Российский зерновой союз в ходе реализации государственной целевой программы «Развитие инфраструктуры рынка зерна и продуктов его переработки», так как данная госпрограмма предусматривает развитие транспортной инфраструктуры, в числе которой и внутренние водные пути России.

Если не включить в целевую программу перегрузку зерновых в Азовском море, то средние и долгосрочные прогнозы увеличения объемов экспорта зерновых и продуктов их переработки вряд ли оправдаются.

Кизилташский лиман

В случае продолжения темы развития портовых мощностей на юге страны заслуживает внимания и Кизилташский лиман, площадь акватории которого 150 км2, что превосходит площадь акватории Цемесской бухты (60 км2) в порту Новороссийск, а береговая черта имеет выгодный рельеф, готовый для организации перегрузки «с колес» на железнодорожный и автомобильный транспорт.

Данную акваторию можно рассматривать как внутреннюю акваторию порта Тамань. На ровной местности строительство портовых терминалов и перегрузка грузов будет рентабельной и конкурентоспособной, так как лиман закрыт от волнения моря, нет горной местности. Дноуглубительные работы не будут связаны с разработкой тяжелых грунтов, как имело место быть на внешней акватории порта Тамань, так как здесь преобладают песчано-илисто-глинистые грунты, которые разрабатываются земснарядами (землесосами), и этим же грунтом намывается территория, необходимая для причальной линии, автомобильных, железнодорожных, контейнерных площадок.

По предварительным прогнозам, требуемая навигационная площадь внутренней акватории порта Тамань позиционируется не менее 7,5 км2. Подходной канал шириной 0,5 морской мили (м.м.) целесообразно образовывать с 20-метровой изобаты, находящейся в 3,6 м.м. от входа в Кизилташский лиман, так как при таких глубинах будет гарантирован прием судов у причалов с осадкой до 17 метров.

Извлеченного грунта будет достаточно, чтобы образовать намывную территорию транспортно-логистического центра (ТЛЦ) порта Тамань площадью около 30-33 км2, при этом высота причального фронта от воды будет около 3-4 метров. Исходя из данного прогноза, следует, что стоимость 1 м2 образованной навигационной внутренней акватории порта Тамань (13,6 км2) и территории (30 км2) составит около $40/м2.

На наш взгляд, такой проект развития Таманского порта на Черном море более эффективен, чем проект на открытой акватории Черного моря, продвигаемый АО «Ленморниипроект» (рис. 3). Начиная с 2018 года проектирование данного района порта Тамань продолжается до сегодняшнего дня.

Рисунок 3. Проектируемые акватория и территория сухогрузного района в порту Тамань

Источник: АО «Ленморниипроект», порт Тамань

За это время введены в эксплуатацию четыре терминала со 100%-ным частным капиталом. Три из них уже эксплуатируются по перегрузке нефти, нефтепродуктов, каменного угля, зерновых грузов и пищевых масел – это терминалы №2, 3, 4 компаний ЗАО «Таманьнефтегаз», ООО «Морской терминал Тамань» и ООО «Зерновой терминальный комплекс Тамань», ООО «ОТЭКО-Портсервис» соответственно (рис. 4).

Рисунок 4. Акватория и территория действующих грузовых терминалов в порту Тамань.

Источник: ФГБУ «Администрация морских портов Чёрного моря»https://bsamp.ru/section-view-borders-taman

По сути, если в действительности рассматривать развитие порта Тамань в Кизилташском лимане, то данные терминалы расположены достаточно далеко от сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов, что способствует наименьшему вредному воздействию на них.

Следовательно, на образованной в Кизилташском лимане внутренней акватории порта Тамань целесообразно создать причальный фронт и терминалы по перегрузке грузов с наименьшим вредным воздействием на окружающую среду, таких как контейнерные грузы, металл, пиломатериалы и другие грузы, которые в настоящее время перегружаются в порту Новороссийск.

Внутренняя акватория 13,6 км2 и территория терминальных комплексов 30 км2 вполне обеспечат переориентацию части грузов из порта Новороссийск в порт Тамань, разгрузив тем самым два тоннеля и складские площади грузовых терминалов в Новороссийске. Вопрос за экологами, ведь такая огромная площадь водной поверхности внутренних вод не должна оставаться без внимания транспортной отрасли страны.

Использование Кизилташского лимана представляет интерес и для эксплуатации экранопланов на пассажирских перевозках в каботажном прибрежном плавании. Защищенная акватория лимана позволяет организовать посадку/высадку пассажиров. Следование экраноплана над водной поверхностью со скоростью 350-400 км/ч удовлетворит потребности в пассажироперевозках между портами Азово-Черноморского бассейна.

Морские вести Росии №1 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ