Ключевые цели отрасли - Морские вести России

Ключевые цели отрасли

27.02.2020

Транспортная политика

Магистральная инфраструктура будет модернизирована и расширена


Предварительные итоги 2019 года для морской и речной отрасли были подведены 20 декабря на традиционном совместном заседании Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте.

А. Сидоров

В заседании, которое прошло под председательством врио руководителя Росморречфлота Александра Пошивая, приняли участие депутат Госдумы, спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров, заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков, директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса Юрий Костин, председатель Исполкома Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ Александр Давыденко, заместитель руководителя Ространснадзора Сергей Сарицкий, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов Серик Жусупов, руководители подведомственных организаций и учреждений и другие.

Перед обсуждением вопросов повестки дня по традиции состоялось награждение отличившихся сотрудников отрасли ведомственными наградами, в рамках которого и Движение поддержки флота вручило свои награды четырем представителям отрасли за поддержку общественных инициатив ДПФ.

Открывая работу коллегии, заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков отметил, что для морского транспорта и портового сектора 2019 год в целом можно признать позитивным, а вот для внутреннего водного транспорта год выдался непростым. В значительной мере это было связано с неблагоприятными гидрометеорологическими условиями и последствиями январской аварии в туннеле под Тушинским шлюзом канала имени Москвы, повлиявшими на существенное снижение грузоперевозок по ВВП по сравнению с отчетным периодом 2018 года.

В числе приоритетов для отрасли в 2020 году замминистра отметил ряд важных задач, в том числе необходимость четкой реализации проектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в соответствии с утвержденным 3 декабря планом-графиком федерального проекта «Внутренние водные пути».

Устраняя мелкие недостатки, экипажи судов допускают крупные нарушения

Начальник Управления безопасности судоходства Денис Ушаков выступил с докладом по итогам работы госпортконтроля (ГПК) на внутренних водных путях

за 2013-2018 годы. Он отметил, что число незначительных недостатков, выявленных инспекциями ГПК, стабильно снижается, но число крупных нарушений, приведших к задержаниям судов, не сокращается.

Всего с 2013 по 2018 год в ходе проверок на судах в бассейнах внутренних водных путей сотрудниками служб государственного портового контроля было выявлено 70 673 нарушения. Данные статистики были собраны с помощью информационной системы ГПК, которая содержит все сведения о судах, зарегистрированных в любом из судовых реестров РФ.

«В среднем за календарный год осуществляется осмотр более чем 16 тысяч судов. Максимальное количество проверок зафиксировано в 2018 году – 16 657. В 11 365 из них были выявлены нарушения, в 1614 – оформлено временное задержание судов. Максимальное количество инспекций проведено в администрациях Волжского, Обь-Иртышского, Енисейского бассейнов. Минимальное количество проверок зафиксировано в Беломорско-Балтийском, Волгодонском и Печорском бассейнах», – отметил Ушаков.

Он также привел отдельную статистику по осмотрам пассажирских судов.

«В среднем за календарный год осуществляется больше 2000 осмотров пассажирских судов. При этом максимальное количество было зафиксировано в 2017 году. За 2018 год осмотрено около 2500 пассажирских судов, из них более полутора тысяч – это осмотры, выявившие нарушения. Оформлено 164 задержания пассажирских судов».

Д. Ушаков подчеркнул, что с 2013 по 2018 год были зафиксированы колебания уровня задержаний.

«Среднее количество составило 135 задержаний, при этом в 2018 году зарегистрирован рост количества задержаний пассажирских судов относительно 2015-2017 годов. Указанный показатель приблизился к максимальному значению», – сообщил он.

Нарушения на пассажирских судах распределились следующим образом: в среднем выявляется около 5000 нарушений.

«Колебание количества нарушений незначительное, при этом с 2016 года зарегистрирован рост, достигший максимума в 2018-м. В то же время количество нарушений, приведших к задержаниям, остается практически неизменным», – прокомментировал руководитель.

По его словам, самый большой процент проверок с выявленными нарушениями выявлен в Азово-Донском бассейне, несмотря на то что в рейтинге по количеству осмотров акватория лишь на девятом месте.

«Количество нарушений, приведших к задержаниям, за весь рассматриваемый период остается практически неизменным. Однако, если от абсолютных величин перейти к процентному соотношению, видим не очень приятную картину, говорящую о том, что количество выявленных серьезных недостатков не снижается. В связи с этим наблюдается рост процента нарушений, приводящих к задержанию. И в 2018 году он достиг своего максимума, приблизившись к порогу 15%. Таким образом можно сказать, что благодаря ГПК устранено много незначительных недостатков. Экипажи стали внимательно относиться к своим повседневным обязанностям», – подчеркнул начальник управления.

Он добавил, что преобладающая в общей массе замечаний категория «судовые свидетельства» говорит о том, что судовладельцы и экипажи недостаточно внимания уделяют этому сегменту и допускают эксплуатацию судов, не отвечающих КВВТ.

В завершение Денис Ушаков предложил капитанам бассейнов проанализировать результаты деятельности своих инспекций ГПК, а Информационно-координационному центру ГПК – филиалу АМП Приморского края и Восточной Арктики доработать информационную систему ГПК, выделить критерии оценки персональной эффективности работы инспекторов, по которым можно будет стимулировать инспекторов, качественно выполняющих осмотры.

Объемы перевозок по ВВП продолжают снижаться

Начальник Управления внутреннего водного транспорта Федерального агентства морского и речного транспорта Андрей Лаврищев рассказал о предварительных итогах навигации текущего года на внутренних водных путях страны.

• Динамика перевозки грузов по бассейнам

«Несмотря на обеспечение путевыми работами содержания внутренних водных путей по установленным характеристикам, в эту навигацию произошло дальнейшее снижение объемов перевозок грузов», – отметил Лаврищев.

Он добавил, что, по оперативным данным, по сравнению с прошлым годом объем перевозки грузов прогнозируется в районе 107 млн тонн, это на 8% меньше, чем в прошлом году.

Значительное уменьшение объемов перевозок – 8,5 млн тонн грузов – наблюдается во всех бассейнах Единой глубоководной системы, за исключением Беломорско-Онежского.

В бассейнах Сибири и Дальнего Востока суммарный объем перевозок грузов за 10 месяцев 2019 года составил 24,9 млн тонн, что больше на 1,4 млн тонн к объемам соответствующего периода 2018 года.

В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности было перевезено 18 млн тонн грузов, что на 2% больше объемов прошлого года.

Из общего объема перевозок грузов в районы Крайнего Севера объем жизнеобеспечивающих грузов доставлен в полном объеме и составил 1,5 млн тонн.

• Динамика по основным группам грузов

Анализ грузопотоков по видам грузов показал, что наибольшее снижение ожидается по перевозкам зерна (-7,3 млн тонн, или 46,3% к объемам 2018 года) в связи со снижением объема производства.

Продолжается ежегодное снижение объемов перевозок нерудных строительных материалов, из них песка и гравия собственной добычи организациями внутреннего водного транспорта на 3,7 млн тонн.

Безусловно, на перевозке строительных грузов сказалась остановка судоходства на канале № 294.

По итогам 10 месяцев прогнозируется увеличение объема перевозок наливных грузов (+1,7 млн тонн, или 110% в сравнении с прошлым годом) и прочих грузов (+0,3 млн тонн).

Причем во внутреннем сообщении нефтеналив остался на уровне прошлого года.

• Динамика погрузочно-разгрузочных работ

Погрузочно-разгрузочные работы за 10 месяцев превзошли результат за соответствующий период 2018 года (+0,59 млн тонн) и составили 116,1 млн тонн.

Наибольшую долю переработки составили речные порты Волжского бассейна, их доля –33,6%.

В плюсе сработали речные порты Волжского бассейна (+1,8 млн тонн), Амурского бассейна (+1,5 млн тонн), Обь-Иртышского и Обского бассейнов (+1,1 млн тонн).

Уменьшение объемов произошло в портах Волго-Балтийского (-2,4 млн тонн) и Азово-Донского (-1,1 млн тонн) бассейнов.

• Динамика перевозки пассажиров

Наибольший рост пассажирских перевозок составил в Енисейском (+93,3 тыс. человек, или 112,6% к соответствующему периоду 2018 г.), Обь-Иртышском (+20 тыс. человек, или 102,4% к уровню 2018 года) и Байкало-Ангарском (+11,2 тыс. человек, или 105,3% к уровню 2018 года) бассейнах.

В то же время значительное снижение перевозок пассажиров произошло в бассейнах ЕГС (-1 млн 881 тыс. человек к уровню 2018 года).

Основные факторы, влияющие на снижение пассажирских перевозок, сохраняются – это наличие транспортных ограничений, погодные условия, паводки или мелководье в отдельных бассейнах, развитие альтернативных видов транспорта.

«Более детальный анализ по видам грузов и грузопотокам пассажирам будет сделан на основе полной статистической и диспетчерской информации в феврале», – сказал начальник Управления внутреннего водного транспорта.

• Транспортные происшествия

В прошедшую навигацию количество транспортных происшествий увеличилось.

Значительный рост инцидентов на внутренних водных путях произошел в Ленском (+13 случаев), Московском (+14 случаев), Обском (+6 случаев) и Азово-Донском (+6 случаев) бассейнах.

«Нами даны поручения администрациям бассейнов внутренних водных путей провести анализ причин роста транспортных происшествий и аварий и подготовить соответствующие предложения, обратив особое внимание на необходимость усиления работы с судоходными компаниями в части обеспечения безопасной работы», – подытожил Лаврищев.

Качественные показатели сохранены

Параметры внутренних водных путей были установлены на уровне прошлого года, но положительная динамика по улучшению качественных показателей внутренних водных путей сохранилась.

По сравнению с 2018 годом в текущий сезон была увеличена протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов на 102 км и на 156,6 км со средствами навигационной обстановки, также на 121,6 км увеличена протяженность с круглосуточным движением судов.

В навигацию 2020 года планируется увеличение протяженности:

– с гарантированными габаритами – на 164,3 км;

– с навигационной обстановкой – на 191,3 км;

– с круглосуточным движением судов – на 361,3 км.

• Путевые работы

Объем дноуглубительных работ составил почти 20 млн куб. м (19,7 млн м3). Снижение фактических объемов дноуглубления к плановым (отставание на 9,6%) обусловлено благоприятной гидрометеорологической обстановкой в ряде бассейнов. Гарантированные габариты судовых ходов обеспечивались при меньшем объеме дноуглубления.

Так, на реке Зее проведение дноуглубительных работ и повышенная водность позволили обеспечить доставку крупнотоннажного оборудования на строящийся Амурский газоперерабатывающий завод. При запланированных 23 рейсах фактически удалось провести 25 барже-буксирных состава. К слову, в этом же регионе планируется строительство Амурского химического перерабатывающего завода, и обеспечение глубины на реке Зее будет необходимо до окончания строительства этого объекта.

Кроме того, были увеличены гарантированные габариты судовых ходов на р. Волхов, Онежском канале, р. Волге, верхнем участке р. Камы, р. Белой.

Продолжение работ по улучшению габаритов пути позволило снизить нагрузку на автомобильные дороги в Алтайском крае и увеличить объемы перевозок до 1 млн тонн щебня.

По обращению правительства Томской области были увеличены габариты пути на реке Оби, и это позволило дополнительно перевезти около 300 тыс. тонн различных грузов.

По обращению Самарской области дополнительно обеспечено круглосуточное движение судов по воложке Рождественская.

Объемы траления судовых ходов составили почти 4 (3,8) млн кв. км.

• Технический флот

На балансе администраций внутренних водных путей находится 2359 единиц судов технического флота, в том числе годных к эксплуатации – 1908 единиц (80,9%), из них в рабочем ядре (эксплуатируемые) – 1693 ед. (88,7% от годных).

В настоящее время средний возраст судов технического флота составляет около 40 лет, в том числе: дноуглубительные снаряды – более 38 лет, самоходный флот – 33 года, стоечный флот (баржи, брандвахты и т.п.) – более 40 лет.

В целях обеспечения надлежащего технического состояния судов технического флота администраций ВВП проводился капитальный ремонт. На эти цели было направлено 216,256 млн рублей.

В период 2018-2019 годов Росморречфлотом совместно с Минтрансом, Минпромторгом и ПАО «ГТЛК» ведется работа по организации строительства новых роторно-ковшевых земснарядов с применением механизма лизинга. Это концептуально новый тип земснаряда, в котором будут применены самые современные технологии в области дноуглубления.

Также в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года предусмотрено строительство 101 ед. технического флота.

• Ограничения движения судов

В пяти бассейнах на условия судоходства повлияло маловодье и, как следствие, снижение уровней воды ниже проектных значений. Ограничения по осадке судов вводились на 5617 км.

В текущем году уровень воды в Оке достиг рекордно малых показателей за 175 лет наблюдений. Повторяемость маловодья на верхнем участке Лены происходит каждые два года, на реке Оби – каждые три года. Также были отмечены маловодные периоды в Северо-Двинском и Камском бассейнах.

В Московском бассейне ограничение по осадке судов вводилось на 979-м км, в Ленском бассейне – на 3831-м км, в Обском бассейне – на 307-м км, в Северодвинском бассейне – на 285-м км и Камском бассейне – на 215-м км водного пути.

Специалисты рассчитали, что в зоне риска находится около 10 тыс. километров пути, где при наступлении маловодности обеспеченность проектных уровней воды снижается ниже нормативных значений.

«Нельзя не отметить, что в 2019 году приток воды в верхневолжские водохранилища, в том числе и Рыбинское водохранилище, до середины октября был значительно ниже нормы. Попуски воды через створ гидроузла рассчитывались и утверждались на заседаниях межведомственной комиссии буквально в ручном режиме практически еженедельно. Благодаря согласованной работе с коллегами из Росводресурсов и судоходных компаний установленные сбросные режимы воды позволили обеспечить прохождение всех пассажирских судов через Городецкие шлюзы. А это ни много ни мало 863 рейса с общим количеством туристов более 102 тыс., из них суда с осадкой судна 3 метра – 194 рейса, и это 35,2 тыс. чел.», – отметил Андрей Лаврищев.

Ограничения движения судов вводились не только по причине малых глубин, но и по причине лесных пожаров. Данное ограничение действовало в Ленском бассейне в течение 72 суток на участке от Усть-Кута до Киренска. И в этой ситуации путейцы справились с поставленной задачей, было обеспечено усиленное диспетчерское регулирование движения флота и организованы караванные проводки судов за путейскими катерами.

• Состояние гидротехнических сооружений

Из 332 СГТС, подлежащих декларированию безопасности, продекларировано 330 сооружений.

Не продекларированы 2 сооружения ФГБУ «Канал имени Москвы»:

• шлюз Белоомут гидроузла Белоомут (находится на реконструкции);

• дамбы канала № 294 гидроузла № 8 (проводятся аварийно-ремонтные работы).

В результате выполнения работ по капитальному ремонту и реконструкции на 16 сооружениях был повышен уровень безопасности (по данным на 01.12.2019).

Опасный уровень безопасности имеют 4 сооружения:

• Павловский шлюз ФБУ «Администрация «Камводпуть» (при проведении очередного декларирования понизился уровень безопасности, на данный момент ведутся работы по реконструкции и запланированы работы по капитальному ремонту, после завершения работ к 2024 году уровень безопасности улучшится);

• шлюз № 2 гидроузла № 1 ФБУ «Администрация «Севводпуть» (в данный момент ведется реконструкция, в 2020 году прогнозируется повышение уровня безопасности до нормального);

• плотина № 23 гидроузла № 11 и шлюз № 14 гидроузла № 14 ФБУ «Администрация «Беломорканал» (после проведения обследования и выполнения НИР были обнаружены дефекты, влияющие на понижение уровня безопасности, указанные сооружения включены в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, в 2024 году прогнозируется повышение уровня безопасности до нормального).

• Капитальный ремонт

В целях обеспечения надлежащего технического состояния судоходных гидротехнических сооружений Администрацией бассейнов ВВП проводился капитальный ремонт. На эти цели было направлено 481,34 млн рублей.

• Развитие инфраструктуры

«Последние три года показали, что субъекты РФ видят точки роста регионов за счет развития водного транспорта. Так, в 2019 году между Росморречфлотом и субъектами Российской Федерации было заключено 3 соглашения по софинансированию содержания внутренних водных путей, и это дало конкретные результаты», – сказал Лаврищев.

Так, впервые в 2019 году появились внутренние водные пути регионального значения – на территории Республики Карелии (распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. № 2147-р «О внесении изменений в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. № 1800-р»).

В Республике Татарстан были обеспечены подходы к пассажирским причалам Болгары и Свияжск, в навигацию зашло более 300 пассажирских судов. А в Республике Тыва улучшено пассажирское паромное сообщение в отдаленные населенные пункты.

Также в 2019 году продолжилась реализация мероприятий по развитию пассажирской причальной инфраструктуры. Были реализованы мероприятия по строительству причалов в Северо-Западном регионе.

Комплексный план модернизации

Андрей Лаврищев также сообщил, что на заседании проектного Комитета транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года был одобрен план-график по достижению результатов федерального проекта «Внутренние водные пути».

В рамках плана предусматривается за 5 лет:

– увеличить транзитную гарантированную пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части России на 14,3 млн тонн (с 6,8 млн тонн до 21,1 млн тонн);

– увеличить количество судоходных гидротехнических сооружений, имеющих нормальный уровень безопасности, на 65 единиц (с 42% до 62%);

– увеличить протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов, обеспечивающих эффективную работу транспортного флота на 10,22 тыс. км (с 67,7% до 88%).

Ключевыми мероприятиями Комплексного плана является реализация мероприятий по строительству Багаевского гидроузла и Нижегородского низконапорного гидроузла, а также достижение объемов финансирования на содержание ВВП до нормативного.

«Безусловно, администрациям бассейнов внутренних водных путей предстоит довольно трудная работа как по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры, так и в части содержания и улучшения качественных параметров внутренних водных путей, но, без сомнения, совместными усилиями мы выполним поставленные задачи», – подытожил Андрей Лаврищев.

х     х    х

Начальник Административного управления Сергей Лосев представил статистику по работе с обращениями граждан и план работы Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта на 2020 год.

Доклад о проекте программы развития образования для расширения арктических компетенций представил ректор ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова Сергей Кондратьев.

Ряд интересных предложений в план работы Коллегии Федерального агентства в 2020 году внес председатель Общероссийского движения поддержки флота, заместитель председателя Общественного совета Росморречфлота Михаил Ненашев.

Морские вести России №1 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ