Главный движитель интересов флота российского - Морские вести России

Главный движитель интересов флота российского

22.03.2020

Транспортная политика

Размышления после одного заседания


В Москве в декабре итоги уходящего и планы наступающего года подвело на расширенном заседании правления Общероссийское движение поддержки флота – ДПФ. География ДПФ – это 63 региона России и не только морские, речные, но и все территории, где живут, служат, работают моряки, речники, судостроители, судоремонтники, моряки-пограничники, рыбаки и все, кто так или иначе связан с флотом.

Андрей Макаров, журналист

Сегодня ДПФ – главный всероссийский институт нашего общества, действующий около тридцати лет с пользой для флота. Можно сказать, первый лоббист флота. Слово это многозначное, и чаще подразумевается работа за плату по продвижению чего-либо, какой-либо идеи или товара. А для ДПФ все 28 лет деятельности девизом выступает «служение вместе за Россию и флот», и платой является начинающееся действительное развитие морского, речного потенциала нашего Отечества. И все эти годы оно остается с флотом, с людьми флота: военного и гражданского.

Век борьбы моря и сухопутья

Мир и нового века оказался не таким добродушным, как это многим виделось в конце прошлого. В 1999 году Движение поддержки флота провело стратегическую конференцию «Национальная морская политика России: разработка и реализация», которая положила начало формированию национальной морской политики России. Именно на ней был задан системный вектор развития флота: военного и гражданского. Итоги пройденного пути за двадцать лет были осмыслены в марте уже 2019 года на всероссийском круглом столе. Основной вывод тот же, что и двадцать лет назад, – флот нашей стране жизненно необходим, и нужен флот универсальный. Это доказали и события последних дней. Когда швейцарское судно-трубоукладчик после окрика из Вашингтона тут же убежало с трассы «Северного потока-2». После чего общество с удивлением узнало, что полный цикл строительства собственного подобного судна с проектированием, закладкой, спуском на воду и достройкой займет шесть лет.

Флот – это интегральная площадка, где сходятся интересы всех ведомств, на него завязаны едва ли не все отрасли промышленности.

Служба, работа флота и яркая, и тяжелая. То, что ярко, – на виду, вызывает восхищение, тяжелая работа незаметна, но требует куда больше сил и усилий.

Эффектно, когда корабли Каспийской флотилии, не выходя из своего региона, нанесли ракетный удар по террористам в Сирии. А насколько тяжело оказалось доставлять в ту же Сирию технику и боеприпасы? Выяснилось, что мощного вспомогательного флота для этого нет. Многие отечественные перевозчики заняты только бизнес-проектами, а западные при первом признаке санкций сбегают.

Флот настолько сложный механизм, что невозможно решить накопившиеся за много лет проблемы одним наскоком, нередко каждая решенная порождает новые.

Чтоб наладить судостроение – надо его вначале модернизировать, создать. Когда корабли, лодки стали поступать на флоты, оказалось, что надо обустраивать места базирования, чтобы было куда пришвартовать их, подать на борт электроэнергию с берега. А пока этого нет, молотят дизель-генераторы, вырабатывая моторесурс. Время судоремонта – а делать его в больших объемах и в устраивающих владельцев судна условиях негде, нет современных мощностей для качественного и по приемлемым ценам судоремонта. И еще вопрос: пришло новое судно в компанию, а где взять для него квалифицированные кадры?

В выступлении заместитель председателя Якутской региональной организации ДПФ Ярослав Стрек отметил, что местный Институт водного транспорта выпускает сто специалистов в год, а флоту в этом регионе нужно триста.

Его, не сговариваясь, дополнил руководитель Московской академии водного транспорта Игорь Мищенко: «О судах говорят много, но без людей это пусть и напичканные электроникой и техникой, а все же стальные коробки».

В этом же духе и по более широкому кругу вопросов выступили капитан 1-го ранга Вадим Антонов, ученый кораблестроитель Лев Клячко, контр-адмирал Петр Орлов.

Главный вопрос

И здесь мы подходим к главному вопросу. Какие кадры получит флот? Вспоминая писателя-мариниста Виктора Конецкого, не забудем, что военно-морское училище он выбрал во многом потому, что там кормили и одевали. И не он один руководствовался этим. Мальчишки военных лет выбирали флот, а получали судьбу. Отдавали флоту всю жизнь.

Сейчас время другое, но, к примеру, в Омском институте водного транспорта курсанты в выходной не едут домой в села и городки. Так и хочется написать, что стал институт им родным домом, но… они остаются, потому что кормят бесплатно! И на этом фоне сразу меркнут слова о выделенных на строительство судов миллиардах рублей. В людей бы эти деньги вложить. Которые и будут на тех же судах работать. Или не будут? Отучатся, получат нужный опыт и квалификацию и уедут работать за рубеж. Где уже наших моряков многие тысячи.

Как остановить, повернуть вспять этот поток?! И что здесь может сделать руководство вузов и Движение поддержки флота?!

Игорь Мищенко вспомнил проведенную ДПФ литературную кают-компанию, посвященную Валентину Пикулю, которая прошла прямо на Красной площади, у стен Кремля. Курсанты академии состязались за право участвовать в этой всероссийской акции, которую организовало ДПФ. Память о таком мероприятии останется у них на всю жизнь. Теперь в академии есть и аудитории Валентина Пикуля и Виктора Конецкого. Их книгами пополнена библиотека академии.

Ярослав Стрек сказал, что в их институте в Якутске аудитории получили имена прославленных ленских речников. Так, с курсантской и студенческой скамьи поддерживается преемственность на флоте.

И здесь же, на подведении итогов года, членами правления ДПФ было принято решение ходатайствовать о присвоении имен выдающихся людей флота вузам, судам, кораблям в зависимости только от значимости личности, а не от высоты должности или звания. К примеру, имя одного из прославленных адмиралов уже увековечено в местах, связанных с его жизнью и деятельностью. В то же время вне достойного внимания осталось славное имя Зосимы Шашкова, преподававшего в Горьковском институте инженеров водного транспорта. В годы войны этот выдающийся нарком речного флота нашей страны входил в руководство организацией Ладожской переправы во время блокады Ленинграда, организовывал снабжение по рекам Сталинградского фронта.

В Движении поддержки флота на всех уровнях заявляют, что о роли флотилий, особенно Волжской, Ладожской, других объединений сказано на всю Россию непростительно мало. Их огромная роль в войне мало представлена. И о ленд-лизе в зависимости от ветра перемен мы говорим, то принижая его роль, то соглашаясь с его существенным вкладом в нашу победу. Но всегда забываем, что те конвои по морям провести, сберечь от атак фашистских самолетов, кораблей, подводных лодок надо было силами нашего флота: военного и гражданского.

Много было сказано на том заседании правления ДПФ по истории нашего Отечества. Ни одного города в ходе войны немцы не взяли с моря. А любая героическая многомесячная оборона портовых городов неразрывно связана с именем моряков. Время уходит, не расскажем об этом будущим командирам, капитанам, людям флота мы – не расскажет уже никто.

Казалось бы, все это история прошлого века. А многие ли знают, что без морского и особенно речного флота не было бы нынешнего газопровода «Сила Сибири»? Поскольку и трубы, и оборудование для него доставлялись транспортными судами по Северному Ледовитому океану и по сибирским рекам. Донести современное и перспективное значение флота и до всего общества, и до сегодняшних, завтрашних флотских остается одной из главных задач ДПФ.

Движение рядом с курсантами с момента их поступления, с 1 сентября, до выпуска из училищ и институтов. Потому вручают лучшим курсантам, студентам именные стипендии Движения.

О защите отечественной истории

В конце года в Дипломатической академии прошли Вторые Всероссийские Рашевские чтения, организованные ДПФ и посвященные литературно-публицистическому, историческому наследию Карема Раша, чья деятельность крепко связана с флотом, армией, промышленностью, транспортом, наукой.

Профессор Дипломатической академии МИД России Владимир Винокуров на этом заседании правления ДПФ отметил, что незнание отечественной истории вчерашними школьниками уже не удивляет, а ужасает. Кстати, во время данного обсуждения было подчеркнуто, что работа, образно говоря, по оглуплению населения происходит во многих странах мира. Но от этого только тревожнее становится всем мыслящим.

В выступлениях членов правления Движения и приглашенных говорилось о том, что сегодня на наших глазах делаются активные попытки навязать чужую нам историю.

К примеру, потуги уравнять Сталина и Гитлера, объявить СССР чуть ли не агрессором во Второй мировой войне. Мало кто на Западе и среди российских псевдолибералов смеет даже объективно рассказывать, что английская и американская авиация уничтожила Дрезден и ряд других немецких городов, стерла их бомбардировками в руины. Зато то и дело вылезают «эксперты» со своим словесным мусором, подобным тому, что Александр Маринеско в «атаке века» топил не немецкие команды, не представителей страны-агрессора, а беззащитных беженцев. Переписывание истории, промывание мозгов – первый этап. Дальше будут пытаться выставлять счета. Поскольку уже сейчас навязывают активно линию, что Россия должна, а ей никто не должен, даже доброй памяти. Отсюда и снос за рубежом памятников нашим военным, историческим деятелям.

Раз они их сносят, мы поставим свои. В выступлении председатель Нижегородского регионального отделения Движения поддержки флота Виталий Антонович рассказал, что благодаря ДПФ выставка боевой техники времен войны в Нижегородском кремле пополнилась копией рубки подводной лодки С-13, на которой воевал легендарный подводник А. Маринеско. А теперь рядом встанет и ее наследница – рубка атомной субмарины.

Увековечить память героев предстоит в Заполярье, при участии ДПФ в Мурманске появится памятник полярной дивизии, защищавшей и защитившей Мурманск в годы войны.

В планах Движения установка в столице памятника выдающемуся военно-морскому наркому Н.Г. Кузнецову.

Мнение ДПФ в вопросах, связанных с флотом, авторитетно. Его руководителю – капитану первого ранга запаса Михаилу Ненашеву – постоянно приходится выступать в новостных, аналитических программах на центральном телевидении, в ведущих СМИ. Всегда, когда надо дать взвешенную оценку событиям, отстоять интересы флота, судостроения.

И здесь возникает еще одна важная тема. Надо ли защищать флот, его деятелей? И от кого? Надо, и, как ни странно, чаще всего от так называемых своих.

Посмотрите, какие порой злобные, долгие ведутся атаки в информационном пространстве против даже позитивного, здравого. Особенно хорошо это видно в социальных сетях. Любое, часто лживое заявление сопровождается множеством положительных откликов. Любая авария или катастрофа в нашей стране частенько у многих вызывает злорадство. Это касается флота и судостроения.

Увидеть новое и полезное для будущего флота

Не раз в выступлениях участники расширенного заседания правления ДПФ вспоминали первые годы работы Движения, начало 90-х. Тогда не только мало говорили о патриотизме, но и удивлялись многие самому стремлению работать на интересы флота, армии, ОПК. Когда с «шапкой по миру» ходили, чтобы собрать деньги на достройку морского тральщика «Валентин Пикуль» для ВМФ и двух пограничных кораблей для Погранслужбы России, которые хотели со стапелей пустить на металлолом, объясняя нехваткой финансовых средств. Даже сами планы и разговоры, которые инициировало в те годы Движение, о том, что флот России возродится, казались фантастикой.

Но вот прошли годы, и во флотском строю начинают появляться новые, с грозным оружием корабли и подводные лодки, строятся ледоколы и газовозы, траулеры и пассажирские суда. Сегодня наша задача увидеть будущее флота и поддержать его в развитии. Каким он будет?

В ноябре в Московском политехническом университете прошел организованный ДПФ круглый стол по проблемам цифровизации и кибербезопасности российского флота, судостроительной промышленности, развития направлений, связанных с искусственным интеллектом. Это обсуждение, итоги вызвали большое внимание на флоте и в связанных с флотом ведомствах, структурах, было информационно освещено в самых разных СМИ, причем не только морских. Обсуждение материалов круглого стола продолжается и ныне. В этом контексте интересно выступили адмирал Иван Васильев, предприниматель, бывший флотский офицер Борис Пастухов, председатель Ростовской организации ДПФ Сергей Крижевский, рыбопромысловик Александр Якунин, капитан 1-го ранга Владимир Мальцев, моряк Андрей Гузенко, представитель нефтяной и транспортной компании курсант Михаил Головченко.

Много лет назад в Движении инициировали подготовку к предстоящему 200-летию открытия Антарктиды русскими моряками, о том, что это великое событие необходимо отметить, причем конкретными делами. Инициатива в чиновничьих кругах вызвала, мягко говоря, равнодушие, местами удивление.

– Какая Антарктида?! – удивлялись в высоких кабинетах в начале двухтысячных. Стучались в двери кабинетов, пока в них не осознали, что открыть Антарктиду – мало. Право на присутствие в ней надо поддерживать. Иначе останутся только русские имена на шестом континенте планеты. Необходимо открывать закрытые ранее станции, активно проводить новые научные и другие исследования. Об этом, а не только об истории, говорилось на проведенных ДПФ в минувшем десятилетии различных общественно-государственных акциях, смыслом которых служит название этого комплекса работ: «О героическом открытии русскими мореплавателями Антарктиды 28 января 1820 года и развитии современного присутствия России на континенте». Сегодня сразу три российских парусника идут к Антарктиде, повторяя путь, пройденный русскими моряками два века назад под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

– Мы не подменяем государственные органы управления и бизнес-институты, мы концептуально и практически действуем в интересах объединения общественных, властных, предпринимательских, творческих ресурсов для реальной пользы России и флота, – постоянно подчеркивает председатель ДПФ Михаил Ненашев.

Формат статьи не позволяет рассказать о многом другом, сделанном Движением в ушедшем году. Вручали именные стипендии, помогли с выпуском книг, оказали материальную помощь в трудной ситуации – это ежедневные дела Движения, часто остающиеся незаметными. Через ДПФ перечислили семьям погибших офицеров глубоководных аппаратов один миллион четыреста тысяч рублей. Двести тысяч рублей ушло на создание музея Кольской флотилии Северного флота, сто тысяч – на строительство храма морского и речного флота в Москве. В активе Движения – изданные книги, открытые памятные доски.

У ДПФ есть союзники, друзья. Помимо морских и связанных с морем структур, это предприятия, заводы, компании, вузы. Известные в стране люди, как прошедшие флотскую службу, так и просто патриоты Отечества позитивно и значимо взаимодействуют с Движением.

Общероссийское движение поддержки флота продолжает свою подвижническую, многогранную работу, невзирая на обстоятельства, служа флоту и нашему Отечеству. Поскольку быть России и флоту – быть и ДПФ.

Морские вести России №1 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ