В поисках денег - Морские вести России

В поисках денег

06.05.2019

Российская экономика

Счетная палата (СП РФ), проанализировав реализацию крупных инвестиционных проектов за последние четыре года, пришла к выводу, что механизм проектного финансирования в России не работает – осуществлять капиталоемкие проекты за счет банковских займов по льготным ставкам в стране не получается. Кредиты, выданные под госгарантии, используются неэффективно: порядка половины проектов завершить не удается.

Между тем во всем мире проектное финансирование является успешно используемым рабочим инструментом. Для того чтобы он заработал в российской среде, СП РФ считает необходимым наладить банковский контроль за получателями займов. Только после этого правительство сможет возобновить выдачу госгарантий, а банки начнут охотнее кредитовать инфраструктурных инвесторов.

Елена Александрова

Запустить эффективное проектное финансирование в России требуется в максимально короткие сроки. Сегодня бизнес предлагает порядка 700 проектов, в которых присутствуют объекты федеральной собственности. При этом правительство не готово выделять на них бюджетные средства, рассчитывая привлечь как можно больше частных инвестиций (как итог – доля госинвестиций в проектах государственно-частного партнерства за последние годы неуклонно сокращалась). Предпринимателям же, решившимся своими силами реализовывать инвестпроекты, в том числе строить объекты федеральной собственности, без участия госказны, прежде всего нужны дешевые заемные средства.

Банки в целом не против участвовать в такого рода проектах, но ждут гарантий (поручительств) государства по выданным кредитам в силу их рискованности. На сегодняшний день право выдачи госгарантий по кредитам на реализацию инфраструктурных проектов предоставлено Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (ВЭБ, в прошлом Внешэкономбанк) в рамках фабрики проектного финансирования. Этой структуре правительство поручило контроль за всеми крупными стройками страны, ведущимися без госвливаний. Таким образом, за одобрением ВЭБа сейчас выстроилась длинная очередь.

Не сработало

В транспортной отрасли множество компаний с уже готовой документацией на строительство портов, терминалов и дорог ждут господдержки, дающей право банкам предоставлять кредиты по ставкам ниже рыночных.

Напомним, что проектное финансирование представляет собой кредитование компании – оператора проекта под будущие доходы, которые будет генерировать построенный объект после запуска его в эксплуатацию. Для банка этот вид кредитования является высокорискованным, так как у него нет гарантий, что компания сможет довести проект до финала и будет в состоянии получить доход, необходимый для возврата займа. При этом инициаторы проекта, как правило, ничем не рискуют – они занимают деньги под залог активов, которые только будут создаваться.

По сути, механизм проектного финансирования позволяет привлечь на строительство объекта средства даже тогда, когда у инициатора проекта ничего нет. В случае с обычными банковскими кредитами это невозможно (см. таблицу «Проектное финансирование vs обычное кредитование»). Ни один банк не выдаст организации кредит без обеспечения, так как беззалоговое кредитование подпадает под 100%-ное резервирование капитала. Это не выгодно, ведь резервы не приносят дохода.

Именно поэтому в России сложилась ситуация, когда финансировать дорогие проекты с длительным сроком окупаемости мог позволить себе только ВЭБ, перед которым не стояла задача приносить акционерам прибыль. В то же время коммерческие банки неохотно работали с такого рода проектами, за исключением случаев, когда заемщиками выступали компании ТЭК и их смежники, финансовая устойчивость которых не вызывала сомнения.

В 2014 году правительство попыталось изменить правила игры и вовлечь в проектное финансирование банковское сообщество. Последовательно были приняты два постановления правительства – №1016 от 14.12.2010 г. «Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов» и №1044 от 11.10.2014 г. «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования», которыми определялись условия получения госгарантий по кредитам или облигационным займам для реализации инвестпроектов, а также рефинансирование коммерческих кредитов Банком России. Агентом правительства и конечным поручителем по займам в соответствии с документами был назначен ВЭБ.

Счетная палата РФ, по сути, анализировала эффективность работы этих двух нормативных документов. Так, в 2015 году на реализацию 41 инвестпроекта общей стоимостью почти 343 млрд рублей было предоставлено 45 госгарантий на общую сумму 58,3 млрд рублей, из которых было освоено 56,7 млрд рублей (97,2%). В 2016 году рефинансирование кредитов на реализацию инвестпроектов, планируемых к отбору в 2016 году, Банком России не осуществлялось. В результате программа была приостановлена, госгарантии в 2016 и 2017 годах не предоставлялись.

Таким образом, механизм проектного финансирования применялся только в 2015 году и не обеспечил создание долгосрочного механизма господдержки инвестпроектов, а также не оказал существенного влияния на российскую экономику, считают в контрольном ведомстве.

По итогам 2017 года из 41 проекта с госгарантиями, выданными в 2015 году, завершено строительство и началась эксплуатация объектов в 23 проектах стоимостью 183,4 млрд рублей, 9 проектов стоимостью 100,8 млрд рублей не завершены. Еще по 9 проектам стоимостью 59,8 млрд рублей предоставленные гарантии в объеме 10 млрд рублей прекращены, но проекты продолжают реализовываться. Случаев наступления гарантийных обязательств по выданным кредитам не возникло, отмечают аудиторы СП РФ.

Для того чтобы механизм проектного финансирования заработал, Счетная палата предлагает установить жесткие требования к проведению мониторинга и контроля при реализации инвестпроектов. Для этого ВЭБ должен мониторить установленные им показатели работы проектной компании и следить за прозрачностью расходования ею заемных средств.

За кем нужен контроль, или Неудачи дорожников

Министр экономического развития Максим Орешкин на одном из круглых столов по проектному финансированию признал, что в России «часто бывает ситуация, когда проект красивый, финансирование вроде нашли, а потом на стадии реализации то менеджер что-нибудь придумает, то ситуация не так, как надо, развивается, и деньги уходят на сторону». Любой инвестор боится, что контроль над проектом будет осуществляться не должным образом, и в итоге закладывает дополнительную премию на всякий случай, отметил министр.

В таких условиях о дешевизне денег говорить не приходится. Впрочем, пока риски возложены на бюджет.

Именно так получилось с госкомпанией «Автодор», которая под проекты платных автомагистралей получала миллиардные транши, но строительства их не вела. Виноваты были инвесторы, валютный кризис и другие обстоятельства. Но факт остается фактом – денег нет и автомагистрали тоже отсутствуют.

Если брать проект ЦКАД, то та же Счетная палата неоднократно выявляла низкое качество проектирования, неэффективную работу «Автодора», невыполнение инвесторами своих обязательств (они не вкладывали собственных средств) и миллиардные финансовые нарушения при строительстве. При этом уже освоено 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) и 80 млрд прямых субсидий из бюджета, а ЦКАДа по-прежнему нет.

Нужно отметить, что в реализуемых сейчас проектах в дорожном строительстве на основе ГЧП доля бюджетных средств составляет от 60% до 80%. Однако такие щедрые подарки правительство больше не готово делать. При отборе новых проектов приоритет отдается компаниям, не претендующим на госсредства. Но чудес не бывает, для строительства мостов, дорог, портов и аэродромов нужны деньги, получить которые можно в банке только при наличии госгарантий.

В процессе ожидания

В качестве примера проектов, долгое время рассматриваемых правительством, в том числе на предмет предоставления госгарантий, можно привести строительство глубоководного района морского порта Архангельск и связанной с ним железной дороги Белкомур (Пермь – Архангельск). Декларация о намерениях создания нового порта, способного принимать суда дедвейтом свыше 70 тыс. тонн, была согласована Росморречфлотом в 2017 году. Порт предлагается строить на основе концессии с привлечением проектного финансирования, при этом объекты федеральной собственности (акватория, подходной канал, волнозащитные молы, объекты СУДС, СНО) будут финансироваться частными инвесторами. После ввода порта в эксплуатацию доходы, генерируемые его объектами, пойдут на погашение внешних займов инвестора, а не «Росморпорту», как это было предусмотрено действующим законодательством.

Объем инвестиций в строительство составит порядка 150 млрд рублей, срок окупаемости проекта – 13 лет. Помимо строительства глубоководного района, инвестор планирует за счет собственных средств проложить к нему железнодорожные и автомобильные подходы.

Реализацией проекта занимается управляющая компания «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» (АТПУ «Архангельск»). В настоящее время она договаривается с ВЭБом о начале финансирования.

По словам генерального директора АТПУ «Архангельск» Сергея Кокина, несмотря на то что инвестор готов самостоятельно профинансировать проект, ему требуется позиция государства, демонстрирующая заинтересованность в реализации проекта и готовность взять на себя часть рисков. Это может проявляться, например, в софинансировании части капитальных затрат, а также в создании комфортных налоговых условий.

В свою очередь, проект «Белкомур» заявляется уже почти 10 лет, но правительство по-прежнему считает его рискованным и не готово разделить эти риски с инвестором.

Добавим, что таких проектов, как глубоководный район порта Архангельск и «Белкомур», в России немало. Взять хотя бы порт Тамань, где решение о начале строительства сухогрузного района правительство откладывало более пяти лет. Сейчас Минтранс решает задачу запуска проекта, в котором участвует несколько крупных инвесторов, на основе концессии. По словам главы ведомства Евгения Дитриха, в мае 2019 года должна быть готова обновленная проектно-сметная документация по Тамани, на основе которой будет приниматься решение о схеме финансирования.

Напомним, что в аналогичном проекте строительства порта «Лавна» в Мурманской области на момент подписания концессионного соглашения с концедентом проекта Росморречфлотом в октябре 2018 года в капитале концессионера (ООО «Морской торговый порт «Лавна», 100%-ным владельцем которого является ООО «Розанна») 95% принадлежало Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), еще 5% – кипрской «Стонвен Финанс Лимитед» совладельца холдинга УГМК и «Кузбассразрезугля» Андрея Бокарева. В январе 2019 года ГТЛК сократила свою долю до 5% в пользу компаний Бокарева и братьев Ротенберг, выкупивших 30% акций ООО «Розанна», а также «СДС-Угля» Михаила Федяева и Владимира Гридина, получивших 25% компании, и «РЖД-Инфраструктурные проекты», доля которой составила 10%. Финансировать строительство «Лавны» будет несколько банков. Соответствующие соглашения в феврале текущего года были подписаны с Газпромбанком (ГПБ) и Черноморским банком торговли и развития (ЧБТР).

Отметим, что в некоторых случаях государство не уклоняется от прямого бюджетного финансирования строительства объектов федеральной собственности, запланированных ранее. В морской отрасли по-прежнему работы по созданию, дноуглублению подходных каналов, акваторий портов, строительству других необходимых портовых гидротехнических сооружений ведутся ФГУП «Росморпорт» за счет федеральных средств.

Самые масштабные инвестиции из бюджета Минтранс планирует освоить в ходе реализации проекта развития Северного морского пути (СМП). По словам главы Росморречфлота Юрия Цветкова, общее финансирование проекта до 2024 года составит 900 млрд рублей, из которых третью часть обеспечит госказна.

Фабричные заготовки

В феврале прошлого года правительство утвердило программу «Фабрика проектного финансирования», в рамках которой ВЭБ будет кредитовать крупные инвестпроекты по ставке 10-11% на срок до 15 лет (см. «Модель фабрики проектного финансирования»). Модель предусматривает финансирование с помощью синдикации по принципу 80 на 20, где 20% – это собственные средства инвестора, 80% – заемные средства, синдицированные через транши для снижения рисков. К ВЭБу, по задумке правительства, должны подключиться коммерческие банки, среди которых Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Евразийский банк развития, Международный инвестиционный банк, Всероссийский банк развития регионов, Совкомбанк и другие – всего 15.

Объем выданных синдицированных кредитов в текущем году запланирован на уровне 260 млрд рублей, из которых 160 млрд предоставит ВЭБ, 100 млрд – коммерческие банки. Механизм фабрики интересен коммерческим банкам тем, что, используя инструмент синдицированного кредитования, они смогут разделять риски проектного финансирования с госкорпорацией. В результате банки смогут включать в портфель фабрики те проекты, которые ранее в силу финансовых или рыночных ограничений ни они, ни их клиенты не могли реализовать, полагают в ВЭБе.

Впрочем, и здесь основные риски возложены на бюджет. Правительство предоставило фабрике проектного финансирования госгарантии на сумму 294 млрд рублей (распоряжение Правительства РФ от 07.08.2018 г. №1647-р), благодаря которым коммерческие банки будут смелее включаться в финансирование долгосрочных проектов.

Морские порты №1 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ