Севводпуть – лидер отрасли - Морские вести России

Севводпуть – лидер отрасли

09.08.2022

Речной транспорт

Севводпуть – лидер отрасли

Фото: ФБУ «Администрация «Севводпуть»

Северо-Двинский бассейн объединяет водные пути Архангельской и Вологодской областей, Республики Коми и частично Кировской области общей протяженностью 6506 километров. Основной транзит идет по участкам свободных, незарегулированных рек, а также по Северо-Двинской шлюзованной системе. Протяженность искусственных водны х путей СДШС – 127 км.

В навигацию 2022 года Администрация обслуживает 3222,5 км водных путей с обстановкой, в том числе с гарантированными габаритами – 3220,5 км. Для этого выполняется комплекс путевых работ, включающий содержание средств навигационного оборудования, дноуглубление, изыскания, траление, дноочищение. Также выполняется навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов, содержание и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

В конструктивной и деловой атмосфере

Владимир Шмыков, руководитель ФБУ «Администрация «Севводпуть»

В Администрации создан и активно действует Общественный совет, где и в рабочих группах, и на личных встречах с судовладельцами, представителями органов власти и иных организаций, чья деятельность связана с ВВП, в конструктивной, деловой атмосфере обсуждается состояние водных путей, дается анализ существующих грузопотоков, развития ВВП и улучшения их качественных характеристик с целью увеличения грузо- и пассажироперевозок, предлагаются мероприятия для привлечения грузов на реку.

Так, на очередном заседании Общественного совета 30 марта в режиме видеоконференции были подведены итоги прошедшей навигации и рассмотрены планы на 2022 год, обсуждены возможности увеличения качественных характеристик водных путей, проблемы обслуживания межмуниципальных и муниципальных маршрутов пассажирского водного транспорта, условия и возможности продления сроков действия навигационной обстановки на требуемых участках пути.

По результатам заседаний и встреч, анализов и расчетов готовятся обращения в ФАМРТ по улучшению плановых характеристик ВВП на востребованных участках. Так, согласно распоряжению Росморречфлота, в навигацию 2022 года на социально значимых участках пути, обеспечивающих транспортную доступность населения, повышена категория: на реке Северной Двине участок полоя (рукава) Лингостровка и участок подходного пути к пос. Тулубьево переведены из седьмой в третью категорию ВВП; участок подхода к с. Верхняя Тойма переведен из пятой в третью категорию. Также на участке реки Сысолы от захода в затон «Красный Водник» до устья и на участке реки Вычегды от с. Лемью до устья р. Сысолы увеличена продолжительность действия СНО с 170 до 184 суток.

Межнавигационный период

Для сохранения, поддержания исправного технического состояния и восстановления эксплуатационно-технических характеристик судов в межнавигационный период 2021-2022 гг. проведен ремонт флота во всех структурных подразделениях Администрации. Отремонтированы средства навигационного оборудования, подготовлен корректурный материал к лоцманским картам и пособиям рек бассейна, разработаны схемы расстановки СНО на водных путях, согласовано размещение рейдов, пунктов погрузки-выгрузки, временных причалов и прочих сооружений, с перевозчиками заключены договоры на предоставление навигационных услуг.

Путевые работы – 2022

Вскрытие рек в бассейне в основном произошло раньше среднемноголетних сроков на 1-6 дней, ледоход прошел на низких горизонтах воды.

Обстановочные теплоходы вышли на реки сразу после их очищения от ледового покрова для размещения СНО и обслуживания закрепленных за ними участков пути в целях обеспечения эффективной и безопасной работы транспортного флота. СНО выставлены на участках водных путей с плановой протяженностью. Также обслуживаются на основании договоров с заинтересованными организациями 24,5 км водных путей.

Непосредственно содержанием знаков СНО занято 38 обстановочных бригад. Траление судового хода для устранения подводных препятствий ведется силами двух специализированных бригад и обстановочными бригадами с применением специализированных тральных понтонов.

Реки Северного бассейна характеризуются интенсивными русловыми переформированиями, сложным гидрологическим режимом. Судоходные условия на водных путях можно преимущественно обеспечить в результате систематического проведения дноуглубления. В межнавигационный период была разработана программа обеспечения гарантированных габаритов пути и определен план проведения дноуглубительных работ в расчете на среднестатистическую навигацию. Объем дноуглубления на навигацию 2022 года запланирован в размере 2,5 млн кубометров извлекаемого грунта.

В конце мая начались дноуглубительные работы двух земснарядов – «Северо-Двинский-726», «Северо-Двинский-730», направленные на обеспечение гарантированных габаритов пути при снижении уровней воды. На 10 июня объем дноуглубительных работ на транзите составил 134,6 тыс. кубометров извлеченного грунта. Всего для выполнения госзадания в бассейне запланирована работа 5 земснарядов и двух плавкранов. Основные работы проводятся на реках Северная Двина, Вычегда, Сысола.

Для оценки динамики рельефа речного русла, оптимизирования объемов эксплуатационного землечерпания, получения информации о правильности расстановки береговых и плавучих СНО используется плановый материал русловых съемок. Русловые изыскания в навигацию 2022 года осуществляются четырьмя изыскательскими отрядами. На 10 июня выполнено 80 съемок затруднительных участков пути. Русловые изыскательские отряды также продолжают выполнять гидрографические работы для обновления и создания бумажных и электронных навигационных карт.

Диспетчерские службы Администрации и районов в период навигации осуществляют сбор, обработку, подготовку и передачу путевой информации в виде путевых листов в адрес судовладельца или его приписного флота в объеме заключенных в межнавигационный период договоров. Осуществляется информационно-отраслевой мониторинг грузопассажирских перевозок в бассейне.

По состоянию на 10 июня обеспечено поддержание гарантированных габаритов на обслуживаемых водных путях, аварий и транспортных происшествий по вине работников пути не допущено, продолжительность работы средств навигационного ограждения соответствует заданным параметрам.

В настоящее время сложившиеся гидрологические условия и проведение дноуглубительных работ позволяют поддерживать габариты судовых ходов, достаточные для осуществления перевозок с практически полной загрузкой транспортного флота.

Северо-Двинская шлюзованная система

7-8 июня проведено регулярное обследование гидроузла № 3 в составе: шлюз № 5, шлюз № 6, плотина № 5, плотина № 6. Комиссия из представителей Росморречфлота, Вологодского ЛО Северного УГМРН Ространснадзора, ГУ МЧС по Вологодской области, ФБУ «Администрация «Севводпуть» и ООО «Морские Глубоководные Системы» провела осмотр гидротехнических сооружений, ознакомилась с данными наблюдений за их состоянием и имеющейся технической документацией.

По результатам обследования комиссия пришла к выводам, что критических дефектов, влияющих на ухудшение технического состояния и снижающих безопасность эксплуатации СГТС, не отмечено.

Организация и проведение контроля технического состояния гидросооружений осуществляется в соответствии с требованиями «Инструкции по наблюдениям и исследованиям на судоходных гидротехнических сооружениях». Наблюдения позволяют оценить техническое состояние сооружений и выявлять дефекты и повреждения, влияющие на безопасность сооружений.

Эксплуатация гидротехнических сооружений гидроузла № 3 и его электромеханического оборудования ведется в соответствии с требованиями нормативных документов. Сооружения гидроузла выполняют свои функции пропуска судов и поддержания подпорного уровня воды.

Электронная картография

В Администрации продолжается работа по оснащению судов компаний электронными навигационными картами, реализуемыми отраслевым картографическим центром. Создана и успешно функционирует система, способная создавать и обновлять электронные карты с периодичностью, позволяющей поддерживать их на постоянно актуальном уровне.

На сегодняшний день основным фактором, сдерживающим массовое использование электронных карт, является нехватка на транспортном флоте необходимого оборудования ЭКНИС и СОЭНКИ. Для устранения данного пробела при содействии Администрации с судовладельцами проведены встречи, на которых презентован мобильный картографический комплекс «Лоция ВВП». В настоящее время ведутся переговоры по оснащению судов данными комплексами.

Обновление флота

В Городце, что в Нижегородской области, 26 апреля состоялась торжественная церемония спуска на воду несамоходного земснаряда проекта № 4395. Земснаряд строился по заказу ФКУ «Речводпуть» для ФБУ «Администрация «Севводпуть» в рамках выполнения мероприятий Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.

Земснаряд «Северо-Двинский-701» с производительностью 700 м3/час предназначен для разработки песчаных, илистых и песчано-гравийных грунтов по плавучему пульпопроводу длиной до 500 м, а также с возможностью выдачи грунта в шаланды. Судно в первой декаде июня принято специальной комиссией. Планируется ввести земснаряд в эксплуатацию уже в текущую навигацию.

Реорганизация учреждения

Министерством транспорта РФ издан приказ от 8 апреля 2022 года № 126 о реорганизации ФБУ «Администрация Северо-Двинского бассейна ВВП» в форме присоединения к нему ФБУ «Администрация Печорского бассейна ВВП» с изменением наименования на ФБУ «Администрация Двинско-Печорского бассейна ВВП». В настоящее время учреждения находятся в процессе реорганизации.

Заслуженная победа

По результатам заседания экспертной комиссии Федерального агентства морского и речного транспорта о подведении итогов ежегодного конкурса «Лидер отрасли» за 2021 год, направленного на популяризацию достижений и повышение престижа морского и речного транспорта, в номинации «Администрация бассейна внутренних водных путей» победа присуждена ФБУ «Администрация «Севводпуть».

За всеми достижениями стоит большой и дружный коллектив. Главным богатством предприятия были и есть люди, их знания, опыт, напряженный труд, направленные на обеспечение судоходных условий для перевозки народно-хозяйственных грузов и пассажиров, а в конечном итоге – на развитие родного северного края. Как и в предыдущие годы, в рамках навигации-2022 коллективом успешно решается основная задача – выполнение государственного задания.

Тщательная проверка – залог безопасности

Владимир Есенеев, первый заместитель руководителя – капитан Северо-Двинского бассейна ВВП

По состоянию на 10 июня инспекцией госпортконтроля проведено 82 проверки судов и плавобъектов. По результатам временно задержано 12 судов и выявлено 342 нарушения требований руководящих документов на внутреннем водном транспорте.

Для своей деятельности инспекция в полной мере обеспечена транспортными средствами.

Дипломирование

По итогам работы отдела дипломирования на 10 июня 2022 года выдано 277 дипломов командного состава речных судов, 478 квалификационных свидетельств рядового состава.

За неудовлетворительные результаты испытаний в 13 случаях отказано в выдаче квалификационных документов.

Регистрация судов

По состоянию на 20.06.2022 в судовом реестре РФ зарегистрировано 1334 судна. Отделом регистрации за период с 01.01.2022 по 01.07.2022 совершено:

– 56 регистрационных действий по регистрации права собственности и других вещных прав на суда;

– 13 регистрационных действий по внесению изменений в судовой реестр РФ;

– зарегистрировано 11 договоров аренды судов без экипажа, а также 2 дополнительных соглашения к ним;

– зарегистрировано 1 дополнительное соглашение к договору ипотеки;

– поставлен на учет 1 плавучий объект;

– выдано 124 свидетельства (о праве собственности на судно и о праве плавания под флагом РФ), 12 свидетельств об исключении судна из судового реестра, 10 судовых билетов;

– исключено из судового реестра 18 судов, в т.ч. 12 в связи с разделкой на металлолом, 3 – переход в ГИМС МЧС, 3 – в другие бассейны ВВП.

Выдано 11 выписок из судового реестра РФ о зарегистрированных правах на суда.

Административная практика

За истекший период заведено 13 административных дел по различным административным правонарушениям, одно закрыто в связи с исполнением.

В Северное УГМРН Ространснадзора Архангельска для принятия мер реагирования направлено 6 сообщений о нарушениях на водном транспорте.

Также направлены материалы по воспрепятствованию судовладельцем проведения проверки одного судна в Котласскую транспортную прокуратуру.

Морские вести России №9 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ