Перспективы отрасли обозначила новая Транспортная стратегия - Морские вести России

Перспективы отрасли обозначила новая Транспортная стратегия

17.01.2022

Транспортная политика

Перспективы отрасли обозначила новая Транспортная стратегия


Фото: пресс-служба Форума «Транспорт России – 2021»

Россия имеет шанс сделать качественный рывок в скорости и эффективности перевозки пассажиров и грузов, заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов на площадке прошедшего в ноябре форума «Транспорт России – 2021». Здесь обсуждали обновленную Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Действовать предполагается по двум направлениям – формировать транспортные коридоры и внедрять цифровые технологии, создав при этом единую опорную транспортную сеть из всех видов транспорта.

Евгений Владимиров

Портам нужна дозагрузка

В обновленной Транспортной стратегии две принципиальные новации. Во-первых, все намеченные преобразования и инновации исходят из потребностей прежде всего людей, потом бизнеса и государства. Как пояснил министр транспорта РФ Виталий Савельев, каждый объект должен принести конкретную пользу всем. Во-вторых, в России будет создана единая опорная транспортная сеть, которая объединит аэропорты, автодороги, железнодорожные магис-трали, морские порты и внутренние водные пути. «Все вот это – наша кровеносная система, тот транспортный каркас, на котором будут базироваться все отрасли транспорта», – заметил глава Минтранса.

Внешний периметр транспортной системы России – морские порты. Через них грузы идут на экспорт, импортируются в страну или проходят транзитом. Но потенциал портов используется лишь частично. «К сожалению, у нас из 67 портов на текущий момент только 6 портов загружены на полную мощность, под 100%. Остальные порты требуют дозагрузки, и в этом направлении нам придется активно работать», – сказал В. Савельев.

В опорную сеть включили 33 порта. Им уделят особое внимание не только в плане расширения портовой инфраструктуры, но и в плане развития подводящих путей. Пропускную способность железных дорог предполагается повысить, особенно на подходах к морским портам.

Более полно должны быть задействованы внутренние водные пути. Объем грузоперевозок по рекам к 2030 году планируется увеличить до 180 млн тонн. Но для этого потребуется обеспечить глубины минимум 4 метра

к 2030 году на всей протяженности единой глубоководной системы.

В ближайшем будущем будет активно развиваться и транспортный коридор Северного морского пути, он должен составить конкуренцию Суэцкому каналу. Прорабатывается проект транспортной Арктической зоны, в который включены не только арктические морские порты, но и железнодорожные северные широтные ходы, и речные пути с выходом в Арктику. «Все-таки географическое расположение России надо использовать в полном объеме», – заметил В. Савельев.

Акцент на пропускные способности железных дорог

Основа товаропроводящей инфраструктуры – железные дороги. Эта роль сохранится за ними и в будущем. Потому основной акцент предполагается сделать на увеличении пропускной способности железнодорожных магис-тралей в восточном, южном и северо-западном направлениях, отметил первый вице-премьер Андрей Белоусов.

На восточном направлении Россия будет наращивать экспорт угля. По прогнозам, спрос на углеводороды, и в том числе на твердое топливо, в Юго-Восточной Азии сохранится еще многие годы, если не десятилетия. Так что вложения в модернизацию Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской магистрали (Транссиб), по мнению первого вице-премьера, вполне оправданы.

К тому же расширять Восточный полигон нужно быстро, так как на провозные мощности спрос высок, а их явно не хватает. Потому сейчас на этом направлении сконцентрированы огромные ресурсы и «идет очень активный процесс», сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин.

Первый этап проекта предполагается закончить в этом году. Провозная способность железной дороги в восточном направлении в прошлом году уже выросла до планового показателя 144 млн тонн в год. Второй этап должны завершить к 2024 году. Тогда провозная способность БАМа и Транссиба вырастет до 182 млн тонн. Третий этап рассчитан до 2035 года. К этому сроку по магис-тралям на Восточном полигоне должны перевозить уже 240 млн тонн грузов в год, учитывая растущие объемы транзитных перевозок и контейнерооборота между Китаем и странами Евросоюза в главном коридоре «Восток – Запад».

Другой транспортный коридор «Север – Юг» формируется как важное транзитное направление между странами Северо-Западной Европы, Каспийского бассейна, Персидского залива, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Значительная часть коридора (от 33% до 53%) проходит по железным дорогам России. Основной является ветка от Санкт-Петербурга через Москву, Рязань, Саратов, Волгоград до Астрахани. Но для развития этого коридора нужна модернизация астраханского транспортного узла и развитие мощностей порта Оля на Каспии. Как отмечают аналитики Евразийского банка развития, через коридор «Север – Юг» к 2030 году может проходить от 5,9 млн до 11,9 млн тонн грузов. Сейчас через порт Оля проходит около 0,5 млн тонн грузов в год.

В ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) планы по увеличению контейнерных перевозок на разных направлениях считают вполне реальными при условии расширения железнодорожной инфраструктуры. В направлении Восток – Запад к 2024 году компания должна будет обеспечить перевозку 1,7 млн контейнеров в ДФЭ, а к 2035 году – выйти на 3-4 млн контейнеров в ДФЭ.

Но эта цифра могла быть и больше, отметил на площадке транспортного форума генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров. По его словам, сейчас каждые сутки на сети РЖД находятся более 680 контейнерных поездов, хотя еще два года назад их было всего 200. Как подчеркнул О. Белозеров, важна универсальность стратегии, четко обозначенная в ней взаимосвязь различных видов транспорта.

Автодороги и авиалинии будут «сшивать» регионы

Развивать основные автомобильные трассы по международным транспортным коридорам будут во взаимосвязи с развитием региональных дорог. В 2024 году планируется запустить скоростную трассу Москва – Казань, которая станет частью коридора Европа – Западный Китай. Прорабатывается продление дороги до Екатеринбурга и Новосибирска. Кроме того, возобновилась работа над проектом строительства трассы «Меридиан». Как рассказал М. Хуснуллин, сейчас просчитывается финансовая модель трассы, сроки ее окупаемости и определяются возможные этапы строительства. Эта дорога пройдет через восемь регионов страны и свяжет Казахстан с западными границами России.

Ключевые федеральные автотрассы дополнят железнодорожные магис-трали, а региональные дороги должны обеспечить более плотное покрытие страны сетью транспортных путей. По словам главы Минтранса, в России 1,5 млн километров дорог, федеральных трасс – 65 тыс., а региональных и муниципальных – около полумиллиона. Это не много. На карте страны немало мест, где вообще нет дорог на многие километры.

В региональную опорную сеть включили все дороги федерального значения и 73 тыс. дорог регионального значения, рассказал В. Савельев. Далее сеть будет расширяться с учетом демографических, экономичес-ких, социальных и других условий, то есть исходя из потребностей жителей и предприятий. Смысл в том, чтобы повысить мобильность населения, «сшить» страну, обеспечить возможность свободного перемещения из одной точки в другую.

Но строить новые дороги имеет смысл, только если поддерживаются в нормативном состоянии действующие трассы. Иначе это не даст того качественного рывка в перевозке грузов и пассажиров, на который мы рассчитываем, подчеркнул В. Савельев. По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» до 2024 года планируется построить и реконструировать 1,8 тыс. км федеральных трасс.

Связывать между собой регионы страны в единое социально-экономическое пространство призвана и авиация. Без нее покрыть транспортными сетями территорию в 17,3 млн кв. км очень сложно, отметил министр. Но важно обеспечить доступность этих услуг. Речь идет о создании новых компаний-лоукостеров.

Как авиация связывает территории на деле, рассказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко. В будущем году в регионе планируют завершить строительство нового аэровокзала с пассажиропотоком до 5 млн пассажиров. Построят новую посадочную полосу, расширят сеть посадочных площадок для местных воздушных линий. «Это все делается для доступности транспортной. И мы планируем создать транспортный логис-тический узел, где будут пересекаться и авиация, и железная дорога, и автомобильный транспорт в 30 километрах от порта», – сказал глава региона.

Зеленый эксперимент на Сахалине

В. Лимаренко также рассказал о том, что Сахалин сейчас начинает эксперимент по низкоуглеродной экономике. Для этого будут реализованы проекты на всех видах транспорта, предполагающие снижение углеродного следа. Так, с «Газпромом» сейчас обсуждается возможность производства современного керосина с минимальными выбросами на основе газоконденсатов. С компанией «Газпромнефть» прорабатывается возможность производства экологического авиатоплива (SAF), которое производится с использованием возобновляемых источников энергии, полученных в том числе при переработке леса.

В портовой сфере, с учетом того, что на Сахалине производится СПГ и будут новые СПГ-заводы, планируется использовать порт Корсаков для отгрузки специальных контейнеров для обеспечения газом Курильских островов. Также будет производиться бункеровка судов СПГ-топливом. Из новаций – прорабатывается проект терминала для перевалки водорода – продукции водородного производства, которое планирует Госкорпорация «Росатом».

Зеленый проект сегодня реализуется и в порту Шахтерск, где строится электротранспортер закрытого типа протяженностью 23 км для доставки угля из разреза прямо на угольный терминал. Это тоже вклад в снижение углеродного следа. Рядом с портом Поронайск запланировано строительство завода по переработке газового конденсата с последующей перевалкой продукции завода, а также ее использованием в качестве судового топлива.

Половина автотранспорта к 2026 году, по словам губернатора, должна перейти на газомоторное и электрическое топливо, строительство электрозаправок уже разворачивается в области. «Здесь сегодня прозвучала мысль о том, что Европа к 2050 году планирует выйти на углеродную нейтральность, Китай – к 2060 году. Так вот Сахалинская область как один из экспериментальных регионов планирует выйти на углеродную нейтральность к 2025 году», – сообщил В. Лимаренко.

Перевозки ускорят за счет цифровизации

Интегрировать все виды транспорта в одну систему призваны цифровые технологии. Их внедрение, по выражению В. Савельева, проходит красной нитью через всю Транспортную стратегию. Цифровизация уже глубоко проникла в транспортную отрасль и меняет транспортный ландшафт.

Во-первых, совсем скоро на дороги выйдут беспилотные автомобили для коммерческого использования. Автономные грузовики на трассе М-11 «Нева» начнут тестировать уже в следующем году. Транспортной стратегией предусмотрено создание беспилотных логистических коридоров. Также готовится выход автономных судов, внедрение аэродромных услуг для беспилотников. Скоро перево-зить пассажиров и доставлять грузы из одной точки в другую будут беспилотные квадрокоптеры, поделился В. Савельев.

Планируется развитие и самой транспортной инфраструктуры с учетом современных цифровых технологий. На дорогах уже началось внедрение интеллектуальных транспортных систем. В Москве уже установлено почти три тысячи «умных» светофоров, которые включают и промышленный коммутатор, и видеокамеры, и датчики движения, и точки доступа Wi-Fi, рассказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Интеллектуальные транспортные системы могут считывать огромное количество информации с помощью онлайн-датчиков при движении транспорта со скоростью больше 150 км в час. По словам вице-премьера, такие стандарты будут проработаны на трех тестовых федеральных трассах.

Во-вторых, за счет использования электронных документов, электронных пломб и других цифровых технологий удастся создать бесшовную логистику. Уже в 2022 году на портале Госуслуг запустят новый суперсервис «Безбумажные перевозки» и для пассажиров, и для грузов, рассказал Д. Чернышенко. В электронном виде будут оформляться транспортные накладные, путевые листы, предрейсовый и послерейсовый осмотр, специальные разрешения на перевозку грузов.

Электронные транспортные накладные, заказ-наряды и другие сопроводительные документы все грузоперевозчики смогут использовать уже с 1 января 2022 года. Это точно сократит издержки и увеличит количество перевозок. По словам вице-премьера, цифровизация уже привела к увеличению мобильности населения на 10%. «Это мощнейший катализатор-ускоритель, дебюрократизатор, убийца бюрократических коррупционноемких процессов», – заметил Д. Чернышенко.

В-третьих, цифровая инфраструктура будет развиваться и в пунктах пропуска через госграницу РФ. Это ускорит оформление грузов. А для пассажиров прохождение предполетных процедур ускорят технологии биометрии. Как предполагается, к 2030 году 80% поездок будет проходить с использованием этой технологии, рассказал вице-премьер. Биометрия уже внедрена в Московском метрополитене и в аэропорту Шереметьево.

В итоге цифровизация позволит снизить издержки и повысить производительность труда как минимум в два раза. Вот только нужно уже сейчас задуматься, чем занять людей, которые будут высвобождаться, заметил В. Савельев.

Морские порты №9 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ