Волго-Донской канал – уникальное звено ЕГС страны - Морские вести России

Волго-Донской канал – уникальное звено ЕГС страны

19.03.2020

Речной транспорт

В ведении Администрации находятся 2187,5 км водных путей, расположенных в Волгоградской, Ростовской, Воронежской, Липецкой областях, Краснодарском крае и Республике Адыгее. Из них 311 км – это магистральные водные пути Единой глубоководной системы европейской части России, в том числе Волго-Донской судоходный канал протяженностью 101 км.

В учреждении эксплуатируются 132 гидротехнических сооружения: 22 судоходных шлюза, три насосные станции, 26 судоходных каналов, 20 земляных плотин и дамб, межшлюзовая ГЭС, а также 108 единиц технического флота, более 80 объектов энергетического хозяйства и технологической связи. На Волго-Донском судоходном канале возведено 96 сложных гидротехнических сооружений, в том числе 13 судоходных шлюзов, 3 насосные станции, 3 плотины, 17 дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения.

Комплексный проект реконструкции

Олег Шахмарданов, руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Дон»

Уникальность ВДСК состоит в том, что канал полностью накачной и питание его водой осуществляется из Цимлянского водохранилища с помощью трех каскадно расположенных насосных станций (каждая производительностью 45 м3/с), подающих воду в водораздельный бьеф на нужды судоходства и орошения. За 2019 год насосными станциями перекачано более 897 млн м3 воды. Проектная пропускная способность ВДСК 10,5 млн тонн при продолжительности навигации 200 суток.

Профессионально, надежно, безопасно

В 2019 году при фактической длительности навигации 259 суток по водным путям бассейна прошло 10 492 единицы флота и перевезено 14 479 тыс. тонн грузов, в том числе по каналу 5268 теплоходов, перевезено 8663 тыс. грузов, выполнено 85 857 шлюзований.

Ежегодно по водным путям бассейна проходят суда около 200 компаний, крупнейшие из которых – ОО «СК «Волжское пароходство», ПАО «Северо-Западное пароходство», ООО «Навигаторъ», ООО «Прайм Шиппинг» и др.

Опыт 67 лет эксплуатации Волго-Дона показывает, что наибольшие объемы перевозок достигались в период 1979-1983 гг. за счет практически равных грузопотоков в обоих направлениях, обеспеченности водных ресурсов Дона и увеличения сроков навигации. Надо отметить, что гидросооружения в то время эксплуатировались около 30 лет, имели хорошее техническое состояние (можно сказать, были «молодыми» при 100-летнем проектном возрасте).

В последние годы при грузопотоке 9:1 с Волги на Дон те же показатели достигаются в основном за счет слаженной работы диспетчерского аппарата бассейна, увеличения количества крупнотоннажных судов и увеличения сроков работы гидросооружений.

Реконструкция объектов канала идет в соответствии с подпрограммой «Морской и речной транспорт» госпрограммы РФ «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2017 года.

В рамках реализации комплексного проекта реконструкции в 2019 году выполнялись работы на гидроузлах № 7, № 8, насосных станциях № 31, № 32. Работы на гидроузлах № 7, № 8, насосной станции № 32 (агрегаты 1, 2) завершены, объекты приняты приемочными комиссиями, от Госстройнадзора получены заключения о соответствии (ЗОС).

Сдана на госэкспертизу проектная документация по реконструкции механического оборудования гидроузлов № 6, № 13, Николаевского, Волгоградского, по реконструкции дренажных ванн гидроузлов № 2, № 5, выполнялась разработка проектной документации строительства причала в Донском РГСиС.

Техническая готовность шлюзов и насосных станций, исполнение графиков подготовки гидросооружений в МНП 2018/2019 гг. к навигации 2019 г. были обеспечены в установленные сроки.

Проведен капремонт электрооборудования 0,4-10 кВ, светофорной и сельсинной сигнализации шлюзов № 30 и № 31 Волгоградского РГСиС, а также антикоррозионного покрытия металлоконструкций:

– затворов водопроводных галерей гидроузла № 6 и левой створки АРЗ-141 Волжского РГСиС;

– левой створки АРЗ-142 и двух рабочих затворов водосброса № 48 Береславского гидроузла Донского РГСиС;

– рабочих двустворчатых ворот нижней головы судоходного шлюза и рабочего затвора № 2 водосбросной плотины Воронежского гидроузла Верхне-Донского РВПиС.

Проведен капремонт механического оборудования водопроводных галерей Волгоградского гидроузла Волгоградского РГСиС; металлоконструкций рабочих двустворчатых ворот нижней головы шлюза № 6 Волжского РГСиС; антикоррозионного покрытия металлоконструкций рабочих двустворчатых ворот верхней головы основного судоходного шлюза Константиновского гидроузла Цимлянского РГСиС.

Начался капремонт двустворчатых ворот шлюза № 30, гидросилового и энергетического оборудования межшлюзовой ГЭС, антикоррозионного покрытия металлоконструкций основных двустворчатых ворот средней головы шлюза № 30 Волгоградского РГСиС и металлоконструкций подъемно-опускных ворот и двух ремонтных затворов (верхового и низового) правой водопроводной галереи судоходного шлюза Воронежского гидроузла Верхне-Донского РВПиС.

Для безопасной эксплуатации сооружений на Волгоградском гидроузле проведен ремонт узлов гальсбантов рабочих двустворчатых ворот верхней головы шлюза № 30 и рабочих двустворчатых ворот верхней головы шлюза № 31; поддомкратных плит, вереяльных столбов и порогов рабочих двустворчатых ворот средней головы шлюзов № 30, № 31; рымных ниш шлюзов № 30, № 31; ремонт гидроагрегата № 2 межшлюзовой ГЭС; стеклопанелей помещений механизмов на устоях средней и нижней головы шлюзов № 30, № 31; оборудования шахт насосов откачки камер шлюзов № 30, № 31.

Для повышения надежности и безопасности эксплуатации гидросооружений Волжского и Донского склонов отремонтированы парапеты, тумбовые проемы причальных эстакад шлюзов № 8, № 9, стены камер шлюзов № 2, № 7, входной угол нижних ремонтных ворот правой стороны шлюза № 6 и бетон шлюзов № 3, № 4; асфальтобетонное покрытие правой и левой пришлюзовых площадок шлюза № 6 и правой пришлюзовой площадки шлюза № 3; рабочие двустворчатые ворота шлюза № 13 Ильевского гидроузла; парапеты шлюзов № 11 и № 12 Мариновского гидроузла; здание пристани Ильевка, левый и правый маяки на канале № 122.

В Цимлянском РГСиС проводился ремонт электросилового оборудования с заменой РЩ-0,4 кВ ЦПУ шлюза № 15; уплотнительного контура аварийно-ремонтных ворот шлюза № 14, уплотнительного контура и рабочих тележек ПОВ шлюза № 15 Цимлянского гидроузла; муфт и грузовой вал-звездочки механизма привода сегментных ворот нижней головы судоходного шлюза, металлоконструкций и уплотнительных контуров ремонтных затворов рыбопропускного шлюза и нерестово-рыбоходного канала, плит-перекрытий переходов рыбохода рыбопропускного шлюза № 1 Николаевского гидроузла; антикоррозионного покрытия металлоконструкций подкрановых путей козловых кранов водосливной плотины Константиновского гидроузла.

На Воронежском гидроузле – ремонт антикоррозионного покрытия металлоконструкций рабочих двустворчатых ворот нижней головы, металлоконструкций правой створки ремонтных ворот нижней головы судоходного шлюза. Выполнен комплекс работ при откачанной камере судоходного шлюза и заменен трансформатор ТМГФ-400/10-11 УХЛ1 6/0, 4 Y/Yн0.

На Федоровском гидроузле проводились работы по ремонту рельсовых путей шандорных заграждений верхней и нижней головы, секции № 3, № 4 шандорных заграждений верхней головы левого устоя и нижней головы правого устоя, уплотнительного контура рабочих двустворчатых ворот верхней головы Федоровского судоходного шлюза. Выполнен текущий ремонт ЛЭП 0,4 кВ.

Проведена госэкспертиза деклараций безопасности и получены положительные заключения на гидроузлы № 2, 3, 7, 8, 11, 13, Константиновский и Волгоградский.

В апреле проведены преддекларационные обследования сооружений гидроузла № 1 Волжского РГСиС, Береславского гидроузла, Мариновского гидроузла № 12 Донского РГСиС, Цимлянского гидроузла, шлюз № 15, Николаевского гидроузла Цимлянского РГСиС, Воронежского гидроузла Верхне-Донского РВПиС. В июле проведены преддекларационные обследования сооружений гидроузлов № 5 и № 6 Волжского РГСиС.

В результате выросла надежность и безопасность эксплуатации гидротехнических сооружений.

Навигация в условиях малой водности

Администрация в 2019 году обеспечила гарантированные габариты на водных путях бассейна. Официальное открытие навигации 2019 года в бассейне состоялось 1 апреля, на Волгоградском г/у – 27 марта. Продолжительность по бассейну – 259 дней.

Навигация выдалась более сложной ввиду недостаточной наполненности Цимлянского водохранилища. Приток воды к водохранилищу за период весеннего половодья составил 5,45 км3, что соответствует 50% от нормы – 10,4 км3. Максимальная отметка наполнения Цимлянского водохранилища составила 34,39 м при НПУ 36,00 м.

С учетом фактического наполнения водохранилища в целях обеспечения водохозяйственного комплекса Нижнего Дона и сохранения максимального запаса воды с 23 июня попуск через Цимлянский гидроузел поддерживался на уровне 340 м3/с в течение всей навигации.

К началу декабря уровень воды Цимлянского водохранилища снизился до отметки 32,3 м. Фактические габариты судового хода составили: глубина – 365 см и ширина – 100 м.

Характерными особенностями навигации по сравнению с навигацией 2018 г. можно считать:

Несмотря на увеличение количества флота по сравнению с 2018 годом (на 2%), количество перевезенного груза по Волго-Донскому судоходному каналу в навигацию 2019 года осталось практически на прежнем уровне. Это связано с колебанием глубин в смежных бассейнах, что не позволило максимально использовать судам грузоподъемность.

Не самые благоприятные гидрометеорологические условия в завершающий период навигации. Ледовые условия не позволили обслуживать плавучие знаки СНО до окончания плановых сроков навигации.

Работа за пределами фиксированных сроков навигации в ледовых условиях 10 суток связана с пропуском в этот период негабаритного морского парома «Композитор Гасанов».

Из 2187,5 км внутренних водных путей бассейна 509 км имеют гарантированные габариты судовых ходов, из которых 300 км оборудованы освещаемой судоходной обстановкой, 198 км оборудованы знаками судоходной обстановки отражательного действия, 11 км оборудованы неосвещаемой обстановкой.

В бассейне эксплуатируются 400 береговых и 487 плавучих навигационных знаков. СНО на участке Волгоград – Волгодонск введены в действие по плану – 1 апреля. Выведены 21 ноября, ранее плановой даты – 27 ноября, в связи с ранним ледоставом. Плановый срок действия СНО составил 241 день, а фактический – 235. Береговые СНО действовали 255 дней, до 7 декабря, до прохода последнего транзитного судна.

Для модернизации средств СНО в 2019 г. на канале протяженностью 101 км (шлюз № 1 – шлюз № 13) береговые и плавучие знаки переведены на альтернативные источники энергии. Внедрено светосигнальное оборудование на основе солнечных панелей и литийионных аккумуляторов. Продолжилась работа по эксплуатации береговых СНО с системой дистанционного мониторинга и управления на Цимлянском водохранилище. Производился систематический мониторинг глубин и чистоты судового хода. Проведены дноуглубительные работы: для выполнения государственного задания – 643 889 тыс. м3 (транзитные – в объеме 612 559 тыс. м3, внетранзитные – 31 330 тыс. м3).

Судовладельцы своевременно обеспечивались навигационными картами и корректурным материалом в течение навигации.

Модернизация флота

Администрация эксплуатирует 108 судов технического флота. На 19 из них в 2019 году был выполнен средний ремонт с частичной заменой подводной части корпусов и винторулевых комплексов.

На т/х «Вартан Чмшкян» проекта № 81172 заменены выработавшие ресурс две главные силовые установки и две вспомогательные с дистанционным управлением.

На трех судах Донского РГСиС заменены главные двигатели на новые (т/х «ДТ-16», т/х «Путейский-6» и т/х «Путейский-26»).

В Верхне-Донском РВПиС переоборудован землесос «Донской-423» в целях повышения производительности. Отремонтированы помещения и установлены окна на т/х «Москва-180». На з/с «Кубанский-309» заменены изношенные дизель-генераторы на новых ЯМЗ-238, кабельные трассы и электрооборудование, включая ГРЩ.

В межнавигационный период уточнялись схемы расстановки СНО на магистральных водных путях бассейна, готовился корректурный материал к лоцманским картам, проводился необходимый ремонт флота и средств навигационного оборудования. Обеспечен в достаточном количестве запас плавучих знаков. Диспетчерский аппарат и лоцманы прошли аттестацию и подготовились к работе по обеспечению безопасного пропуска и к проводке судов в бассейне.

Особое внимание инспекции портконтроля – нормативным актам

 

В 2018 году вышли нормативно-распорядительные документы, существенно изменившие работу служб и отделов, обеспечивающих безопасность судоходства. С 08.09.2018 начали действовать Правила плавания судов по ВВП, с 27.08.2018 – Правила движения и стоянки судов в Волго-Донском бассейне.

Сергей Комаров, и.о. первого заместителя руководителя – капитана Волго-Донского бассейна ВВП

Изданы Правила учета плавобъектов, Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, Правила ведения судового журнала и Правила ведения судовой роли на судах ВВТ.

С 22.05.2018 утратил силу приказ Минтранса и Минтруда от 11 марта 1994 г.
№ 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов».

– В 2019 году в бассейне было запланировано 260 инспекций судов и плавучих объектов. Проведено 273 инспекции судов и плавобъектов, в том числе 21 – пассажирских и грузопассажирских судов. Выявлено 763 нарушения обязательных требований, временно задержано 13 судов. Основными причинами задержаний послужило отсутствие на судах документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ РФ.

Особое внимание в 2019 году инспекторы уделяли проверке соблюдения судоводителями новых нормативных актов, поскольку изменения коснулись таких обязательных документов, как судовые журналы и судовая роль. В навигацию 2019 года судовладельцы обеспечили свой флот новыми судовыми журналами, соответствующими Правилам ведения судового журнала на судах.

После выхода нового Положения о дипломировании членов экипажей судов у инспекторов портконтроля появилась дополнительная возможность проверить у них подлинность дипломов и квалификационных свидетельств. Более того, по Положению все выданные квалификационные документы заносятся в информационную систему портконтроля, что исключает возможность назначения на должности случайных лиц.

Теперь и учет плавобъектов

Процесс регистрация судов (в том числе маломерных) состоит из самой регистрации, а также возникновения, перехода и прекращения права собственности и других вещных прав на них, ограничений (обременений) указанных прав, в том числе регистрации договоров аренды судов без экипажа и ипотеки. При этом выдаются:

– свидетельство о праве собственности на судно;

– свидетельство о праве плавания под флагом РФ;

– свидетельство об исключении судна из судового реестра;

– судовой билет.

В отдел регистрации судов и дипломирования поступают многочисленные запросы о предоставлении информации из судового реестра, на которые выдаются выписки, содержащие сведения о судах и зарегистрированных на них правах или мотивированные отказы в предоставлении информации.

При этом в связи с вступлением в силу Правила учета плавобъектов у отдела появилась новая функция – учет плавобъектов, находящихся в Волго-Донском бассейне ВВП.

Большие законодательные перемены

Большие изменения произошли в связи с выходом Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания. На этот раз перемены коснулись всех членов экипажей судов, так как было отменено разделение судов и земснарядов на группы, изменены формы бланков дипломов и свидетельств, порядок прохождения квалификационных испытаний и т.д. Квалификационной комиссии и отделу госрегистрации судов и дипломирования пришлось приложить немало усилий, чтобы переход на новый порядок был произведен в короткие сроки.

Так, в 2019 году Администрация приобрела программный комплекс для проведения квалификационных испытаний. Поэтому все кандидаты проходят компьютерное тестирование по перечню вопросов, согласованных Росморречфлотом. Также программный комплекс применяется при проверке знаний «Правил плавания по внутренним водным путям РФ» (утверждены Минтрансом 19.01.2018) у несущих ходовую навигационную вахту и имеющих дипломы и квалификационные свидетельства, выданные на основании Положения о дипломировании членов экипажей морских судов. Данная услуга была наиболее востребована в 2019 году, и квалификационная комиссия проверила знания всех обратившихся кандидатов.

Кроме того, в связи с отменой приказа Минтранса и Минтруда от 11 марта 1994 г. № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» в Администрации прекращена аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов. Однако из-за этого создалась ситуация, при которой невозможно выдать лоцманское удостоверение лицам, претендующим на работу лоцманом.

В прошедшем году в квалификационной комиссии прошли аттестацию 18 специалистов, ответственных за безопасность судоходства и СУБ в судоходных компаниях, выдано 256 дипломов командному составу и 122 квалификационных свидетельства рядовому составу, 262 человека прошли проверку знаний «Правил плавания по внутренним водным путям РФ».

Триединая задача безопасности

Основная цель диспетчерского регулирования в бассейне Волго-Дона – это организация безопасного пропуска судов через шлюзы и ВВП, перехода через Цимлянское водохранилище, пропуска негабаритных составов.

С начала навигации 2017 года в Администрации проходила испытания автоматическая система регулирования процессами движения и шлюзования судов в бассейне, в 2019 году она принята в эксплуатацию.

В навигацию 2019 года совместно с НПП «Салют» проводились внедрение и опытная эксплуатация речной информационной системы. Опытная эксплуатация ее продолжится в 2020 году с привлечением всех филиалов.

Морские вести России №1 (2020)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ