Стабилизация как фактор времени - Морские вести России

Стабилизация как фактор времени

06.09.2022

Речной транспорт

Стабилизация как фактор времени

Фото: Первое пассажирское судно на СПГ – «Чайка»/gazprom.ru

Возвращаясь к итогам минувшей навигации, следует отметить, что наступил период стабилизации по перевозкам грузов и пассажиров речным транспортом. Так, грузов доставлено 110,3 млн тонн, в том числе в районы Крайнего Севера – 16,9 млн тонн, пассажиров – 8,6 млн человек. Объем перевалки грузов в речных портах подрос по сравнению с предыдущим годом на 2,2% и составил 126 млн тонн.

Александр Зайцев, президент АПСРТ

Статистика фиксирует, что по-прежнему основные водные бассейны перевозки грузов это Волжский – 43,4% (от общего грузооборота по ВВП), Волго-Балтийский – 19,9%, Московский – 20,2%, Камский – 14,4%. Судоходные компании в сибирских бассейнах обеспечили доставку грузов в районы Крайнего Севера в предъявляемых объемах.

Потенциал позволяет больше

Вместе с тем хотелось бы обратить внимание, что потенциал по наличию судов и портовой техники позволяет значительно увеличить объемы перевозки грузов.

К важнейшим событиям прошлого года следует отнести утверждение правительством 27 ноября 2021 года № 3363-р Транспортной стратегии страны до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.

Напомню, что Стратегией в том числе предусматривается разработка транспортно-экономического баланса, который является основой для моадернизации и развития планов и программ отдельных видов транспорта. Предусмотрено и развитие внутреннего водного транспорта как экономичного, энергоэффективного, экологичного и безопасного вида, а также перераспределение грузопотоков с наземного на водный транспорт.

Так, зафиксировано строительство и расширение портовых мощностей: судоходных гидроузлов Кузьминск и Белоомут на Оке, Городецкого гидроузла на Волге, строительство речных вокзалов в Ханты-Мансийске, Архангельске, Салехарде, Завидово, что в Тверской области, пассажирских причалов в Ленинградской области и Татарстане, реализация мер по развитию контейнерных перевозок с использованием ВВП.

В целях обеспечения транспортной доступности Арктической зоны и Крайнего Севера необходимо развитие инфраструктуры ВВТ, в первую очередь ликвидация лимитирующих участков водных путей для поддержания и увеличения объемов судоходства и перевозки грузов в Енисейском, Ленском и Обь-Иртышском бассейнах.

Объем перевозок грузов на реке к 2035 году предусматривается 222 млн тонн, пассажиров – 21,1 млн человек за счет стимулирования обновления флота, развития пассажирских терминалов и причальных сооружений, создания круглогодичного маршрута в направлении Каспий – Азов.

В соответствии с распоряжением правительства идет подготовка плана мероприятий по реализации Стратегии. Ассоциацией направлены в Минтранс и разработчикам Стратегии предложения для включения в проект плана.

В течение прошедшего года был принят ряд нормативных документов, участником разработки которых выступила и ассоциация.

Принято Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в РФ в 2022 году», которым продлевается на 12 месяцев действие срочных разрешений, сроки действия которых истекают в период со дня вступления в силу настоящего постановления по 31 декабря 2022 г. Это постановление направлено на смягчение всех регуляторных правил и снижение нагрузки на бизнес. В результате отменены все плановые и внеплановые проверки, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан. По данным СМИ, это 216 тыс. проверок.

Автоматически продлены более 120 видов лицензий, на год продлен срок действия 25 тыс. сертификатов и более 330 тыс. деклараций. По ВВТ – это разрешение на судовые радиостанции, используемые на морских судах, внутреннего и «река-море» плавания; договоры водопользования и решение о предоставлении водных объектов в использование, лицензии на водопользование, выдача санитарно-эпидемиологического заключения; классификация и освидетельствование судов; согласование планов и схем развития горных работ, лицензирование пользования недрами, согласование технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых; аттестация сил обеспечения транспортной безопасности и капитанов судов и др.

Принято постановление Правительства РФ № 1243 от 21 июля 2021 г. «О лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным и морским транспортом опасных грузов…», вступившее в силу с 1 марта 2022 года.

Следует обратить внимание на поправки к действующему положению, учтенные по предложениям членов АПСРТ. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности в месте ведения деятельности (судне), не указанном в реестре лицензий, лицензиат уведомляет об этом лицензирующий орган с приложением необходимых документов.

Постановление Правительства РФ № 2111 от 30 ноября 2021 г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным и морским транспортом пассажиров и Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах», вступившее в силу 1 марта 2022 года. По аналогии с предыдущими правилами при намерении лицензиата осуществлять деятельность он направляет в лицензирующий орган заявление о внесении изменений в реестр действующей лицензии. Пунктом 3 Положения предусмотрено исключение операций по бункеровке, паузке судна, а также разгрузке судна в аварийном состоянии.

По просьбе АО «Северречфлот» в Росморречфлоте согласована выдача свидетельства о минимальном составе экипажей судов на основании приказа Минтранса от 23.11.2020 № 504 капитанами морских портов.

С АО «Саратовское речное транспортное предприятие» проработан порядок реализации добываемых нерудных строительных материалов с отнесением расходов на процесс погрузки на суда и на доставку (перевозку) до причала выгрузки с разделением тарифов на ПРР и транспортную составляющую, не входящую в стоимость реализации песка.

По просьбе АО «Ленское объединенное речное пароходство» рекомендован порядок регистрации судов «река-море» в Администрации водных путей Ленского бассейна с последующим страхованием у капитана морского порта при выходе судов в прибрежное плавание.

По предложению АПСРТ в план законотворческой работы на 2022 г. Минтранса и правительства включен пункт по исключению аттестации капитанов судов внутреннего плавания из КВВТ РФ.

Как нам флот построить

Наиболее предпочтительным вариантом строительства судов является включение заявки в паспорт программы Минпромторга, предусматривающий строительство по лизинговой схеме в 2022-2030 годах 201 судна общей стоимостью 255,8 млрд рублей. Наиболее предпочтительным является строительство сухогрузов: 88 – проекта RSD 59 и 24 – проекта RSD 34.

В перечне строительства и лизинга судов пассажирского флота два круизных лайнера проекта PV-180 за 8,7 млрд рублей, четыре круизных судна общей стоимостью 24 млрд рублей, серия из 32 малых пассажирских судов и 18 судов на подводных крыльях «Метеор». Предполагается, согласно проекту, грузовые суда сдавать в лизинг на срок до 15 лет, пассажирские – на 25 лет. Ставка лизинга варьируется от 2,5 до 7,48%.

Таким образом, продолжится строительство судов «река-море», которых с 2000 года уже построено 246 сухогрузов и танкеров. И все же темпы выбывания флота значительно превышают пополнение.

Относительно обновления речного флота следует отметить и строительство 10 несамоходных судов по заказу Енисейского речного пароходства («Норильский никель») Самусьским заводом Томской судоходной компании и портом Коломна в основном единичных судов для собственных нужд.

Также заметны усилия АО «ЦКБ ПО СПК им. Р.Е. Алексеева», где в инициативном порядке проектируют и строят суда на подводных крыльях. Первые – типа «Валдай-45 Р» – уже эксплуатируются в Ленском бассейне, АО «Северречфлот» в Ханты-Мансийском округе, Нижегородской области и Чувашской Республике.

Помимо выполнения заказов на эти суда здесь на новой основе приступили к серийному выпуску теплохода «Метеор-120Р». Первое уже эксплуатирует АО «Северречфлот» для перевозки пассажиров на линиях Ханты-Мансийского округа. Специалисты дают этим судам высокую оценку по комфорту для пассажиров, команды и по скорости движения.

Кроме того, следует отметить эксплуатацию на принципах электродвижения нескольких судов по заказу Департамента транспорта Москвы. Они вышли на речные маршруты: Фили – Киевский вокзал, Автозаводский мост – Печатники, Химки – Речной вокзал города. В ближайшее время планируется построить около 20 электроходов.

Газомоторное топливо. Внедрение его на всех видах транспорта – актуальная задача. Сжиженный природный газ (СПГ) как энергоноситель для транспортных средств имеет ряд известных преимуществ перед другими видами топлива. СПГ дешевле нефтяного топлива и самый чистый его заменитель. В мире более 120 судов используют СПГ в виде топлива. Пионеры у нас – ФГУП «Росморпорт», АО «Роснефтефлот», АО «Совкомфлот».

Для этих судов уже появились и бункеровщики, и береговые СПГ-базы. Необходимость ускоренного перевода судов на применение СПГ возникает в связи с ужесточением требований IMO в зонах Северного, Балтийского морей и пролива Ла-Манш. С 1 января 2015 года содержание серы в топливе не должно превышать 0,1%, такие же требования введены и в прибрежной 200-мильной зоне США. С января 2021 года начали действовать нормы выброса для дизелей новых судов по стандарту IMO и для Балтийского и Северного морей.

Зеленодольским заводом имени А.М. Горького построено речное судно «Чайка СПГ», которое заправляет передвижная автогазозаправочная станция (ПАГЗ) топливом от ООО «Газпром СПГ-технологии». Основная проблема, которую предстоит решить, – создание полноценной заправочной инфраструктуры и с воды, и с берега.

Напомню, что государство в последние годы активно стимулирует развитие рынка газомоторного топлива, выделяя субсидии на строительство объектов газозаправочной инфраструктуры и переоборудование техники. Например, с 2022 по 2024 год планируется выделить из бюджета 11 млрд рублей.

В программу «Развитие энергетики» внесено дополнение – «Развитие газомоторного топлива», в том числе долгосрочная программа производства СПГ до 2035 г., где определены показатели по потреблению природного газа на транспорте, количеству газозаправочной инфраструктуры и техники на природном газе, в т.ч. перевод на газ до 10% речных судов.

Проигранная конкуренция

По различным причинам перевозки пассажиров снизились в 10 раз по сравнению с 1990 годом и составляют за навигацию не более 9 млн человек. Скажем прямо, речной флот не выдержал конкуренции в первую очередь с автотранспортом из-за сезонности работы (от 3 до 6 месяцев в навигацию) и интенсивным строительством автодорог, высокой себестоимостью перевозки (ухудшение материального благосостояния населения не позволяло использовать на перевозках скоростные суда), отмены субсидирования перевозок пассажиров в межрегиональном сообщении из федбюджета с 2005 года.

На протяжении 20 лет АПСРТ держала на контроле ситуацию. Были подготовлены и направлены во многие федеральные инстанции предложения по возрождению перевозок пассажиров речным транспортом. Сегодня допускается возможность субсидирования из бюджетов регионов перевозок внутригородских и пригородных маршрутов. И в некоторых регионах это осуществляется на уровне безубыточности для судоходных компаний. Но этих средств не хватает на обновление флота и на покрытие допрасходов по транспортной безопасности. В результате компании прекращают перевозки.

Ассоциация предлагает возобновить субсидии из федбюджета в размере 1,5 млрд рублей в год, установить ставку налога на добавленную стоимость для услуг по перевозкам социально значимых пассажиров речным транспортом в размере 0%, по аналогии с авиаперевозками пассажиров на внутренних воздушных линиях, и в железнодорожном пригородном сообщении.

Дополнительно рассмотреть перезревшую проблему обновления пассажирского флота с использованием льготного финансирования строительства судов из федерального и региональных бюджетов субъектов Федерации, в том числе финансирования кредитной ставки по займам, полученным в российских банках, и лизинговой ставки.

По предложению АПСРТ Союзом транспортников России внесены предложения в Госдуму, которые были тщательно рассмотрены, одобрены и поручены Минфину и Минтрансу с целью реализовать их по безусловному льготированию перевозок пассажиров в районах Крайнего Севера. Специалисты Минфина, Росморречфлота, Минтранса, АПСРТ сошлись во мнении, что этот пилотный проект для судоходных компаний следует начать в Республике Саха (Якутия). И в качестве положительного примера хотел бы отметить строительство скоростных пассажирских судов с использованием лизинговой схемы АО «Северречфлот».

Одним из важнейших проектов законов, требующих участия общественности, в первую очередь ассоциации, считаю проект федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества в речных портах». Решения по данному вопросу приняты президентом страны по результатам Госсовета еще в 2016 году в Волгограде. К сожалению, согласование его неоправданно затянулось на долгие годы из-за многочисленности федеральных органов власти, причастных к этой процедуре.

Кадровое решение

Несмотря на то что пять высших учебных заведений и 22 филиала готовят и обучают студентов (курсантов) для морского и речного транспорта, положение с укомплектованием экипажей судов как командного, так и рядового состава с каждым годом ухудшается. Практически ситуация с кадрами плавсостава идентична во всех речных бассейнах. Выпускники высших учебных заведений (судоводители), обучившиеся по совмещенным программам морского и речного профиля, предпочитают устроиться на морские как отечественные, так и иностранные суда. Разрушенная в 90-е годы система подготовки рядового состава так и не восстановлена. Экипажи судов зачастую укомплектованы для работы в одну-две смены. Срочно необходимо вернуться к трехуровневому профессиональному образованию по схеме:

– профессиональное обучение (рулевой, моторист, матрос);

– среднее профессиональное обучение;

– высшее образование всех уровней (бакалавриат, специалист).

Руководителям судоходных компаний и портов необходимо установить более плотные контакты с учебными заведениями всех уровней и на этой основе привлекать выпускников для работы на флоте.

Главный фактор закрепления кадров – это достойный уровень заработной платы, который не может быть ниже, чем на предприятиях других отраслей и организаций. Не забудем, что время престижности профессий, основанных на энтузиазме молодых людей, ушло в прошлое.

Морские вести России №10 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ