Северный углеводородный путь
09.12.2021
Транспортная политика
Шесть новых морских проектов «Росатома»
Фото: «Морские вести России»
В апреле 2019 года ФГУП «Гидрографическое предприятие» вошло в госкорпорацию «Росатом». При этом предприятие наделили новыми функциями – строительством и эксплуатацией портовой инфраструктуры.
В рамках федерального проекта по развитию Северного морского пути в ближайшие годы организация должна поспособствовать кратному росту вывоза углеводородов в Арктике.
В ходе форума «Инфраструктура портов: новое строительство, модернизация, эксплуатация», организованного журналом «Морские порты» на площадке Аналитического центра при Правительстве РФ, заместитель гендиректора по развитию ФГУП «Гидрографическое предприятие» Андрей Чумаченко рассказал о шести реализуемых и перспективных проектах развития портовой инфраструктуры.
Терминал сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний»
Инвестором объекта выступает ПАО «НОВАТЭК». Начиная с 2019 года ведутся работы по строительству объектов федеральной собственности. Их стоимость 95,75 млрд рублей.
В 2026 году грузооборот терминала должен составить 21,6 млн тонн. Срок реализации проекта 2020-2022 гг.
«В 2020-2022 годах в рамках проекта будет выполнен объем дноуглубительных работ в 20,5 млн куб. м. В прошлом году были разработаны 11,9 млн куб. м грунта, план на этот год – 8,6 млн куб. м», – отметил представитель «Гидрографического предприятия».
Терминал сжиженного природного газа «Обский»
Инвестором проекта также выступает ПАО «НОВАТЭК» в лице дочерней компании «Обский СПГ». Планируемый грузооборот объекта – 4,8 млн т СПГ. Стоимость строительства федеральных объектов инфраструктуры – 1,8 млрд рублей, к их строительству приступят в 2022 году. Работы уже получили положительное заключение Главгосэкспертизы.
Реконструкция судоходного подходного канала в Обской губе
Рост грузопотока в связи с увеличением транзита и запуском «Утреннего» и «Обского СПГ» выявил необходимость реконструкции канала в Карском море.
В результате работ его расширят до 573 м, длина составит 56,4 км, глубина 15,1 м, что позволит проложить в зимнюю навигацию до 5 ледовых каналов.
Стоимость проекта – 35,5 млрд рублей, завершить работы планируют в 2022 году.
В рамках I этапа в этом году проведут дноуглубление в объеме 48,5 млн куб. м. В прошлом году за короткую навигацию в 80 дней были извлечены рекордные 32,5 млн куб. м грунта.
Нефтяной терминал «Порт Бухта Север»
Инвесторами выступают «Таймырнефтегаз-Порт» и «Восток Ойл». Грузооборот объекта к 2025 году должен составить 26,1 млн тонн. Стоимость проекта – более 80 млрд руб., из них федеральная составляющая –
3,2 млрд руб.
В результате дноуглубительных работ акваторию объекта углубят до 18 м. В настоящее время получено положительное заключение экспертизы по технической части проектной документации.
Плановый срок запуска в эксплуатацию – 2024 год.
Морской терминал на базе Сырадасайского угольного месторождения
Инвестором выступает ООО «Северная звезда», которое намерено вложить в стройку порядка 7 млрд руб. Из федерального бюджета инвестируют 3,038 млрд руб.
Планируется, что терминал выйдет на показатель грузооборота 7 млн тонн угля в год. Инвестором получено разрешение на строительство, выполняются проектно-изыскательские работы.
Сроки реализации – 2021-2024 гг.
Система мониторинга гидрометеорологических факторов (СГММ) Морского канала
Конечно, обеспечить безопасность такого грузопотока углеводородов нельзя без достоверной гидрометеорологической информации. Для этого и создадут СГММ, которая будет передавать данные в штаб морских операций ФГУП «Атомфлот».
В настоящее время «Гидрографическое предприятие» объявило тендер на выполнение проектно-изыскательских работ по проекту.
«В декабре 2022 года планируется передать систему в опытную эксплуатацию, а в промышленную – уже в ноябре 2023 года», – заключил Андрей Чумаченко.
Морские вести России №13 (2021)